Введение
Настоящая курсовая работа посвящена исследованию авторитета педагога как условия воспитания подростков.
Для педагогики характерно рассмотрение авторитета, как влияния учителя, основанного на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Психологами установлено, что при наличии у педагога авторитета среди учащихся образовательный процесс осуществляется более продуктивно, так как учителю авансируется доверие, его мнение изначально признается верным, воспринимается как руководство к действию, а успех ожидается и предвидится.
Авторитетный педагог для учеников выступает как образец, идеал, необходимый для становления личности учащихся. Благодаря механизму персонализации (А.В. Петровский) происходят действенные преобразования интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности учащихся, поскольку именно в образовательном процессе педагог получает возможность продолжить себя в других людях, транслирует другим свою индивидуальность.
Сказанное особенно актуально для учащихся подросткового возраста, который характеризуется дифференцированным подходом к оценке личности педагога и своих взаимоотношений с ним.
Особую актуальность эта проблема приобретает в современных социально-экономических условиях, когда абитуриенты все реже выбирают педагогическую карьеру, хотя проходные баллы даже на бюджетные места в педагогические вузы бывают крайне низкими, что в первую очередь, обусловлено падением престижа профессии педагога в современном обществе. Также отметим, что повышение общественного престижа педагогической профессии становится важной государственной задачей. Но первые шаги на этом пути учитель может сделать самостоятельно, если будет пользоваться авторитетом у своих учеников, чего не так легко добиться в подростковых классах.
Глава 1 Авторитет учителя как психолого-педагогический феномен
1.1 Историко-педагогический анализ подходов к пониманию авторитета учителя
Обращение к толковому словарю С.И. Ожегова показывает, что авторитет (от лат. auctoritas – власть, влияние) – это общепризнанное значение, влияние, общее уважение [1, с. 4].
Еще одно определение мы находим у А.М. Новикова: Авторитет (лат. auctoritas – «власть, влияние») – в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединенная власть; в узком – влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Кроме того, это влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д. [4].
В педагогических словарях под авторитетом учителя понимается особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы. При этом авторы указывают, что авторитетная педагогическая позиция опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную Я-концепцию учителя, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру [16, с. 4].
Анализ научной литературы позволил нам выделить несколько подходов к пониманию «авторитета педагога». Он, прежде всего, связан с изучением:
- отношением между педагогом и учащимися (И.А. Амонашвили, H.A. Вержбицкая, Н.Д. Пикандров, Л.А. Петровская, Г.Г. Семенов и др.);
Глава 2 Роль авторитета педагога в воспитании подростков
2.1 Влияние авторитета педагога на сознание подростков
Анализ специальной литературы, посвященной проблематике отношений межличностной значимости в учреждениях общего среднего образования и специфике взаимоотношений и взаимодействий в системе «учащиеся - педагог», а также продолжительное целенаправленное наблюдение за деятельностью педагогов показали, что, несмотря на очевидную актуальность данной тематики, то внимание, которое в последние десятилетия отечественные и зарубежные психологи демонстрируют в отношении вопросов, связанных с содержательным своеобразием функционально-ролевого и индивидуально-специфического влияния педагога как представителя широкого социума на развивающуюся личность в условиях институционально заданной депривации, целый ряд немаловажных аспектов интересующей нас проблемы изучен явно недостаточно.
Не вызывает сомнения тот факт, что в этом ряду находится и вопрос о специфике психологической природы и оснований такого социально-психологического феномена межличностных отношений, как авторитет педагога для развивающейся личности особенно в тех случаях, когда речь идет об особенностях значимости педагога для учащихся разного возраста.
Потому наше исследование направлено, прежде всего, на изучение построения межличностных отношений между учащимися различного возраста и учителем, причем основной акцент мы сделаем на особенности воздействия педагога на компоненты сознания школьников.
Прежде чем начать исследование, нами была изучена структура человеческого сознания (по А.В. Иванову):
Заключение
Авторитет педагога – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы.
В структуре педагогического авторитет выделяются компоненты: личностный (любовь к детям, любовь к профессии, терпение, доброта, справедливость, и т.п.) и профессиональный (педагогические знания, педагогический такт, стиль взаимодействия и т.п.).
