Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы аномалий развития детей раннего возраста
1.1 Основные закономерности возрастного развития ребёнка
1.2 Развитие речи детей раннего возраста в онтогенезе
1.3 Аномалии развития речи детей раннего возраста
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития коммуникативно - познавательной деятельности детей раннего возраста
2.1 Методика и организация исследования
2.2 Анализ данных экспериментального исследования
2.3 Содержание логопедической работы по коррекции коммуникативно – познавательных аномалий детей раннего возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является развитие его речи. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Реализация этой задачи всегда занимало значительное место в системе обучения.
В последние годы в отечественной и зарубежной психологии возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития коммуникативно – познавательной деятельности. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др [17].
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, поэтому вопросам развития речи дошкольников необходимо уделять особое внимание не только со стороны учителя-дефектолога, но и родителей.
Выявление детей с отклонениями в развитии, их дифференциальная диагностика, педагогической практики, где применение психологических диагностических методик не только является желательным или происходит эпизодически (например, в исследовательских целях), но совершенно необходимо и осуществляется постоянно, представляя собой повседневный факт. Они используются при комплексном обследовании детей с целью отбора в специальные школы. Диагностический процесс является кратковременным, но выявление психологических особенностей ребенка на этом этапе лишь начинается. И изучения на всем протяжении его школьного обучения особенно в начальный период, и прежде всего в течение первого года обучения, в который обычно проверяется первоначальный диагноз. Это играет важнейшую роль для педагога-дефектолога в построении программы для дальнейшего обучения ребенка, индивидуализации педагогического подхода, создающего условия для наиболее эффективного использования его возможностей. Однако первоначальная диагностика имеет особое значение, так как именно в процессе отбора при прохождении ребенком медико-педагогической комиссии впервые определяется основной путь его обучения, принимается решение о том, какой тип школы является наиболее подходящим для него [7, с. 56].
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникативно– познавательных аномалий развития детей раннего возраста.
1.1 Основные закономерности возрастного развития ребёнка.
Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.
Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве.
Л.С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.
Особенности психического развития в норме и патологии в значительной степени связаны с закономерностями созревания мозга, которое также обусловлено взаимодействием генетических и средовых факторов.
Закономерности развития мозга и созревания функциональных систем определяют преемственность этапов нервно-психического развития ребенка. Это определяется важным принципом эволюции мозга, а именно принципом гетерохронности его развития. Как указывал Л.С. Выготский, каждая психическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соответствует периоду главенствующего положения этой функции в психике.
Одним из важных показателей нормального психомоторного развития и формирования межфункциональных связей является, в частности, фиксация взора ребенка на своей руке, которая в норме возникает в возрасте 2–3 месяцев, а затем направление руки к объекту. С 12–13 недель ребенок начинает вскидывать руки на зрительный стимул и направлять их к объекту. Он также направляет руки ко рту, следит за движением своих рук. К 4 месяцам у ребенка формируется реакция активного осязания под контролем зрения.
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития коммуникативно - познавательной деятельности детей раннего возраста.
2.1 Методика и организация исследования.
Цель работы: изучить коммуникативно-познавательных аномалий раннего возраста для развития речи.
В эксперименте принимало участие 15 детей раннего возраста (Приложение А).
Проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности речевых умений детей, осуществлялось методом исследования, состоящего из диагностических ситуаций.
Блок диагностических ситуаций:
1.«Пассивный взрослый»
2.«Совместная игра со взрослым»
3.«Совместное разглядывание картинок», разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещерековой.
В эксперименте мы применили блок методик, направленный на диагностику формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста [13; 19].
Для осуществления диагностики формирования речи, мы взяли критерии оценки, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещерековой:
1)Инициативность (активное привлечение ребенком взрослого к своим действиям);
2)Чувствительность к воздействиям взрослого (реакция ребенка на инициативу взрослого);
3)Активная речь (использование вербальных средств);
4)Понимание речи (понимание ребенком слов взрослого);
5)Способность к выполнению речевых инструкций взрослого (выполнение просьб и указаний взрослого).
Проблема формирования и развития речи актуальна и значима в настоящее время, так как её уровень определяет в дальнейшем развитие детей.
На основе нашей исследовательской работы нами были выявлены значительные трудности в развитии речи детей с раннего возраста с коммуникативно – познавательной аномалией.
Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от причин нарушения речи, а также выбора путей коррекционной работы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что большое количество исследователей обращают внимание на тему «речевое развитие детей раннего возраста». Многие работы опираются на необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, эффективных научно-обоснованных путей стимуляции психоречевого развития детей раннего возраста
Последовательность, с которой осуществляется овладение речью детьми с сохранной речью и детей с аномалиями коммуникативно – познавательной деятельности детей.
Особенности речевого развития детей раннего возраста с аномалиями коммуникативно – познавательной деятельности: отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической, крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложения, речь может быть неразборчивой.
Исходя из проведённого нами эксперимента можно говорить о том, что у 7% дошкольников уровень развития речи находится на высоком уровне, 20% на среднем уровне, и 73% на низком уровне, что говорит о необходимости проведения коррекционной работы с детьми.
1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учеб. Пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
2. Аскарина, Н.М. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет / Кистяковская М.Ю., Ладыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. – М., 1969.
3. Блинкова, Т. М. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2–3 лет. Волгоград: Учитель, 2011.
4. Венгер, А.А. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. – 54 с.
5. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы Дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М: Просвещение, 1987.
6. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. – М., 1992
7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. – 238 с.
8. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. Творческий центр Москва, 2005. – 182 с.
9. Громова, О.Е. / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. – Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сера, 2004.
10. Дедюхина, Г. В., Могучая Л.Д., Яньшина Т. А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М.: Гном, 2003.
11. Королёва, И.В. Диагностические признаки нарушения слухового и речевого развития у детей в возрасте от рождения до 3-х лет. – СПб, 2000.
12. Кривцова, Т. А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2–3 лет//Логопед. 2007. – № 6.
13. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.
14. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., Просвещение, 1991.
15. Розенгарб – Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. – М., . 1993.
16. Самойлова И. М. Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта//Логопед. – 2005. – № 2.
17. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М. В. Ипполитовой. – М., 1988.
18. Чиркина, Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. // М.: ИКП РАО, 1999.
19. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей. М.:Аркти, 2005.
20. Шерстобитова С. Ю. Комплексное сопровождение детей 2–4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал. – Волгоград: Учитель, 2009.