Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования воспитания посредством белорусской народной педагогики
1.1. Сущность народного воспитания дошкольников
1.2. Воспитательный потенциал народной культуры белорусов
Глава 2. Условия использования средств народной педагогики в воспитании детей старшего дошкольного возраста
2.1. Разработка комплекса использования средств народной педагогики в воспитании
2.2. Разработка по использованию средств народной педагогики в старшей группе
Заключение
Список использованных источников
Введение.
На современном этапе одним из важнейших условий решения социальных, экономических и политических задач является упрочение духовно-нравственных основ современного общества. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о воспитании граждан Республики Беларусь.
Духовные потребности современных детей весьма занижены, произошли серьезные изменения в ценностных ориентациях подрастающего поколения, которые проявились в перспективных жизненных планах детей и подростков, в переосмыслении ими представлений о своем месте в социуме. Новейший образ жизни создает психологию, при которой такие ценности, как добро, порядочность, патриотизм, детьми просто не воспринимаются всерьез.
В современном мире в обществе всё больше сторонников приобретают представления о том, что именно образование может стать ключом к решению большинства глобальных проблем современного мира. Современные подходы к проблеме воспитания детей различного возраста отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: С. А. Козловой, Л. А. Кондрыкинской, О. Л. Князевой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, М. Д. Маханевой, Л. Е. Никоновой, А. П. Орловой и др. Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на «старые» проблемы. В настоящее время воспитание в духе национальных традиций предполагает формирование отношения, прежде всего к малой родине, ее просторам и природным богатствам, ее истории и противоречивым сегодняшним реалиям, народу, ее населяющему, его культуре и традициям.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Беларуси, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Глава 1. Теоретические основы исследования воспитания посредством белорусской народной педагогики.
1.1 Сущность народного воспитания дошкольников.
В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья людей, кризисом культуры и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает поиск адекватных нравственно-этических решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования и воспитания. Воспитание в широком социальном смысле включает в себя воздействие на личность и общество окружающей среды, в узком смысле – это целенаправленная деятельность по формированию у личности определенных качеств.
В связи с тем, что народные традиции заключают в себе огромные потенциальные возможности воспитательного воздействия на молодое поколение, вопросу об их роли в системе воспитания посвящено значительное число специальных исследований, вносящих серьезный вклад в разработку этой проблемы.
К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.
Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.
Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Глава 2. Условия использования средств народной педагогики в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Разработка комплекса использования средств народной педагогики в воспитании.
Формирование культуры на народных традициях у дошкольников осуществляется следующими способами:
1. Путем знакомства и включения дошкольников в белорусские народные игры. (На эмоциональном фоне происходит единение с культурой и бытом наших предков, формируется стойкий познавательный интерес к национальной культуре – «Проса», «Іванка», «Хата лесавіка», «Конікі”, «Зязюля» и т.д.).
2. Введение детей в социальную действительность в доступных формах (игра с применением различных видов предметно-практической деятельности - соломоплетение, вытинанка, изготовление игрушек из глины, льна, подручного материала с последующим обыгрыванием их «Падарожжа ў беларускую хату», «Мая весачка», «Магазин белорусской игрушки» и др.).
3. Охват круга системы актуальных знаний. Включение детей в игровую деятельность, отражающую реальные события нашей страны в различных сферах деятельности: труде, спорте, мирной армии. («Збіраем ураджай», «Труд родной земли», «Защитники Беларуси», «Наши олимпийцы» и др.)
4. Учет воспитывающей среды, местности, которая представляет собой совокупность социально-ценностных ориентаций. (Дидактические игры на знание своего города, его достопримечательностей – «Город, в котором мы живем». Игры-путешествия «Моя Родина – Беларусь», «Чей герб», «Назови областной город» и др.)
5. Воспитание бескорыстной любви к родной природе, желания защищать природу, приумножать ее богатства и красоту («Мой родны кут, як ты мне мілы…», «Птушкі Беларусі», «Цветы и семена», «Озера Беларуси», «Путешествие в Беловежскую пущу» и т.д.)
