Введение
Глава 1 Теоретические основы логопедической работы по формированию умений составлять рассказ-описание у детей младшего школьного возраста с ТНР
1.1 Особенности формирования умения составлять рассказ-описание у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1.2 Содержание логопедической работы по формированию умений составления рассказ-описание у детей младшего школьного возраста с ТНР
Глава 2 Методические аспекты логопедической работы по формированию умений составлять рассказ-описание у детей младшего школьного возраста с ТНР
2.1 Экспериментальное изучение составления рассказ-описание младшими школьниками с ТНР
2.2 Интерпретация полученных данных
2.3 Наглядные средства формирования умений составления рассказов-описаний у детей младшего школьного возраста с ТНР
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей в школе. Связная речь имеет социальную значимость и играет важную роль в формировании личности ребенка. Для нормально развивающихся детей составление рассказа-описания является самым сложным их всех видов рассказа. Потому составление такого рассказа для ребенка с ТНР составляет ещё большую трудность, ведь для него характерны специфические особенности мышления, недостатки восприятия, внимания, памяти.
Умение составлять рассказ-описание у детей с ТНР формируется в процессе образовательной, логопедической и коррекционной деятельности. В процессе составления рассказа-описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.
Проблема развития связной речи детей отражена в работах В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Т.А. Ткаченко, А. М. Бородич, Л. Н. Ефименковой, Н.С. Старжинской, Д.Н. Дубининой, Н.А. Стародубовой, О.С. Ушаковой, Е.И. Тихеевой и др. В работах И.А. Галкиной, Л.А. Грудининой, А.А. Ковалевой, С.Н. Лохачевой, Ю.А. Макаровой, Т.А. Ткаченко предлагается система формирования связной речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания.
Анализ литературных источников показывает, что на сегодняшний день недостаточно разработаны практические аспекты изучения связной речи младших школьников с ТНР, в том числе экспериментальное изучения умения составлять описательный рассказ.
Глава 1. Теоретические основы логопедической работы по формированию умений составлять рассказ-описание у детей младшего школьного возраста с ТНР.
1.1 Особенности формирования умения составлять рассказ-описание у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
В логопедической работе формирование умений составления рассказов-описаний у младших школьников с ТНР осуществляется поэтапно:
На первом этапе – пересказ знакомого текста. Это может быть небольшая, хорошо известная детям сказка или рассказ, не осложненный большим количеством второстепенных деталей. Дети, как правило, легко справляются с данным заданием. При этом совершенствуется грамматический строй, развивается память.
На втором этапе – составление рассказов по наглядному материалу. Это может быть описание какого-либо предмета (игрушки, животного). Сначала детям предлагается одна сюжетная картинка, затем - серия сюжетных картинок. Эти задания являются более сложными для выполнения, так как у ребенка нет готового образца текста, он должен придумать его сам. Ребенку необходимо описать то, что изображено, так чтобы рассказ получился связным, понятным, интересным и грамматически правильным. Для этого задействуется мышление, фантазия (воображение), лексический и грамматический словари ребенка.
На третьем этапе – рассказ из личного опыта. Сложность выполнения данного задания состоит в том, что у ребенка отсутствует опора на наглядность или готовый текст. Детям предлагается составить рассказ, опираясь на личный опыт. От ребенка требуется грамотно составить свой рассказ, последовательно выстроить события. Рассказ должен получиться связным, развернутым и понятным слушателю [16, с. 283].
На четвертом этапе дети используют знания, полученные детьми на предыдущих этапах. Детям с ТНР нужно описать любые события, происходящие в школе, дома, на улице. От успешности выполнения данного задания можно установить, насколько хорошо ребенок использует знания, полученные на первых трех этапах работы. Рассказ должен получиться развернутым, грамматически правильным, последовательным [16, с. 284].
В ходе логопедической работе по формированию умений составления рассказов-описаний у младших школьников с ТНР необходимо учитывать их особенности: фрагментарность восприятия, низкая концентрация внимания, низкая умственная работоспособность [26, с. 118].
Глава 2. Методические аспекты логопедической работы по формированию умений составлять рассказ-описание у детей младшего школьного возраста с ТНР.
2.1 Экспериментальное изучение составления рассказ-описание младшими школьниками с ТНР.
