Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования понятий о частях речи
1.1 Специфика младшего школьного возраста для формирования понятий о частях речи
1.2 Части речи русского языка
1.3 Методы и приемы формирования понятий о частях речи
Выводы по 1 главе
Глава 2 Использование эффективных приемов изучения местоимения, наречия и предлога в начальных классах
2.1 Эффективные приемы изучения местоимения в начальных классах
2.2 Эффективные приемы изучения наречия в начальных классах
2.3 Эффективные приемы изучения предлога в начальных классах
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Актуальность темы исследования состоит в том, что практика школьного обучения демонстрирует объективные трудности усвоения этого материала школьниками. Многие школьники усваивают этот материал поверхностно, испытывают затруднения при определении частеречной принадлежности ряда слов, не могут обосновать своего решения. Существует множество слов, для которых определение их морфологического статуса требует решения лингвистической задачи, учета комплекса признаков (семантического, морфологического и синтаксического). Учащиеся же нередко владеют только одним приемом установления частеречной принадлежности – использование вопроса. Однако вопрос не помогает опознать служебные части речи, омонимичные части речи, слова, образовавшиеся в результате перехода из одной части речи в другую, и другие. В морфологическом разборе учащиеся могут допускать ошибки, определяя не свойственные для данной словоформы морфологические признаки (например, указывают лицо у существительного, определяют род у прилагательного во множественном числе и т. п.). Все подобные ошибки свидетельствуют о том, что знания о частях речи русского языка не носят у этих школьников системного характера, они фрагментарны. Причины отсутствия системы знаний связаны и с особенностями традиционной методики изучения морфологии в школе.
Глава 1 Теоретические основы формирования понятий о частях речи.
1.1 Специфика младшего школьного возраста для формирования понятий о частях речи.
В.В. Давыдов утверждал, что младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования [10, с. 56].
Также В.В. Давыдов изучал особенность и уровень сформированности у детей основных компонентов теоретического сознания – содержательной рефлексии, анализа и планирования (мысленного экспериментирования), а также их проявления в деятельности памяти, воображения, мышления.
На практике В.В. Давыдов показал, что при выполнении детьми учебной деятельности на различном предметном материале были выявлены общие особенности психического развития: рефлексия, анализ и планирование определяют существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей. Умственные действия, осуществляемые в процессе рефлексии, планирования и анализа, имеют две основные формы – эмпирически-рациональную и теоретически-содержательную. Вторая форма психических действий связана с отражением существенных отношений и связей объектов окружающего мира. Отражение по своей сути связано с поиском и наблюдением существующих основ умственных действий. Анализ направлен на поиск и выделение в какой-либо целостный объект существенных отношений. Планирование (или «мысленный эксперимент» или «план внутренних действий») состоит в нахождении и построении системы возможных действий и в определении оптимального действия, соответствующего условиям задачи. Все виды действий взаимосвязаны.
Глава 2 Использование эффективных приемов изучения местоимения, наречия и предлога в начальных классах.
2.1 Эффективные приемы изучения местоимения в начальных классах.
Рассмотрим наиболее эффективные методы изучения местоимений в начальной школе [10, 13].
Необходимость изучения местоимений 1, 2, 3-го лица (личные местоимения) в начальной школе продиктована прежде всего тем, что в речевой практике дети широко используют все формы этих местоимений и в то же время нередко допускают ошибки, поскольку пример: с «ими» вместо «он» с «ими» вместо «они» и другие.
Одной из задач изучения темы «Местоимение» является устранение речевых ошибок, связанных с употреблением местоимений, как в устной, так и в письменной речи учащихся. Прежде всего, использование местоимений в речи – это вопрос стиля. В связи с этим задача учителя состоит в том, чтобы донести до сознания учащихся стилистическую функцию личных местоимений – устранить ненужное повторение одного и того же слова. При этом необходимо научить детей пользоваться местоимениями. Итак, если местоимение находится далеко от заменяемого слова, местоимение становится непонятным. Если одно и то же местоимение повторяется несколько раз подряд, это становится таким же нежелательным, как повторение существительного. Тогда существительное не должно заменяться местоимением, а является синонимом этого существительного.