6. С целью воздействия на эмоциональную сферу, формирования стойкого желания участвовать в белорусской народной игре, проводится ряд музыкальных игр-забав: «Да дзеда ў госці», «Мак», «Бондар», «Касцы», «Садзім бульбу».
Заключение.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Это эффективное средство формирования личности ребенка, его нравственных и волевых качеств, в игре осознается необходимость влияния на мир. Важнейшее место в воспитании дошкольников занимают белорусские национальные подвижные игры, которые можно использовать как на уроках, так и в повседневной жизни детей, на прогулках, во время спортивных мероприятий и развлечений.
Среди традиций народной педагогики, наиболее актуальных для нравственного воспитания школьников, можно выделить следующие группы: фольклор (с использованием фольклорных жанров: песни, пословицы, загадки и т. д.); праздничный и игровой (ознакомление учащихся с праздничной и игровой культурой), экологически чистый (воспитание уважения к природе родного края), ремесло и труд (воспитание усердия путем включения в народные промыслы, характерные для людей, живущих на данной территории ). Следует отметить, что в процессе использования народных традиций и обычаев в воспитании детей обеспечивается преемственность поколений, что является условием постоянного развития.
Многие задачи дошкольного воспитания детей решаются с помощью дидактических игр. Особое внимание уделяется тематическим играм, которые позволяют закрепить знания о животных, птицах, рыбах, растениях родного края. Углублению знаний детей о городах нашей страны способствуют игры и упражнения, которые знакомят детей с их местонахождением.
1. Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 305 с.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
3. Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. – М. : Просвещение, 1973. – 180 с.
4. Буткевич, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание: методологические подходы и принципы / В. В. Буткевич // Народная асвета. – 2012. – № 2. – С. 33–38.
5. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи : пособие для рук. учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В.В. Буткевич. – Минск : Універсітэцкае, 2007. –100 с.
6. Выкарыстанне сучасных тэхналогій на ўроках беларускай мовы і літаратуры / В.У. Бухавец [ і інш.] ; пад агульнай рэд. С.І. Цыбульскай. – Мінск : Сэр-Вит, 2006. – 208 с.
7. Жлоба, С.П. Народная педагогика Полесья : монография / С.П. Жлоба. – Брест : Изд–во БрГУ,2002. – 328 с.
8. Захарчук, Л.А. Педагогический потенциал белорусской этнокультуры в контексте нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи / Л.А. Захарчук // Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации : материалы заоч. науч.-метод. конф., 15–17 мая 2013 г. [Электронный ресурс]. – Минск : РИВШ, 2013. – С. 146–150.
9. Ивашкина, Н.А. Народные традиции патриотического воспитания подрастающего поколения / Н.А. Ивашкина // Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (6 апреля 2006 г.). – М. : МПГУ, 2006. – С. 162-165.
10. Ковалевич, М.С. Народные традиции в развитии семейно-бытовой культуры детей : пособие / М. С. Ковалевич, И.А. Швед ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2013. – 100 с.
11. Ковалевич, М.С. Профессиоведческая и психологическая поддержка старшеклассника : учебно-методическое пособие / М.С. Ковалевич. –Брест : БрГУ, 2009 .– 98c.
12. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов ; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24–е изд., испр. – М. : Мир и Образование,2005. – 1200 с.
13. Ракава, Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай весцы / Л.В. Ракава. – Мінск : Ураджай, 2000. – 111 с.
14. Ракава, Л. З гісторыі беларускай сям’і / Л. Ракава // Роднае слова. – 1997. – №6. – С. 172–181.
15. Сысоў, У.М. З крыніц спрадвечных / У.М. Сысоў. – Мінск : Выш. школа, 1997. – 415 с.
16. Чэчат, В.В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка –метадалагічны аспект) / В.В. Чэчат. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. – 195 с.
17. Шасцiмоўны слоўнiк прыказак, прымавак i крылатых слоў / пад рэд. Н. А. Ганчаровай. – Мінск :БелЭн, 1993. – 450 с.
18. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
19. Юзефавичус, Т.А. Этнокультурный аспект социально-педагогической работы с молодежью / Т.А. Юзефавичус ; Известия акад. пед. и соц. наук. – М., 2006. – С. 606–616.