ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТНР
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
1.2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТНР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТУ "ЧЕЛОВЕК И МИР" УЧАЩИХСЯ С ТНР
2.1 ОБЛАСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
2.2 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Главным приоритетом современного образования является обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию ученика.
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка, имея полноценный слух и интеллект. Это – группа детей с общим недоразвитием речи.
Уроки «Человек и мир» способствуют развитию интереса учащихся к окружающему миру, формированию коммуникативных знаний, умений, навыков, способов практической деятельности, отражающихся в активной речи учащихся, что определяет улучшение их социальной адаптации, успешное функционирование в коммуникативных сферах жизнедеятельности.
Актуальность исследования работы обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов обучения младшего школьника с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: выявить возможности использования арт-технологий в процессе обучения младших школьников с нарушениями речи предмету "Человек и мир".
Задачи исследования:
1) определить теоретические основания применения арт-технологий в работе с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи;
2) раскрыть педагогические условия применения арт-технологий в работе с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи в процессе изучения предмета «Человек и мир»;
3) разработать методику использования арт-технологий в процессе обучения младших школьников с нарушениями речи предмету «Человек и мир».
Объект исследования – процесс обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи предмету «Человек и мир».
Предмет исследования – использование арт-технологий в обучении младших школьников с нарушениями речи предмету «Человек и мир».
Методология исследования. Методологической основой исследования стали работы ученых, которые занимаются проблемами обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Л.М. Фридман, С.Ю. Кондратьева и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ, педагогическое моделирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ с ТНР
1.1 Теоретические основания применения арт-технологий в работе с младшими школьниками
Под арт-технологиями понимают совокупность приемов и методов организации учебной деятельности, основанных на элементах творческой деятельности [2, с. 14].
Е.В. Таранова определяет понятие «Арт-технологии» как «совокупность средств, принципов и механизмов разных видов искусства, для пробуждения ими художественной активности личности в целях оптимального профессионально-педагогического решения задач воспитания, обучения и развития (не преследуя при этом специальных целей серьезного художественного образования)» [22, с. 9].
Их основа в педагогике и психологии состоит из методик и приемов арт-терапии, которые были обоснованы в 1938 г. А. Хилл. Сегодня наравне с этим термином используются и такие, как «терапия креативностью», «технология арт-терапии», «арт-психология», «креативная терапия», «терапия креативного самовыражения».
Интерес к использованию арт-технологий в образовательном процессе связан с их возможностями без применения насилия исправить недостатки воспитания и негативные личностные качества ребенка, развить его эмоциональную сферу, образное мышление, воображение и творческий потенциал. , В то же время эти технологии позволяют самому учителю быть креативным, поскольку «Арт-технология - это креативный дизайн творческих действий (взаимодействий), эмоционально значимых для школьников, посредством искусства, системы педагогических методов, реализация которых способствует к активному формированию личности, развитию духовно-нравственной культуры и необходимости самосовершенствования [6]. Использование арт-технологий позволяет учащемуся развить позитивную мотивацию к обучению, раскрыть его творческий потенциал, дает возможность каждому учащемуся выразить себя, необычно представлять новый материал, который в дальнейшем будет способствовать формированию ассоциативного ряда. и, как следствие, более солидное обучение [2, с. 23].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТУ "ЧЕЛОВЕК И МИР" УЧАЩИХСЯ С ТНР
2.1 Области эффективного использования арт-технологий при изучении предмета «Человек и мир» детей младшего школьного возраста с ТНР
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики [11, с. 302]. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Дети с ТНР довольно длительное время самостоятельно не вступают в речевой контакт, у них наблюдается несогласованность между всеми видами деятельности и речью, таким детям трудно подчинять свои действия словесным инструкциям. У детей с ТНР задержка активной речи сочетается с нарушением ее понимания и резким сужением объема разговорно-бытовой речи [14, c. 68].
Клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи позволило выделить три основные группы детей [13, с. 45].
Первая группа характеризуется признаками общего недоразвития речи, не сочетающимися с другими выраженными нарушениями нервно-психической деятельности, и отсутствием локальных поражений центральной нервной системы (неосложненный вариант общего недоразвития речи).