К основным типам/видам авторитета современных учителей относят ложный и истинный авторитет.
На первом этапе исследования нами было изучено мнение учащихся по вопросу их взаимодействия с учителями и возможностей влияния авторитета педагога на жизненную позицию ученика.
Обобщая данные проведенного анкетирования можно констатировать, что авторитет учителя является достаточно мощным фактором, который влияет на все компоненты сознания учащихся.
На втором этапе исследования нами был сделан вывод, что «шаблонных» путей воздействия авторитетного педагога на поведение учащихся не существует. Для достижения успехов в данном направлении просто должен поддерживать свой авторитет через проявление личностных и профессиональных качеств.
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
2. Ильин, Е.П. Психология для педагогов /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.
3. Кондратьев, М.Ю. Слагаемые авторитета / М.Ю. Кондратьев. – М.: Знание, 1988. – 80 с.
4. Кондратьев, М.Ю. Авторитет личности и роли в реально функционирующей малой группе / М.Ю. Кондратьев [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/SPK-CH1/SPK-0281.htm. – Дата доступа: 21.02.2017.
5. Макаренко, А.С. О воспитании /А.С. Макаренко. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 192с.
6. О значении авторитета в воспитании // История педагогики в России: Хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Академия, 2002. – С. 78–92.
7. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. – М.: Дело, 1994. – 400 с.
8. Кондратьев, М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. –1987. – №2. – С. 12–16.
9. Самуйленков, Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя / Д.Ф. Самуйленков. – Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1999. – 175 с.
10. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 265 с.
11. Андриади, И.П. Истоки авторитета учителя / И.П. Андриади // Физическая культура в школе. – 2001. – С. 3-8.
12. Авагимян, Р.А. Психологические особенности и структура педагогического авторитет преподавателя вуза: дис. …канд. психол. наук: 19.00.07 / Р.А. Авагимян. – Ереван, 1984. – 176 л.
13. Чабанова, С.С. Авторитет учителя: генезис педагогических подходов / С.С. Чабанова // Знание. Понимание. Умение [Электронный ресурс]. – 2009. – №3. – С. 202–205. – http://zpu-journal.ru/zpu/contents/2009/3/Chabanova/ – Дата доступа: 21.02.2017.
14. Юдина, Е.Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство / Е.Г. Юдина // Вопросы психологии. – 2005. – №4. – С.132–142.
15. Петровский, А.В. «Я» в «Других» и «Другие» во «Мне» / А.В. Петровский, В.А. Петровский // Популярная психология / сост. В.В. Мироненко. – М.: «Просвещение», 1990. – С. 124–128. – http://vikent.ru/enc/6302/ – Дата доступа: 21.02.2017.
16. Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005
17. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. – М., 1995. – С. 248-284.
18. Чабанова, С.С. Феномен авторитета учителя в отечественной педагогике второй половины XIX–XX вв.: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.С. Чабанова; Моск. гуманитар. ун-т. – М., 2011. – 276 с.
19. Пирогов, Н.И. Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей? / Н.И. Пирогов // Краткая хрестоматия по истории зарубежной и отечественной педагогической мысли: учеб. пособие / ред. И.П. Андриади. – М.: Московский городской педагогический университет, 2007. – С. 353-355.
20. Пирогов, Н.И. Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа» /1859. – 127 с.
21. Добролюбов, H.A. «О значении авторитета в воспитании; Мысли по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова» / 35-37 с.
22. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. – М., 1956. – 237 с.
23. Ушинский, К.Д. Три элемента школы / К.Д. Ушинский // Собр. соч. — М.; Л., 1948. – Т. 2. – С. 63–64.
24. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
25. Медведская, Е.И. Педагогическая деятельность: сфера услуг или…? / Е.И. Медведская // Вопросы психологии. – 2012. – №5. – С. 19–28.
26. Карпович, Т.Е. Задачи педагогического университета по подготовке учителя к «оказанию образовательных услуг» /Университетское образование: опыт, проблемы, перспективы развития: тез. докл. III Междунар. конгресса, 15-17 мая 2013 г. В 2 ч. Ч. 2 / отв. ред. Р.С. Пионова. – Минск: МГЛУ, 2013. – 316 с.
27. Константинов К.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982. – Гл. 1. – С. 6-9.