ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.3 ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
2.1. МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
2.3. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время физическое воспитание подрастающего поколения выступает как в роли неотъемлемой составной части общей системы воспитания населения, так и необходимым элементом физического становления отдельного подростка.
На сегодняшний день требования предъявляемые социумом, к физической подготовленности детей обуславливают необходимость качественного преобразования физического воспитания в образовательных учреждениях, в частности в общеобразовательных школах.
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
Занятия в школе физической культурой дают возможность детям достигать рекомендованных уровней физического развития, а также обучают необходимым умениям и навыкам, чтобы дети оставались физически активными в будущем.
Посредством занятий физической культурой школьники становятся активными. Физическая активность может снизить риск сердечных заболеваний и увеличить продолжительность жизни здоровых людей, а также может снизить вероятность ожирения и других проблем, связанных с весом. Объект исследования - процесс физического воспитания детей старшего школьного возраста.
Также физическая активность оказывает положительное психическое воздействие на школьников. Когда дети занимаются физическими упражнениями, выделяются эндорфины. Эндорфины - это гормоны, которые способствуют хорошему настроению и ощущению счастья.
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель физического воспитания раскрывается и конкретизируется в общих задачах. Задачи представляют собой основные направления и концентрированные программы реализации цели.
Оздоровительные задачи – укрепление состояния здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма, обеспечивающих проявление двигательных качеств, воспитание правильной осанки.
Образовательные задачи – формирование систем двигательных умений и навыков, вооружение занимающихся необходимыми знаниями с целью использования средств физического воспитания в быту, трудовой и оборонной деятельности.
Воспитательные задачи – формирование высоких моральных и волевых качеств, овладение нормами нравственного поведения, содействие умственному, трудовому и эстетическому воспитанию.
1.1 Характеристика возрастных особенностей учащихся
Возрастом в психологии называют специфическую ступень развития в онтогенезе индивида в личность и личности в индивидуальность, это временные характеристики индивидуального развития. Возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику (Л.С. Выготский) [4].
Продолжительность любого возраста определяется по периодам, равным одному году, трем, пяти годам с переходным кризисным периодом. Выделяются хронологический и психологический возраст, и они не совпадают. Психологический возраст способствует развитию индивид-личность-индивидуальность, где происходят качественные изменения потребностей, интересов, развитие мышления, памяти и т.д. Здесь оказывают свое влияние факторы саморазвития, социокультурный, обучающий, коммуникативный и др.
Глава 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
2.1. Методы и задачи физического воспитания
Особенности методики физического воспитания.
В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей, к дозировке физической нагрузки [21].
Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.
При организации занятий с юношами надо помнить, что им предстоит служба в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.
В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической и др.). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на развитие быстроты перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости [1].
На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и двигательные способности [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многочисленные исследования показали, что регулярная физическая активность увеличивает продолжительность жизни и снижает риск преждевременной смертности. Не существует волшебной формулы, которая переводит часы физической активности в часы полученной жизни, но исследования показывают, что люди, которые более активны, имеют тенденцию быть более здоровыми и жить дольше.
Регулярные физические упражнения и физическая активность увеличивают мышечную силу, плотность костей, гибкость и стабильность. Физическая форма может снизить риск случайных травм и повышает устойчивость к ним.
Сидячий образ жизни и недостаток физической активности могут негативно сказаться на организме человека. Отсутствие физической активности связано с повышенным риском возникновения некоторых видов рака, многочисленных хронических заболеваний и проблем с психическим здоровьем. Известно, что физические упражнения улучшают настроение и психическое здоровье и обеспечивают многочисленные преимущества для здоровья.
Именно поэтому физическое воспитание так важно на всех этапах развития организма человека.
Многогранность задач физического воспитания, решаемых в старшем школьном возрасте, позволяет не только продолжать формировать знания о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развивать волевые и нравственные качества, вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля, но также формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей; содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции; осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий.
1. Барков, В.А. Физическая культура и спорт. Педагогическая практика в школе : Учеб. пособ. для студ. вузов / В.А. Барков, Ю.К. Рахматов. – Гродно : Гродненски гос. ун-т, 2003. – 163 с.
2. Бойченко, С.Д. Классическая теория физической культуры: Введение. Методология. Следствия / С.Д. Бойченко, И.В. Бельский. – Минск : Лазурак, 2002. – 312 с.
3. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2010. - 344 c.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1983.
5. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медикобиологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с
7. Гойхман П.Н. Физическая культура в школе/ П.Н. Гойхман, О.Н. Трофимов. − М.: ФиС, 2004. − 379с.
8. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: учеб. пособие / Г.Доман. - М.: Аквариум, 2005.-148 с.
9. Иванченко, Е.И. Основы системы спортивной подготовки: учеб.-метод. пособие / Е.И. Иванченко ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2012. – 278 с.
10. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
11. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
12. Круцевич Т.Ю.Теория и методика физического воспитания/ Т.Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 423 с.
13. Кузнецов В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод.пособие: учеб. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.-151 с.
14. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, − 1999. - 374 с.
15. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации: учеб. пособие / Л.И.Лубышева. - М.: ИНФРА-М, 2004.-137с.
16. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей школьного возраста: учеб. пособие / Ю. Ф. Луури. - М.: Феникс, 2003.- 172 с.
17. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев – М. : Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – С.16-27.
18. Наскалов, В.М. Теория и методика физического воспитания : учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-03 02 01, магистрантов спец. 1-08 80 04, слушателей ИПК УО "ПГУ" спец. 1-89 02 75 : в 2 ч. Ч. 1 / М-во образования РБ, Полоцкий гос. ун-т. - Новополоцк : ПГУ, 2008 ; 2010. - 227 с.
19. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
20. Физическая культура и здоровье. V-XI классы : учеб. программа для учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 115 с.
21. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
22. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2003. С. 198-199.
23. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1995.