Не менее важны знания личных местоимений для успешного изучения сложных и больших тем «Глагол».
Осознанное усвоение общей концепции местоимений 1,2,3-го человека является предпосылкой для правильного использования как в речи, так и в их написании.
Заключение.
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.
В.В. Давыдов изучал особенность и уровень сформированности у детей основных компонентов теоретического сознания – содержательной рефлексии, анализа и планирования (мысленного экспериментирования), а также их проявления в деятельности памяти, воображения, мышления.
Специфика визуальных средств, используемых при формировании морфологических понятий, связана с тем, что объектом изучения являются слова. Следовательно, в качестве средств визуализации, наряду с таблицами, диаграммами, конкретными предметами, схемами, их рисунками, выступает сам языковой материал. Тексты, отдельные слова и предложения должны быть такими, чтобы изучаемое явление было представлено в них четко и заметно, в наиболее ярком проявлении своей речевой функции и своих грамматических особенностей. Эта так называемая внутренняя видимость позволяет обучающимся возможность абстрагировать признаки понятия (при первоначальном знакомстве с понятием), распознать изучаемое явление среди других, подобных с ним в каком-либо отношении.
Таким образом, основными методическими условиями, способствующими усвоению частей речи, являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.
1. Автюхин, В.Б. Наречие: Учебное пособие / В.Б. Автюхин. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. – 48 с.
2. Баринова, Е.А. Методика русского языка / Е.А. Баринова. –М., 1974. – 368 с.
3. Вайланд, Е. А. Предупреждение речевых ошибок младших школьников посредством упражнений на развитие оперативной памяти / Е.А. Вайланд / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn-10-qddohl3g.xn-p1ai/pedmasterskaya/publication/preduprezhdenie_rech_oshibok.pdf.
4. Виноградов, В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст] / В. В. Виноградов. – Изд.4-е. – М. : Русский язык, 1947. – 720 с.
5. Волков, Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы [Текст] / Б. С. Волков. – М. : Изд. Владос, 2013. – 511 с.
6. Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст] / Б. С. Волков // Педагогическое общество России. – 2002. – № 4 – С. 9-35.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : избр. психол. исслед. / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1956. – 426 с.
8. Давыдов, В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология: учеб.для студентов пед. ин-тов [Текст] / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Просвещение, 1979. – 287 с.
9. Давыдов, В. В. Психическое развитие младшего школьника [Текст] / В. В. Давыдов. – М. : Academia, 1990. – 176 с.
10. Климанова, Л.Ф. Обучение через общение и культуру / Л.Ф. Климанова // Начальная школа. – 1986. – №3.
11. Костромина, Н. В., Николаева К. А., Ставская Г. М.. Морфология. Синтаксис. Пунктуация [Текст] / Е. Н. Ширяев; Под ред. Л. Ю. Максимова. – М. : Просвещение, 1989. – 288 с.
12. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] : учебное пособие / М. Р. Львов. – М. : Академия, 2000. – 248 с.
13. Львов, М. Р. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева. – М. : Просвещение, 2009. – 489 с.
14. Павлов, И. П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах [Текст] : Академия медицинских наук СССР ; Ответственный редактор сборника действительный член АМН СССР П. С. Купалов. – М. : Государственное издательство медицинской литературы, 1954. – 192 с.
15. Подласый, И. П. Педагогика Т. 1 [Текст] / И. П. Подласый. – М. : Владос, 1999. – 566 c.
16. Рамзаева, Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1979. – 431 с.
17. Розенталь, Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1985. – 399 с.
18. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] / Е. Е. Сапагова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
19. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное – Москва : Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
20. Ушинский, К. Д. Об изучении грамматики [Текст] / К. Д. Ушинский. – М. : Просвещение, 1954. – 257 с.
21. Федорова, М.В. Изучение наречий в школе: Кн. для учителя / М.В. Федорова. – СПб.: Свет, 1996. – 152 с.
22. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания [Текст] / Под ред. Г. С. Костюка, П. Ф. Гамата. – Киев : Педагогика, 1961. – 205 с.