Введение
Глава 1 Общая характеристика обучающих и познавательных компьютерных программ для изучения английского
1.1 Обучающие и познавательные компьютерные программы как средство повышения уровня мотивации к изучению английского языка. Целесообразность их использования
1.2 Виды и структура компьютерных программ для изучения английского языка
Глава 2 Использование обучающих и познавательных компьютерных программ на разных этапах урока английского языка
2.1 Использование обучающих и познавательных компьютерных программ на этапах введения и тренировки языкового материала
2.2. Обучающая компьютерная программа как форма контроля на уроке английского языка
Глава 3 Методический анализ компьютерных программ по обучению грамматике и лексике на среднем этапе средней школы
3.1 Обучающие компьютерные программы для формирования лексических и грамматических навыков в 6 классе средней школы
3.2 Методическая разработка плана урока английского языка с использованием обучающих компьютерных программ
Заключение
Список используемых источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
В Республике Беларусь, как и во всем мире, знание английского языка входит не только в перечень обязательных условий обучения за рубежом, но также является определяющим элементом конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда, как в стране, так и за ее пределами.
Это обусловливает тот факт, что обучение иностранному языку реализует в своем содержании основные цели, направленные на развитие культуры общения между учащимися в процессе формирования компонентов коммуникативной компетенции.
Изучаемые тексты, речевые задачи сосредоточены на формировании таких видов речевой деятельности, как чтение, аудирование, письмо, говорение. Становление социальных и культурных умений, обеспечивающих применение иностранного языка в качестве средства коммуникации, образования и самообразования – инструмент, обеспечивающий успешное сотрудничество и взаимодействие в современном мире.
Одним из условий эффективности современного образования выступает применение электронных технологий обучения. Исследования данного вопроса проводились П.В. Сысоевым, М.Н. Евстигнеевым, М. Леви и т.д. На сегодняшний день компьютерные технологии выступают средством коммуникации и самовыражения, но их потенциал как средства создания подлинной языковой коммуникационной среды недостаточно изучен методистами.
Все это определило выбор темы работы и сделало ее актуальной для исследования, которое заключается в том, что компьютерные технологии имеют уникальные функции, возможные для использования в обучении английскому языку, который всегда вызывает трудности у учащихся.
Кроме того, быстро развиваются новейшие технологии, которые внедряются в обучение английскому языку и становятся огромным полем для исследований. Однако, несмотря на интерес ученых к обучению иноязычной речи посредством компьютерных технологий, можно выделить некоторые недостаточно изученные проблемы, требующие отдельного изучения. Среди них недостаточная осведомленность учеников и учителей о возможностях эффективного использования обучающих компьютерных программ с целью развития различных видов умений и недостаточный уровень навыков, чтобы своевременно использовать технологии в образовательных целях.
Глава 1 Общая характеристика обучающих и познавательных компьютерных программ для изучения английского
1.1 Обучающие и познавательные компьютерные программы как средство повышения уровня мотивации к изучению английского языка. Целесообразность их использования
В последнее время часто встает вопрос об использовании современных средств обучения. К ним относятся не только новые технические средства, но и современные формы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Применение компьютерных технологий способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, создает условия для индивидуализации и дифференциации, учитывая особенностей учеников, уровня их обученности, их интересов. Для формирования стойкой положительной мотивации ученика по отношению к иностранному языку, достижения наиболее оптимального усвоения базовым уровнем знаний и умений необходимо искать наиболее доступные, интересные и перспективные приемы и методы обучения, позволяющие всем учащимся проявить творческий потенциал, активность, повысить самооценку.
И.А. Зимняя [12, с. 130] считает «мотив определяющим, стимулирющим, побуждающим стимулом человека к совершению какого-либо действия, которое включено в определенную этим мотивом деятельность». Из этого следует, что «понятие деятельности неразрывно связана с понятием мотива [13, с. 111].
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения дает возмонжность повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка. У учеников появляется возможность применить свои знания и навыки в новых условиях. Материал усваивается быстрее и эффективнее. Применение компьютерных программ делает процесс обучения более доступным для новых идей и источников знаний, способствует вовлечению в активную познавательную деятельность менее сильных учеников, повышению их интереса к предмету, осуществлению поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда, нацеливает объект и субъект обучения на конечный результат, который заключается в самостоятельном приобретении конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Таким образом, очевидна связь между деятельностью и мотивом, тогда как понятия «мотив» и «мотивация» должны быть разделены.
Глава 2 Использование обучающих и познавательных компьютерных программ на разных этапах урока английского языка
2.1 Использование обучающих и познавательных компьютерных программ на этапах введения и тренировки языкового материала
Обучающая программа является специфическим учебным пособием, предназначенным для самостоятельной работы учащихся. Данное пособие способствует максимальной активизации деятельности учащихся, индивидуализирует их работу и предоставляет возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. Обучающая программа является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая действительно вытекающим из этого требованиям.
