Введение
1. Теоретический анализ профессионального самоопределения молодежи
1.1. Понятие «профессиональное самоопределение» и его характеристика
1.2. Особенности профессионального самоопределения молодежи
1.3. Характеристика мотивов выбора профессии у молодежи
2. Основные направления профессионального самоопределения молодежи формирования мотивации
2.1. Опыт СППС по формированию мотивации выбора профессии у молодежи
2.2. Методические рекомендации формирования мотивации выбора профессии у молодежи
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Профессиональное самоопределение представляет собой, с одной стороны, принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, с другой – интегральным свойством личности, способствующим осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора. Зарубежные и отечественные психологи успешность профессионального самоопределения связывают, в первую очередь, с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. Ведущая роль в профессиональном выборе принадлежит мотивами и потребностям старшеклассника.
Выбор жизненного пути и профессиональной направленности происходит в юношеском возрасте. У старшеклассников появляется избирательность отношения старшеклассников к различным профессиям. К развитию личности учащихся раннего юношеского возраста сегодня предъявляются требования к ее самоопределению, формированию навыков активной жизненной позиции, потребности самостоятельного принятия решений и готовности нести ответственность за них, а также способности управлять свои поведением.
Отношение к выбранной профессии отражает мотивационно-ценностный аспект. Выбор профессии является сложным и длительным мотивационным процессом, так как от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. В целом профессиональная деятельность представляет собой важнейшую сторону жизнедеятельности человека, которая способствует самореализации личности, актуализации всех ее возможностей.
1. Теоретический анализ профессионального самоопределения молодежи
1.1. Понятие «профессиональное самоопределение» и его характеристика
Профессиональное самоопределение в психологии рассматривается как форма социализации личности, связанная с осознанием индивида своих возможностей; как определенный этап в развитии личности, на котором происходит построение планов на будущее и поиск себя в различных социальных ролях; как этап профессионального становления.
Самоопределение определяется как относительно самостоятельный этап социализации, предполагающий формирование у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности с учетом своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны социума [29, с. 121].
В работе О.В. Голубь профессиональное самоопределение понимается как уровень субъектности сензитивный к труду в общем контексте социализации, показателем которого выступает профессиональное самосознание [9, с. 163].
Профессионально самосознание предоставляет собой совокупность представлений индивида о себе как о профессионале, система отношений к себе как к субъекту труда [19, с. 183].
Процесс профессионального самоопределения как определенный этап в развитии личности включает себя:
– развитие профессионального самосознания;
– формирование системы ценностных ориентаций;
– моделирование своего профессионального будущего;
– построение идеальных образов профессионала [19, с. 189].
Профессиональное самоопределение как этап профессионального становления рассматривается Е.А. Климовым, Э.Ф. Зеером, А.К. Марковой.
2. Основные направления профессионального самоопределения молодежи формирования мотивации
2.1 Исследование особенностей профессионального самоопределения молодежи
Цель эмпирического исследования: выявить особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе ГУО «…». Всего в исследовании приняли участи 30 учащихся 11-х классов. Выборку исследования составили 15 юношей и 15 девушек в возрасте 16-17 лет.
Методы исследования:
1. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
2. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной).
1. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
Назначение методики: определение ведущего типа мотивации при выборе профессии. Текст опросника включает 20 утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии.
С помощью методики можно следующие виды мотивации:
– внутренние индивидуально-значимые мотивы (личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения);
– внутренние социально-значимые мотивы (общественная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения);
– внешние положительные мотивы (материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия);
– внешние отрицательные мотивы (воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения, других санкций негативного характера).
Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Ниже приводятся утверждения, характеризующие любую профессию. Оцените, пожалуйста, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность. Поставьте напротив каждого утверждения соответствующий вашему ответу балл. Ответы могут быть 5 видов:
– «очень сильно повлияло» - 5 баллов;
– «сильно повлияло» - 4 балла;
– «средне повлияло» - 3 балла;
– «слабо повлияло» - 2 балла;
– «никак не повлияло» - 1 балл».
