Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте
1.1 Характеристика отклоняющегося поведения
1.2 Направления профилактики отклоняющегося поведения подростков
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте
2.1 Диагностика склонности подростка к отклоняющемуся поведению
2.2 Анализ полученных результатов исследования
2.3 Рекомендации по социально-педагогической профилактике отклоняющегося поведения подростков
Вывод по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение.
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению числа подростков, имеющих отклонения в поведении. Происходящие во всем мире негативные изменения в системе семейных ценностей, рост подростковой преступности, толерантное отношение к агрессивным формам поведения, отсутствие эффективных путей предупреждений девиаций способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Тенденция возрастания отклоняющегося поведения в подростковой среде актуализирует поиск эффективных путей профилактики его возникновения.
Девиация подростков является результатом неспособности привести негативные по своему содержанию побуждения в соответствие с выработанными культурой нормами и правилами самореализации и самоутверждения личности в обществе. Отклоняющееся поведение подростков может быть последствием отсутствия внимания со стороны семьи и школы. Возникновению отклонений в поведении у подростков способствует все чаще выбираемый взрослыми попустительский стиль воспитания, который способствует появлению безответственного поведения, сопротивлению подростков требованиям социума, нарушению взаимосвязи и преемственности между такими звеньями системы воспитания, как семья и школа.
Семья, будучи важнейшим институтом социализации, обладает огромными ресурсами в предупреждении отклоняющегося поведения. Но современная семья утратила свое влияние на развитие личности и поведение детей и подростков. В таком случае школа, объединив усилия с родителями учащихся, может стать фактором предупреждения отклоняющегося поведения учащихся подросткового возраста. Родители много времени уделяют работе и мало – детям, которые все чаще являются предоставленными сами себе. Школа же чаще всего работу по проблеме отклоняющегося поведения осуществляет при его фактическом обнаружении.
1 Теоретические аспекты проблемы социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
1.1 Характеристика отклоняющегося поведения.
В современной социально-педагогической литературе девиантным называют поведение, которое отклоняется от социальных норм, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам) [1, с. 84].
Отклоняющееся поведение характеризуется тем, что личность, его проявляющая, вызывает негативную оценку со стороны других людей, так как данное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации, носит асоциальный характер. Как подчеркивает Е.В. Змановская, отклоняющееся поведение наносит реальный ущерб личности или окружающим людям, то есть может носить деструктивный или аутодеструктивный характер [2, с. 102].
Исследователи М.Е. Буторина и А.З. Иоголевич в качестве причин отклоняющегося поведения детей и подростков называют следующие четыре группы: возрастно-психологические, социально-психологические, медико-биологические причины [3, с. 12].
Возрастно-психологические причины отклоняющегося поведения обусловлены особенностями возрастного развития. К психологическим причинам отклоняющегося поведения детей подросткового возраста относятся: подростковый кризис, установки на антисоциальное поведение, индивидуально-психологические особенности. К социально-психологическим причинам возникновения отклоняющегося поведения относятся неблагоприятная ситуация в школе и семейное неблагополучие. Медико-биологические причины отклоняющегося поведения школьников включают наследственные, врожденные и приобретенные факторы [3, с. 13].
2 Эмпирическое исследование профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
2.1 Диагностика склонности подростка к отклоняющемуся поведению.
Цель эмпирического исследования: выявить склонность и особенности отклоняющегося поведения подростков.
С целью изучения склонности подростков к отклоняющемуся поведению нами была реализована методика Алексея Николаевича Орла «Склонность к отклоняющемуся поведению». Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе УО «Витебский государственный профессионально-технический колледж лёгкой промышленности». В исследовании приняли участие 40 учащихся (20 мальчиков и 20 девочек) в возрасте 15-16 лет.
Данная методика рассчитана на лиц подросткового и младшего юношеского возраста, может быть использована для исследования и выявления подростков соответствующей группы риска. Методика включает 97 вопросов, позволяющих с помощью психодиагностических шкал выявить установку на социальную желательность, склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к делинквентному поведению. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм отклоняющегося поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.
Процедура исследования: диагностика склонности к отклоняющемуся поведению осуществлялась в групповой форме. Испытуемым были предложены бланки опросника с 97 вопросами, на которые необходимо было дать ответ «да» или «нет». Мальчики заполняли мужской вариант опросника, девочки – женский вариант опросника. После заполнения бланков полученные данные подверглись количественной и качественной обработке. Обработка данных и интерпретация результатов осуществлялись согласно ключу методики.
Заключение.
