Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью накопления знаний и представлений о гендерных особенностях развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, которые являются бесценным источником построения адекватной системы педагогической и психологической работы с дошкольниками.
В настоящее время гендерные исследования представляют собой одно из наиболее активно разрабатываемых направлений в современной психологической науке. Принципиальным здесь является рассмотрение различных характеристик личности, выходящее за рамки половой принадлежности как биологического показателя. Понятие «гендер» рассматривается как социальный пол личности, формирующийся под влиянием различных социокультурных факторов: гендерных стереотипов общества, гендернотипизированных стратегий поведения и т.д. [6].
Проблема изучения гендерных различий в познавательной деятельности детей является значимой, но вместе с тем, недостаточно изученной. В отечественной психологии изучением проблемы развития внимания занимали известные отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Дж. Миль, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева).
Однако, исследований, направленных на изучение гендерных различий в свойствах познавательных психических процессов, в частности внимания, недостаточно.
В настоящее время обнаруживается противоречие между необходимостью выявления гендерных особенностей познавательных процессов у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной освещенностью теоретических и практических аспектов этой проблемы в современной литературе, с другой стороны.
1.1 Внимание как познавательный психический процесс, его виды и свойства
Внимание – это познавательный психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания выступают предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир [10, с. 68].
Особенность внимания заключается в том, что они не является самостоятельной психической функцией. Внимание представляет собой особую форму психической активности человека, входящая как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание – это характеристика любого психического процесса: восприятия, мышления, воображения.
Отечественный ученый П.Я. Гальперин [9, с. 57] отмечал, что внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. Внимание также не имеет своего отдельного, специфического продукта, т.к. его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
Внимание всегда обусловлено потребностями, мотивами, целями, установками индивида. Направленность внимания определяется как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.
Цель эмпирического исследования: выявить гендерные различия в свойствах внимания детей дошкольного возраста.
Исследование осуществлялось в три этапа:
– на первом этапе осуществлялся подбор методов и методик диагностики, формировалась выборка исследования;
– на втором этапе проводилось непосредственное изучение свойств внимания у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста посредством тестирования;
– на третьем этапе осуществлялось подведение итогов исследования, формулирование выводов.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в свойствах внимания у мальчиков и девочек.
Исследование гендерных различий в свойствах внимания детей дошкольного возраста включало:
1. Исследование уровня внимания.
2. Определение продуктивности и устойчивости внимания.
3. Оценку распределения внимания.
4. Оценку переключения внимания.
5. Определение объема внимания.
Методики исследования: 1) методика «Найди 10 отличий», позволяющая выявить уровень внимания; 2) методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания» (Р.С. Немов); 3) методика «Оценка распределения
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Рассмотрены виды и свойства внимания, раскрыты особенности проявления внимания в дошкольном возрасте. Внимание – это познавательный психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Виды внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное, внешнее и внутреннее. В дошкольном возрасте происходит активное развитие внимания: значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; внимание становится опосредованным; внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания.
2. Охарактеризованы проявления гендерных различий в познавательной деятельности дошкольников. Речь девочек более грамотна, выразительна, чем речь их сверстников-мальчиков, которые часто проявляют небрежность в высказываниях. Уровень развития словесно-логического и абстрактного мышления у девочек также выше, чем у мальчиков. Уровень продуктивности внимания выше у девочек, а уровень переключаемости внимания выше у мальчиков. У девочек уровень активной концентрации внимания выше, чем у мальчиков. Мальчики более изобретательней, у них более развита фантазия, и нестандартное мышление.
3. Изучены свойства внимания у мальчиков и девочек дошкольного возраста. Внимание мальчиков и девочек дошкольного возраста обладает такими свойствами как: объем, устойчивость, концентрация, продуктивность, переключаемость, распределение внимания.
4. В результаты эмпирического исследования выявлены гендерные
1. Басина, Е.З. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1968. –
136 с.
2. Башаева, Т.В. Роль внимания в жизни дошкольника: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 480 с.
3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства /
В.Н. Белкина. – М.: Академический Проект, 2005. – 256 с.
4. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.
5. Берд, Ш. Теоретизируя маскулинности: современные тенденции в социальных науках / Ш. Берд // Гендерные исследования. – 2000. – № 14. –
С. 5-33.
6. Бужигеева, М.Ю. К вопросу о развитии ерчи у дошкольников: гендерный аспект / М.Ю. Бужигеева // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 21. – С. 133-138.
7. Волокитина, Т.В. Особенности когнитивного развития детей предшкольного возраста / Т.В. Волокитина, Е.В. Попова // Экология человека. – 2008. – № 4. – С. 19-21.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.: Медицина, Выготский. – СПб: СОЮЗ, 1999. – 224 с.
9. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания /
П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: МГУ, 1974. – 99 с.
10. Дубровина, И.В. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.
11. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 544 с.
12. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004 – 701 с.
13. Клецина, И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений / И.С. Клецина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. − № 3 (6). − 2003. − С. 154-166.
14. Коломинский, Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломинский,
Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
15. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
16. Кондратьева, О.А. Изучение гендерных особенностей воображения старших дошкольников / О.А. Кондратьева, Н.С. Юрина // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 116–120.
17. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
18. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 239с.
19. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – Кн. 3, - 640 с.
20. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы /
Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1996. – 360 с.
21. Общая психология / Л.А. Ванштейн, В.А. Поликарпов,
И.А. Фурманов. – Минск: Современная школа, 2009. – 512 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб:. Питер, 2002. – 720 с.
23. Тараканова, В.В. Гендерные особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте / В.В. Тараканова // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – № 6. – С. 41-43.
24. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
25. Якушева, С.Л. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста / С.Л. Якушева // Психолог в детском саду. – 2010. – № 4. – С. 58-60.