Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных взаимоотношений дошкольников
1.1 Особенности межличностного общения современных дошкольников
1.2 Роль взрослого в формировании положительных взаимоотношений дошкольников
Глава 2. Формирование взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности
2.1 Игровая деятельность как средство формирования положительных взаимоотношений дошкольников
2.2 Исследование особенностей межличностного общения
2.3 Способы и средства игровой деятельности, направленные на формирование коммуникативной компетентности дошкольников
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1.
Введение.
Формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста –актуальная проблема современной отечественной педагогики и привлекает внимание многих педагогов-исследователей. Значимость и привлекательность данного направления для исследователей объясняется неоспоримым фактом влияния взаимоотношений дошкольников на их общем социальном самочувствии и общем процессе социализации, как в дошкольном детстве, так и во все последующие возрастные этапы.
Дошкольное детство – очень важный этап формирования личности ребёнка. Именно в это время межличностное общение характеризуется становлением непростых взаимоотношений, в некотором роде определяющих всё личностное развитие дошкольника. Владение спецификой межличностных взаимоотношений дошкольников, их структурой и организацией, поможет взрослым не только избежать острых моментов группового общения, но и позволит направить детское общение по правильному, педагогически заданному вектору.
В дошкольном периоде взаимоотношения дошкольников формируются очень интенсивно, у ребятуже проявляется интерес к совместной деятельности и носит устойчивый характер, вырастает ссамостоятельность и творческая активность в игре, что является ведущими элементами формирующегося организованного поведения.
Игра – основной вид детской деятельности на протяжении всего дошкольного периода. Именно в игровой деятельности происходит становление взаимоотношений дошкольников, истоком которых являются обоюдные симпатии детей, восхищение и нежная привязанность к своему воспитателю и дошкольному учреждению, а также желание оценивать действия и поступки своих сверстников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных взаимоотношений дошкольников.
1.1 Особенности межличностного общения современных дошкольников.
Рассмотрим дефиниции «общение» и «межличностное общение»
Общение – это взаимодействие людей, при котором участники общения не только передают друг другу определенную информацию, но и выражают эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу, к тому, о чем они говорят, к обстоятельствам общения [1, с. 70].
В период дошкольного детства картина мира дошкольника выходит за рамки семьи и расширяется. Всё большую значимость для ребёнка приобретают его сверстники и товарищи по играм, которые будут набирать свою значимость по мере его взросления. Межличностная интеграция дошкольника включает в себя участие в разнообразных контактах, естественным следствием которых становятся конфликты с партнёрами по играм.
Межличностные отношения дошкольников, особенно в старшем дошкольном возрасте разворачиваются по сложному, многоступенчатому и часто напряжённому сценарию развёртывания. Дети дружат, конфликтуют, снова дружат, помогают друг другу и ревнуют другу друга, любят и обижают, нуждаются друг в друге и отталкивают. Мир дошкольника – это уже модель мира взрослых в уменьшенном масштабе. Дошкольник испытывает большое количество самых разнообразных эмоций по поводу развёртывания своих межличностных контактов, порой очень драматических [1, с.71].
Глава 2. Формирование взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности.
2.1 Игровая деятельность как средство формирования положительных взаимоотношений дошкольников.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты [14, с. 14]. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Воспитательное значение игры в развитии дошкольника признано в детской психологии и дошкольной педагогике, как одно из кардинальных положений. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Известный психолог Л.С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства. Но она же учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами [7].
Заключение.
Итак, мы выяснили, что период дошкольного детства считается классическим периодом расцвета детской игры, а сам процесс общения дошкольника с другими детьми раскрывается наиболее ярко в совместном игровом сотворчестве дошкольников.
В игровой деятельности ребёнок-дошкольник учится видеть не только свои желания, но и начинает ориентироваться на потребности и интересы партнёров по игровой деятельности. Дошкольник обучается навыкам защиты своей позиции в общении, учится выслушивать точку зрения других детей, а главное, пытается участвовать в организации и реализации совместных игровых планов, что обучает детей совместной кооперации и межличностному взаимодействию.
Мы определили, что формированию межличностной интеграции дошкольников посредством игровой деятельности будет возможным при соблюдении таких условий, как:
– стимулирование инициативы и активности в коммуникации со сверстниками в игровой деятельности;
– активизация навыков ролевой идентификации через активный комплекс средств вербального и невербального общения;
– сонастройка умения саморегуляции собственного поведения с поведением партнёров по игре.
Мы определили, что в игровой, как ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста, совершаются те действия, которые в реальной жизни ему ещё не свойственны и будут доступны только в будущем времени.
Совершая любой поступок, даже результатом которого будет проигрыш, ребенок получает опыт нового эмоционального переживания, которое получает через реализацию определённого игрового действия.
1. Смирнова, Е.И. Особенности сюжетно-ролевой игры и психического развития / Е.И. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С. 69 –71.
2. Смирнова, Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности / Е.И. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №4. – С. 70–74.
3. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 5–14.
4. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция, / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
5. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 2. – С. 45–52.
6. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 12. – С. 12–15.
7. Даренская, Л. Воспитание культуры общения / Л. Даренксая // Ребенок в детском саду. – 2002. – № 12. – С. 15–19.
8. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей/ Л. Дубинина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – 20 – 26.
9. Зазульская, О. В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками /О.В. Зазульская // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 12. – С. 12–15.
10. Зинченко, Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах / Л. Зинченко // Дошкольное образование. – 2001. – № 22. – С. 14–18.
11. Киянченко, Е. А. Учим детей общаться/ Е.А. Кияченко // Начальная школа. – 2002. – № 6. С.– 14 – 17.
12. Кравцова, Е. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом/ Е. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 4. – С. 32 –37.
13. Саввова, М. Р. Каковы «правила игры» в общении / М.Р. Саввова// Начальная школа: плюс до и после. – 2004. – № 2. – С. 9–17.
14. Тюников, Ю. «Когда мои друзья со мной»: формирование дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками / Ю. Тюников// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 10. – С. 12 – 16.
15. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2013. – 226 с.
16. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений/ Л.А. Дубинина. – М.: Книголюб, 2006. – 124 с.
17. Репринцева, Г.И. Игра – ключ к душе ребёнка: Гармонизация отношений ребёнка с окружающим миром: Метод. пособие / Г.И. Репринцева. – М.: Форум, 2008. – 89 с.
18. Шипицына, Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицына. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. –124 с.
19. Краснощекова, Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 226 с.
20. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М.: Генезис, 2013. – 225 с.