Введение
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах [1, с. 29].
Лексико-семантическая сторона речи является особенной частью речевого развития дошкольников, особенно с ОНР, т.к. эти дети сами по себе отстают в речевом развитии, имею несформированный словарь, неправильно употребляю глаголы.
В дошкольном возрасте одной из важных направлений по развитию речи является формирование её лексико-семантической стороны. Эта работа необходима для полноценного понимания речи ребенка взрослыми и сверстниками.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что нарушение лексико-семантической стороны речи ведет к тому, что ребенок самостоятельно не может полноценно овладевать речью и неправильно формулирует речевые высказывания (происходит нарушение морфологической и синтактической структуры предложения).
Недоразвитие речевых средств ведет к снижению уровня общения, к коммуникативной пассивности детей с интеллектуальной недостаточностью, к нежеланию общаться вербальными средствами, к проявлению специфических психологических особенностей (робости, нерешительности, стеснительности). Отмечаются трудности общения со сверстниками, невозможность установления длительных коммуникативных контактов, центрированность на взрослом, специфические затруднения неречевого характера: некоммуникабельность, негативизм, раздражительность (И.С. Кривояз, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Л.Н. Мищерская, О.С. Павлова, Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова и др.).
Объект исследования: лексико-семантическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: особенности лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Цель курсовой работы: изучить особенности нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Задачи:
1. Проанализировать особенности развития речи детей дошкольного возраста.
2. Определить причины общего недоразвития речи.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы общего недоразвития речи (ОНР) детей дошкольного возраста
1.1 Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Развитие речи детей проходит постепенно и поэтапно (таблица 1.1)
«Уровень недоразвития речи (Р.Е. Левина) – это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом» [4].
Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В. определяют ОНР так «различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».
В заключении также отметим, что нарушение речевой деятельности накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Глава 2 Содержание логопедической работы по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР
Исследование особенностей лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР проводилось в г.Минске в ГУО… В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровень) и 10 детей с нормальным речевым развитием (таблица 2.1).
Исследование проводилось в два этапа:
На констатирующем этапе проводилось изучение особенностей лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
На формирующем этапе разрабатывались рекомендации для развития лексико-семантической стороны речи дошкольников с ОНР 3 уровня.
С целью определения уровня лексико-семантической стороны речи детей контрольной и экспериментальной групп было проведено исследование, которое в основном направлено на исследование экспрессивной и импрессивной сторон речи. Особое внимание уделялось состоянию активного и пассивного словаря [9, с. 40].
В констатирующем эксперименте использовались методики Лалаевой Р.И. «Придумать слово-неприятель-приятель», а также адаптированные методики М.А. Поваляевой «скажи, какой» и И.А. Чистяковой «что делает предмет» (Приложение 1).
Глава 3 Развитие лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР
На констатирующем этапе эксперимента нами был разработан план-рекомендация для педагогов и логопеда УДО по развитию лексико-семантической стороны речи (таблица 3.1). Работа по плану проводилась в течение 3 месяцев с детьми экспериментальной группы. Затем проводилась повторная диагностика речи детей (контрольный этап эксперимента).
Задания на словообразование существительных и прилагательных размещены в Приложении Б.
Заключение
Анализ литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с ОНР, позволил нам сделать следующие выводы:
1. Дошкольники с общим нарушением речи в некоторой степени отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего, монологической, речи. Речь детей с общим нарушением речи имеет следующие особенности: недостаточно полное понимание текста, нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ограниченный словарь, а значительные трудности в программировании связного высказывания, в связывании отдельных его элементов в структурное целое.
2. Среди причин, вызывающих ОНР выделяют: неблагоприятные условия окружения и воспитания; сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.
На основе проведенного констатирующего эксперимента мы делаем вывод об уровне развития лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР:
Высокий уровень развития речи (10%): достаточный словарный запас, слоговая структура сформирована, речь медленная, незначительные нарушения свистящих и шипящих звуков.
Средний уровень развития речи (30%): словарь удовлетворительный, нарушено произношение свистящих, шипящих, сонорных, речь несколько аграмматична, пропускает слоги.
Низкий уровень развития речи (60%): словарь не насыщен, ограничен, имеются серьезные нарушения в произношении всех групп звуков, нарушен темп речи, речь нечетка.
В контрольной группе высокий уровень у 60% детей и средний у 40%. Низкий уровень не был выявлен.
Работа по развитию лексико-семантической стороны речи проводилась поэтапно в течение нескольких месяцев с дошкольниками экспериментальной группы: закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей; работа над словообразованием менее продуктивных моделей; уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей; работа над словообразовательными аффиксами; формирование словообразования существительных и прилагательных.
Исходя из результатов констатирующего и контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что специально организованная коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие
1. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.,1990.
2. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1967.
3. Лалаева, Р. И. Серебрякова, Н. В. Коррекция Общего недоразвития речи у дошкольников – СПБ,1997.
4. Дроздова, Н.В. Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях. – Минск, 2001.
5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: Аркти, 2003. – 240 с.
6. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
7. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 77 с.
8. Лямина, Т.М. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста/ составители М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2000.
9. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов. – М.: 1991.
10. Тимофеева, Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста // Логопед – 2005 – №2
11. Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов – М.: АРКТИ, 2002. - 136 с.