Вторая группа характеризуется сочетанием речевого расстройства с рядом неврологических и психопатологических синдромов (осложненный вариант общего недоразвития речи).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Использование арт-технологий в современной школе является важной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В число видов арт-технологий входят: средства наглядности, просмотр фильмов, прослушивание музыкальных композиций, работа над творческими проектами, изучения песен и стихов, исполнения ролей в диалогах, ролевых игр, написания художественных композиций. Использование арт-технологий предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать самостоятельное, практическое применение добытых ими знаний. В учебном процессе арт-технологии могут применяться при объяснении нового материала, закреплении и обобщении изученного материала, организации самостоятельной работы учащихся, проведении текущего контроля, организации лабораторной работы, как стимуляторы и тренажеры, в качестве дистанционного образования.
Обучение предмету «Человек и мир» должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к предмету, к изменениям в природе. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций. Поэтому оправданным является применение арт-технологий.
Обучение предмету «Человек и мир» детей с ТНР невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках по предмету «Человек и мир» в младших классах учитель учит повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности.
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Актуальные проблемы методики обучения в начальных классах / под ред. М.И. Моро. –М. : Педагогика, 1997. – 220 с.
3. Арзуманова Л. В. Применение арт-технологий в начальной школе для развития речи детей // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: материалы Междунар. науч-практ. конф. (г.Тамбов, 30 мая 2015г.). – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». – 2015. – С.16–18.
4. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / А.В. Аркадьева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. –№ 2. – С. 29-34.
5. Баканова А. С. Пескография (sand-art) – рисование песком на стекле // Научный форум: мат.VI Междунар. ст. электр. научн. конф. (2014 г.) [Электронное издание]. – URL: http://www.scienceforum.ru/2014/723/5138
6. Бурачевская О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 139-142.
7. Бурачевская О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №1. – С. 148-150.
8. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №3. – С. 105-107.
9. Быков, А.К. Методы активного обучения : учебное пособие / А.К. Быков. – М. : Сфера, 2015. – 160 с.
10. Веденькина М.В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом их полоролевых особенностей: автореф. дисс. … канд. пед. наук / М.В. Веденькина. – Волгоград, 2007. – 27 с.
11. Вернигора, А.Н. Мультимедийные презентации как средство обучения / А.Н. Вернигора // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – №25. – С. 706-709.
12. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М. : Просвещение, 2000. – 320 с.
13. Зуёнок, А.В. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе / А.В. Зуёнок, А.А. Казакова // Информационные технологии в образовании, науке и производстве : IV Международная научно-техническая интернет-конференция, 18-19 ноября 2016 г. Секция Современные информационные технологии в преподавании технических и гуманитарных дисциплин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rep.bntu.by/handle/data/27264.
14. Изотов, И.В. Мультимедийные средства обучения и их возможности в подготовке учащихся общеобразовательных школ / И.В. Изотов // Интеграция образования. – 2008. – №3. – С. 112-115.
15. Кацер, О. В. Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей // Музыкальная палитра. – 2003. – № 3. – С.29–31.
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
17. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. – М. : Эксмо, 2008. – 944 с.
18. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: начальная школа / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2004. – 384 с.
19. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе : практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2006. – 256 с.
20. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения младших школьников: учебный практикум / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 248 с.
21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина ; под ред. А.Г. Рузской. – М. : Логос, 1997. – 220 с.
22. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 140 с.
23. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
24. Методика преподавания предмета "Человек и мир" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия / [авт.-сост. Т. С. Кухаренко] ; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П. М. Машерова", Каф. коррекционной работы. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,5 Мб). – Витебск., 2012. – Режим доступа: www.lib.vsu.by. – Дата доступа: 12.01.2019.
25. Речицкая, Е.Г. Проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников с нарушениями / Е.Г. Речицкая // Преподаватель ХХI век. – 2014. – № 1. – С. 135-141.
26. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – Москва : Народное образование, 2008. – 358 с.
27. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1976.– 280 с.
28. Степанова, О.А. Игровая школа мышления : методическое пособие / О.А. Степанова. – Москва : Наука, 2003. – 128 с.
29. Таранова, Е.В. Анализ термина «арт-педагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий / Е.В. Таранова // Педагогика и психология. – 2012. – №1 (2). – С. 9.
30. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2008. – 144 с.
31. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 238 с.
32. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М. : Знание, 2010. – 80 c.
33. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва : Сентябрь, 1996. – 120 с.
34. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 2000. – 280 с.