Обработка результатов осуществляется согласно ключу методики.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что профессиональное самоопределение – это осознание индивидом уровня развития своих профессиональных способностей, совокупности профессиональных мотивов; процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности. Структурными компонентами профессионального становления являются мотивационный (потребность в самоопределении), когнитивный (наличие профессиональных предпочтений), операциональный (качества, важные для профессионального самоопределения и профессионального выбора). Самоопределение представляет собой осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Выбор профессии представляет собой компонент профессионального самоопределения старшего школьника. В старших классах появляются весьма устойчивые мотивы, связанные с представлениями и намерениями школьникам, касающиеся своей будущей жизнедеятельности. Выбор профессии старшеклассников определяется внутренними и внешними мотивами, которые могут быть положительными и отрицательными, а также индивидуально и социально значимыми. Мотивы могут быть внутренними (индивидуально или социально) значимыми, внешними (положительными или отрицательными).
В результате проведенного эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам. Существуют достоверные различия между группами юношей и девушек в преобладающих мотивах выбора профессии. У юношей в старших классах более выражены внутренние социально значимые мотивы и внешние отрицательные мотивы; у девушек в старших классах более выражены внутренние индивидуально значимые мотивы и внешние положительные мотивы.
1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. – 280 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
3. Белых, И.Л. Профессиональное становление студентов вузов как путь реализации активной позиции / И.Л. Белых // Вестник Красноярского гос. ун-та. – 2012. – № 4. – С. 157-161.
4. Бесклубная, А.В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников / А.В. Бесклубная // Известия СНЦ РАН. – 2011. – № 2–4. – Т. 13. – С. 768–770.
5. Вартанова, И.И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников / И.И. Вартанова // Психологический журнал Междунар. ун-та природы, общества и человека «Дубна». – 2010. – № 4. – С. 21-28.
6. Врублевская, М.М. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 80 с.
7. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 19-27.
8. Головей, Л.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ / Н.А. Грищенко. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 79 с.
9. Голубь, О.В. Профессиональное самоопределение в контексте социализации / О.В. Голубь // Вестник ВолгГУ. – 2013. – № 2. – С. 163-167.
10. Давыдюк, Л.В. Мотивы выбора профессии старшеклассниками / Л.В. Давыдюк, О.Н. Истратова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 5. – С. 85-88.
11. Журавлева, О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников / О.В. Журавлева // Известия высших учебных заведений. – 2015. – № 1. – С. 159 – 160.
12. Закирова, М.А. Развитие ответственности в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.А. Закирова. – Казань, 2010. – 18 с.
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2005. – 336 с.
14. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л.А. Йоваша. – М.: Просвещение, 1983. – 28 с.
15. Кипурова, С.Н. Сущность профессионального самоопределения студента вуза / С.Н. Кипурова // Известия ТГУ. – 2014. – № 1. – С. 57-62.
16. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
17. Кобазова, Ю.В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников / Ю.В. Кобазова // Вестник Северо-Восточного фед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 52-56.
18. Кулакова, А.И. Особенности формирования осознанности профессионального выбора в период общего обучения / А.И. Кулакова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2015. – Том 21. – С. 78-81.
19. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 312 с.
20. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
21. Мисиров, Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Д.Н. Мисиров. – Ростов н/Д., 2000. – 19 с.
22. Некрасова, О.Н. Мотивы выбора профессии / О.Н. Некрасова // Вестник Прикумского соц. института. – 2016. – № 3 (75). – C. 121-124.
23. Поваренков, Ю.П. Профессиональное становление личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю.П. Поваренков. – Ярославль: ЯГПУ, 1999. – 359 с.
24. Попович, А.Э. Формирование у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобраз.школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Э. Попович. – Москва, 2004. – 19 с.
25. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
26. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 536 с.
27. Ретивых, М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема / М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во БГПИ, 1994. – 125 с.
28. Ретунская, Т.Н. Выбор профессии как психологический феномен / Т.Н. Ретунская // Высшее образование в России. – 2012. – № 8-9. – С. 126-130.
29. Трофимова, Е.Л. Особенности профессионального самоопределения студентов-психологов / Е.Л. Трофимова // Ученые записки ЗабГУ. – 2011. – № 1. – С. 121-126.
30. Федорова, Ю.А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы / Ю.А. Федорова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 136-140.
31. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, H.H. Захаров. – М.: Педагогика, 1987. – 202 с.
32. Шапкина, Е.А. Мотивы выбора профессии учащимися 10-11 классов / Е.А. Шапкина, Т.М. Урутина, Л.Г. Агеева // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 9. – С. 1-7.
33. Эриксон, Э.Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.