ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью
1.2. Использование игровых технологий в коррекции мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1. Изучение особенностей развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Методические рекомендации по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук с интеллектуальной недостаточностью посредством игровых технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема развития мелкой моторики является значимой и актуальной. Актуальность этой проблемы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, что способствует речевому развитию и подготовит ребенка к школе. Ко времени, когда ребенок пойдет в школу, должен быть сформирован необходимый навык – развитие точных движений, потому что техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. И поэтому уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности к школьному обучению.
Дети с нарушениями психофизического развития имеют различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Общим нарушениями для разных категорий детей с ОПФР является нарушение мелкой моторики рук, которое отрицательно сказывается на развитии психических процессов, познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладением письмом и рядом других учебных и трудовых навыков [22, с. 126].
Изучение развития детей с особенностями психофизического развития внесли такие отечественные ученые как Н.П. Вайзман [2], Т.А. Власова [4], В.И. Лубовский [22], В.Г. Петрова [19] и другие.
В последние годы в литературе описываются приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗРР (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с ДЦП (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова), с общим недоразвитием речи (О.С. Бот), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова).
Существуют различные направления развития у дошкольников с ОПРФ мелкой моторики рук:
– работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров);
– работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант);
– завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков;
– плетение косичек из ниток, лепка из пластилина,
– переборка круп, пуговиц, бусин;
– пальчиковая гимнастика.
Одним из путей развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук с ОПФР является использование игр и игровых упражнений. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.
Для этих категории детей характерно выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности [11, с. 47].
Моторика представляет собой совокупность двигательных реакций, которые свойственны детскому возрасту. Различают крупную (общую) и тонкую (мелкую, ручную) моторику. Тонкая моторика – это высокодифференцированные точные движения преимущественно большой амплитуды и силы. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук [5, с. 63].
Нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов интеллектуальной недостаточности. Многие специалисты (О.П. Гаврилушкина и Н.Д. Соколова [5], А.А. Катаева [11], Е.А. Стребелева [12]) отмечают, что движения пальцев рук у детей с интеллектуальной недостаточностью неуклюжи, некоординированные, их точность и темп нарушены.
У детей с интеллектуальной недостаточностью, в отличие от детей без нарушений интеллекта, отмечается недоразвитие мелкой моторики [11; 18].
У детей с интеллектуальной недостаточностью проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений [23].
У некоторых детей моторные затруднения могут быть связаны с леворукостью и обусловлены тем, что детей пытались переучивать. Таким детям необходимо пробовать выполнять задания той рукой, которой работать легче, удобнее [19, с. 44].
Как отмечают С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина [21], дети с нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений.
Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет овладение культурно-гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками самообслуживания. Моторная составляющая является
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1. Изучение особенностей развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Цель эмпирического исследования: выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Эмпирическое исследование включало три этапа:
1) анализ литературы по проблеме исследования, формирование выборки исследования, подбор методов и методик;
2) непосредственное изучение особенностей развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью путем диагностического инструментария;
3) разработка методических рекомендаций по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук с интеллектуальной недостаточностью посредством игровых технологий.
База исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе ГУО «Ясли-сад № 261 г. Минска» В исследовании приняли участие 5 детей с интеллектуальной недостаточностью (интегрированная группа) и 5 детей без нарушений в развитии (массовая группа). Выборка исследования представлена в таблице 2.1.
1. Теоретический анализ литературы показал, что у детей с интеллектуальной недостаточностью, в отличие от детей без нарушений интеллекта, отмечается недоразвитие мелкой моторики. Особенностями развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью являются: движения пальцев неуклюжи, некоординированные, их точность и темп нарушены. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются трудности в овладении изобразительной деятельности: трудности при работе с ножницами, неумелое пользование кистью, с бумагой. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет овладение культурно-гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками самообслуживания. Большие трудности обнаруживаются у детей при работе с ножницами.
2. При развитии мелкой моторики рук с интеллектуальной недостаточностью широко используются игровые технологии. Цели и задачи развития мелкой моторки рук игровыми технологиями: формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом: развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; совершенствовать движения рук, развивая психические процессы. В работе с дошкольниками используют целый ряд игр и упражнений для развития мелкой моторики рук: составление фигур из счетных палочек, использование прищепок, нанизывание, сортировка круп в игровой форме самомассаж в игровой форме, игры с мячом, пальчиковые игры. Работа проводится во время проведения коррекционно-развивающей деятельности, непосредственно-образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в свободной самостоятельной деятельности самих детей.
3. Выявлены особенности мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью:
– более низкий уровень развития мелкой моторики при разметке бумаги по шаблону и работе ножницами, по сравнению с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
– более низкий уровень сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином по сравнению с детьми, не имеющими нарушений в развитии;
– более низкий уровень координации движений, гибкости, точности в действиях, по сравнению с детьми, не имеющими нарушений в развитии;
– трудности при разметке шаблона на бумаге, при работе с ножницами, с пластилином, нет или слабо развиты навыки держания карандаша, кисти. У них нет навыка повторения однородных движений, удержания направления движения, совсем плохо развит навык работы с бумагой.
1. Агафонова, И.Ю. Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей / И.Ю. Агафонова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). – Самара, 2016. – С. 19-22.
2. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. – М.: Педагогика, 1997. – 234 с.
3. Варенова, Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-метод. комплекс / Т.В. Варенова. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2007. – 112
4. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Академия, 2002. –207 с.
5. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.
6. Гребнева, Т.В. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей» / Т.В. Гребнева // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб., 2014. – С. 58-62.
7. Демьяненок, Т.В. Развитие моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / Т.В. Демьяненок // Дэфекталогія. – 2002. – № 3 (28). – С. 37-49.
8. Дудьев, В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи / В.П. Дудьев // Дефектология. – 1999. – № 4. – С. 50-54.
9. Земляченко М.В. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников / М.В. Земляченко, Т.В. Кутергина, Т.Д. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь, 2014. – С. 169-172.
10. Ильинова, Л.Д. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / .Л.Д. Ильинова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб.:, 2014. – С. 72-74.
11. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: «Бук-Мастер», 1993. – 191 с.
12. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2001. – 208 с.
13. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
14. Куликова, Т.Н. Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук в коррекционных логопедических группах детского сада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / https://interactive-plus.ru/ru/article/17026/discussion_platform. – Дата доступа: 29.03.2017.
15. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). – Челябинск, 2011. – С. 140-146.
16. Носачева, Н.В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения / Н.В. Носачева, Е.С. Шанина // Молодой ученый. – 2017. – № 11. – С. 44-47.
17. Основы коррекционной педагогики / Под ред. А.Д. Гонеевой. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
18. Основы коррекционной педагогики: курс лекций / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2008. – 211 с.
19. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
20. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7-лет / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание – 2005. – № 5. – С. 43-45.
21. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание – 2005. – № 1 – С. 60-63.
22. Специальная психология: учеб. пособие / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
23. Степанова, М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей / М.А. Степанова // Логопед. – 2009. – № 7. – С. 62-65.
24. Шилович, Е.С. Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / Е.С. Шилович // Эврика. – 2013. – № 1. – С. 1-5.