Компьютерная обучающая программа является в свою очередь, программным средством, предназначенным для решения определенных педагогических задач, имеющим предметное содержание и ориентированное на взаимодействие с учащимся.
Использование презентаций, интерактивных плакатов, таблиц, аудио и видео записей на этапе введения лексического материала максимально эффективно вписывается в традиционную форму преподавания английского языка.
При составлении обучающих программ должны учитываться психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоцоиональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей обучающей программы – это необходимое условие успешности обучения.
Поурочные презентации способствуют повышению эффективности урока, сокращают время введения нового материала. Работая с готовыми программами, учитель должен помнить об основных этапах работы с компьютером на уроках английского языка. Это вступительное слово учителя по теме программы, предварительная работа с лексикой, самостоятельная работа с программой, обсуждение пройденного материала (разговорная практика).
Обучающая компьютерная программа обеспечивает задание и контроль над ходом его выполнения. При обучении с помощью компьютера обучающие учебные действия чередуются с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебного процесса. Преподаватель, использующий компьютерные технологии, имеет возможность сразу же узнать, как каждый ученик усвоил лексический материал.
Глава 3 Методический анализ компьютерных программ по обучению грамматике и лексике на среднем этапе средней школы
3.1 Обучающие компьютерные программы для формирования лексических и грамматических навыков в 6 классе средней школы
Методической целью урока в системе обучения является создание условий для проявления познавательной активности учащихся и повышения уровня их интеллектуальных способностей.
Применение на уроках компьютерных технологий приводит стойкому результату, главным образом, благодаря включению творческого потенциала учащихся, что обеспечивает формирование ситуации успеха и повышает мотивацию в обучении.
Следовательно, компьютерные технологии выступают средством своевременной активизации творческого потенциала и повышения качества знаний при изучении иностранного языка [28, с. 28].
М. Варшауэр определяет три фазы компьютеризированного обучения иностранным языкам: бихевиористическую, коммуникативную и интегративную [29, c. 26].
Бихевиористическая фаза базируется на поведенческих теориях обучения и делает упор на тренировку и практику, где роль учителя выполняет компьютер (дает инструкции, осуществляет контроль). Бихевиористическая фаза направлена в основном на усвоение лексического и грамматического материала. Недостаток этого метода – отсутствие возможности осуществлять реальную коммуникацию.
Коммуникативная фаза отражает развитие коммуникативного метода обучения и нацелена на создание естественной языковой среды, формирование грамматических навыков происходит косвенным путем, создает условия для воспроизведения собственных высказываний и гибко реагирует на вариативность ответов ученика. Компьютер выступает как источник информации, учащимся предоставляется уже больший контроль в отличие от бихевиористично направленных программ.
Интегрированная фаза связана с двумя важными технологическими разработками: мультимедийными компьютерными системами и сетью Интернет. Мультимедийные компьютерные программные средства позволяют пользователю одновременно воспринимать визуальную и аудио информации. Мультимедиа также содержит и гипермедиа, которая связывает мультимедийные ресурсы вместе и позволяет выбирать собственный путь изучения.
Заключение
Использование компьютерных технологий при обучении английскому языку должно быть уделено отдельное внимание, что обусловлено необходимостью соответствовать современным тенденциям преподавания и изменениям в самом лингвистическом строе языка.
Анализ научной и методологической литературы позволил выявить виды и структуру обучающих и познавательных компьютерных программ и приложений для изучения английского языка.
В данной курсовой работе обучающие и познавательные компьютерные программы были рассмотрены как средства повышения уровня мотивации к изучению английского языка; определена целесообразность использования обучающих и познавательных компьютерных программ и приложений во время урока английского языка;
Во второй главе мы постарались интерпретировать роль использования обучающих и познавательных компьютерных программ на этапах введения и тренировки языкового материала; были изучены методики использования обучающих программ на уроках английского языка (обучение лексике и грамматике);
Третья глава представлена разработкой конспекта урока по обучению лексике и грамматике английского языка в 6 классе с использованием компьютерных обучающих программ.
Комплекс лексических упражнений, используемых на уроках английского языка, был применен для семантизации лексических единиц и отработки их в речи. Комплекс упражнений представляет собой набор упражнений, необходимых и достаточных для формирования речевых лексических навыков. Разработанный комплекс базируется на следующих принципах обучения: 1) принцип нарастания трудностей (от простого к сложному); 2) принцип поэтапного выделения и закрепления материала.
Компьютерные технологии способны обеспечить процесс обучения оптимальными условиями для успешного освоения образовательного материала, обеспечивая гибкую, посильную нагрузку заданиями всех учеников в классе. Сложно переоценить значение компьютера также как способа реализации контроля деятельности учеников учителем, а также как способа формирования и совершенствования навыков самоконтроля.