Отклоняющееся поведение рассматривается как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Личность, которая проявляет отклоняющееся поведение, вызывает негативную оценку со стороны других людей, так как сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации, носит асоциальный или антисоциальный характер. В зависимости от направленности негативного воздействия отклоняющееся поведение может носить деструктивный или аутодеструктивный характер. Особенно ярко отклоняющееся поведение проявляется в подростковом возрасте. Факторами, способствующими возникновению различных форм отклоняющегося поведения, являются негативное влияние ближайшего окружения, школы и личностные особенности подростков.
Профилактика отклоняющегося поведения подростков в условиях школы реализуется в таких основных направлениях, как: организация социальной среды, информирование, активное социальное обучение социально-важным навыкам, организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению, активизация личностных ресурсов, разработка и реализация программы профилактики. Профилактика отклоняющегося поведения подростков включает всех участников образовательного процесса и предполагает психолого-педагогическую помощь подросткам, психолого-педагогическое просвещение среди педагогов, психологическую и социально-педагогическую работа с родителями.
1. Галич, Г. О. Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков / Г. О. Галич, Е. А. Карпушкина, Л. Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
2. Змановская, Е. В. Отклоняющееся поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В.Ю. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
3. Зайдуллина, Г. Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста / Г. Г. Зайдуллина // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 11-18.
4. Миннегалиев, М. М. Причины отклоняющегося поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению / М. М. Миннегалиев // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 2. – С. 122-129.
5. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2008. – 765 с.
6. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск : Ильин В.П., 1996. – 192 с.
7. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91–102.
8. Шнейдер, Л. Б. Отклоняющееся поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2005. – 336 с.
9. Азарова, Л. А. Отклоняющееся поведение и его профилактика / Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
10. Ковтун, Л. О. Личностные особенности подростков, склонных к отклоняющемуся и делинквентному поведению подростков / Л. О. Ковтун // Вестник КемГУ. – 2012. – № 1. – С. 81-88.
11. Беседина, О. В. Профилактика аддиктивного поведения / О. В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16-36.
12. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростка / Г. Ф. Бедулина. – Минск : Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы – детям», 2001. – 172 с.
13. Бедулина, Г.Ф. Инновационные формы работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 2. – С. 22-29.
14. Макеева, Г. А. Модель педагогической профилактики / Г. А. Макеева // Директор школы. – 1999. – № 5. – С. 69-70.
15. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: учеб.-метод. комплекс / Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – Минск: БГПУ, 2013. –216 с.
16. Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В. А. Попов, Н. П. Липнягов // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 410-412.
17. Фурманов, И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения в подростковом и юношеском возрасте / И. А. Фурманов. – Минск : Нац. институт образования, 1997. – 198 с.
18. Егорова, У. Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У. Г. Егорова // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
19. Тетерятникова, Л. Н. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Тетерятникова. – Кострома, 2009. – 20 с.
20. Кондрашенко, В. Т. Отклоняющееся поведение у подростков / В. Т. Кондрашенко. – Минск : Аверсэв, 2004. – 365 с.
21. Ковш, Г. И. Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков / Г. И. Ковш // Сацыяльна-педагariчная работа. – 2005. – № 3. – С. 41-44.
22. Воронова, Т. Ф. Профилактика отклоняющегося поведения подростков в условиях образовательного учреждения / Т. Ф. Воронова. – Санкт-Петербург : ГБОУ «Средняя школа №444», 2015. – С. 1-42.
23. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова. – М. : Генезис, 2009. – 470 с.
24. Дадова, З. И. Роль школы в социализации подростков / З. И. Дадова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 199-201.
25. Дадова, З. И. Организация воспитательной работы с подростками с девиантным поведением / З. И. Дадова // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2013. – № 11. – С. 49-52.
26. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
27. Гуров, В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В. Н. Гуров. – М. : Педагогическое общество России, 2006.–532 с.
28. Организация работы по профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков в образовательном учреждении : научно-методические рекомендации / сост. Л. Н. Якушева. – Тюмень, 2012. – 71 с.
29. Миннегалиев, М. М. Взаимодействие семьи и школы в процессе профилактики отклоняющегося поведения подростков / М. М. Миннегалиев, Ю. И. Юричка // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 1-9.
30. Профилактика отклоняющегося поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / Под ред. Ю. А. Клейберга и Г. В. Юлаковой. – Ульяновск : УГУ, 2004. – 140 с.
31. Головнева, О. С. Организация процесса изъятия ребенка из социально опасной среды в семье / О. С. Головнева, Н. А. Сасункевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2005. – № 8. – С. 33-34.
32. Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М. : Владос, 2005. – 399 с.
33. Васильева, Р. М. Социальное партнерство как механизм реализации задач профилактики отклоняющегося поведения детей / Р. М. Васильева // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 2. – С. 11-13.
34. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) / Ю. А. Клейберг // Социальная психология отклоняющегося поведения. – М., 2004. – С. 141-154.