Данное исследование показало, что использование компьютерных программ на уроке английского языка может объединить все возможности мультимедиа с возможным выбором наиболее эффективных с точки зрения характера и методологии преподавания языка, а также наиболее подходящих с точки зрения технических возможностей конкретного учреждения. Использование компьютера на уроках английского языка будет охватывать широкий круг вопросов, не предусмотренных учебным планом, но которые необходимы с точки зрения эффективного овладения коммуникативной компетенцией, а также с точки зрения личностного развития.
1. Mayer, R. E. Multimedia Learning / R. E. Mayer.– Cambridge, 2001– 345 p.
2. Анцелевич, О. В. Использование информационных технологий в преподавании иностранных языков в высшей школе / О. В. Анцелевич // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. – № 3. – С. 36-39.
3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 272 с.
4. Гальцова, Н. П. Использование электронных информационно-образовательных ресурсов поддержки научных исследований молодых ученых / Н.П. Гальскова, Т. И. Мезенцева, И. А. Швадленко // Вестник ТГПУ. Серия: Педагогика, 2006. – C. 13-18.
5. Раннева, А. П. Электронное обучение в высшем гуманитарном образовании / А.П. Раннева, И.Г. Панина // European Social Science Journal. 2017. –№ 2-2. – С. 118-125.
6. Невструева, О. В. Применение новых информационных технологий в вузе при обучении иностранному языку при помощи компьютера / О.В.Невструева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008.– № 16. – С. 147-149.
7. Цатурова, И. А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: учеб. пособие для вузов /И.А. Цатурова. – М.: Высш. шк., 2004.
8. Beatty, K. Teaching and Researching Computer-Assisted Language Learning / K. Beatty. – Pearson Education Limited, 2003. – 259 p.
9. Башкирова, О. А. Использование компьютера в обучении иностранному языку в вузе / О.А.Башкирова // Актуальные вопросы современности глазами молодых исследователей. СибАДИ. 2017. – С. 291-295.
10. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / И. В. Роберт.– М.: Дрофа, 2008.– 254 с.
11. Карамышева, Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера /Т.В. Карамышева. – СПб.: Союз, 2001.– 114 с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя.– Москва, 1986.– 361 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. Москва,1989.– 365 с.
14. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности /В.Г.Аксеев.– Москва, 1976.–412 с.
15. Божович, Л.И. Избранные психологические труды /Л.И. Божович. –Москва, 1995.– 153 с.
16. Готлиб, Р.А. Социальная востребованность. Знание иностранного языка. /Р.А. Готлиб // Социологические исследования, 2009.–№ 2. – С. 122–127.
17. Муковникова, Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных программ. Английский язык / Е.В. Муковникова.– М.: Изд. дом «Первое сентября».– 2008.– №4. – С.4–7.
18. Донцов, Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д.Донцов.– М., 2007.– 158 с.
19. Васильева, О.А. Компьютерные технологии в процессе обучения английскому языку в вузе/ О.А. Васильева// Филология. Социальная коммуникация. – Симферополь: Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, том 21 (60). –2008 г. –№1. –С.182–187.
20. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучен и я иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – М: АРКТИ, 2004.– 184 с.
21. Маслыко, Е.А.Настольная книга преподавателя / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько. – М.: «Высшая школа», 2004. –522 с.
22. Сысоев, П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: Дидактические свойства и функции / П.В. Сысоев // Язык и культура. –2012.– №1 (17) –С.120-133.
23. Каратова, Н. Приемы семантизации английской лексики // Учитель. - 2005.- №5.- С. 63-66.
24. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст/ Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
25. Матвеева, Н. В. Применение компьютерных технологий при обучении иностранным языкам // Информатика и образование. – 2006 - № 6.- С. 24-28.
26. Каспин, И.В. Использование компьютерных программ в обучении различным аспектам английского языка. // Новые технологии в преподавании иностранных языков: Материалы международного семинара. -Спб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 1998.–С. 55-61.
27. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. - 287с.; Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - М.: Просвещение, 1986. - 213с.; Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1984. – 344с.
28. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка /Т.В. Душеина.– Москва, 2004.– 214 с.
29. Warschauer, M., Network-based language teaching: concepts and practice / M. Warschauer, R. Kern – NY: CUP, 2003.– 256 p.
30. Леонтьев, А. А. Психолого-¬педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков/ А.А. Леонтьев //Alma mater. – 1998. – № 12. – С. 10¬–15.
31. Подопригорова, Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам / Л.А. Подопригорова // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 5. – С. 67.
32. Полякова, Т. Ю. Английский язык для диалога с компьютером / Т. Ю. Полякова.– М.: Высшая школа, 1997. – 90 с.