Базой нашего исследования является Средняя школа № 32 г. Минск.
Цель экспериментального исследования: осуществить сравнительный анализ умения составлять рассказ-описание у младших школьников с ТНР и младших школьников без речевых нарушений.
Экспериментальное исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) анализ литературы по проблеме исследования, формирование выборки исследования, подбор диагностических методик исследования, описание критериев оценок по методикам исследования;
2) проведение диагностического исследования умения составлять рассказ-описание у младших школьников с ТНР и младших школьников без речевых нарушений;
3) проведение обработки и интерпретации полученных данных, количественного и качественного анализа, проведение сравнительного анализа результатов экспериментальной и контрольной группы.
Контингент исследования: всего в исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста в возрасте от 8 до 9 лет (20 мальчиков и 20 девочек).
Для проведения сравнительного анализа были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли 20 детей младшего школьного возраста с ТНР; контрольную группу составили 20 детей младшего школьного возраста без речевых нарушений. Протоколы представлены в приложении А.
Изучение умения составлять рассказ-описание проводилось с использованием заданий из тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой [29].
Экспериментальное исследование состояло из двух заданий:
1) составление рассказа-описания по серии сюжетных картинок;
2) пересказ прослушанного текста.
Для оценки выполнения заданий использовалась балльно-уровневая система.
Заключение.
В логопедической работе формирование умений составления рассказов-описаний у младших школьников с ТНР осуществляется поэтапно: предварительная работа, пересказ знакомого текста, составление рассказов по наглядному материалу, рассказ из личного опыта, использование знаний в описательной речи. Основными направлениями логопедической работы являются: обучение пересказу, обучение рассказу-описанию предметов, обучение рассказыванию с элементами творчества. Обучение составлению рассказов-описаний характеризуется активной помощью логопедом помощи детям с ТНР в построении фраз и целых законченных высказываний, в обогащении фразовой речи.
Основными приемами логопедической работы по формированию умений составления рассказов-описаний у младших школьников с ТНР являются: рассматривание картин с беседой о них; составление детьми с ТНР рассказов на материале картин; составление описательного и повествовательного рассказа по игрушке, картине, серии сюжетных картин, схеме, а также образец педагога, вопросы, педагогическая помощь. Образец рассказа является кратким описанием предмета или изложение какого-либо события, доступным детям с ТНР для подражания и заимствования. Беседа по картине используется для правильного восприятия и понимания содержания картины и одновременно развития речи.
Одним из приемов логопедической работы по формированию умений составления рассказов-описаний у младших школьников с ТНР является наглядное моделирование.
С целью осуществить сравнительный анализ умения составлять рассказ-описание у младших школьников с ТНР и младших школьников без речевых нарушений, было проведено экспериментальное исследование. Всего в исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста. В экспериментальную группу вошли 20 детей младшего школьного возраста с ТНР; контрольную группу составили 20 детей младшего школьного возраста без речевых нарушений
Исследование умения составлять рассказ-описание проводилось с использованием тестовой методики устной речи Т. А. Фотековой. Критериями оценки уровня умения составлять описательной рассказ выступали: смысловая целостность; лексико-грамматическое оформление высказывания; самостоятельность выполнения задания.
Проведен сравнительный анализ составлять рассказ-описание у младших школьников с ТНР и младших школьников без речевых нарушений. Так, младшие школьники с ТНР имеют преимущественно низкий уровень сформированности связной речи, а дети без речевых нарушений имеют преимущественной высокий уровень. Младшие школьники без речевых нарушений строили свои высказывания более логично, последовательно.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников : учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: практическое пособие / Т.М. Бондаренко. – Воронеж : Изд-во «Учитель», 2002. – 321 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 256 с.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М. : Астрель, 2006. – 158 с.
5. Галкина, И.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у младших школьников / И.А. Галкина, Е.А. Теплых // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 3 (16). – С. 211-213.
6. Дивисенко, Л.А. Формирование связной речи младших школьников с ТНР посредством мнемотехники / Л.А. Дивисенко // Образовательная среда сегодня : стратегии развития. – 2015. – № 2 (3). – С. 81-84.
7. Дмитриев, Ю. Домашние животные / Ю.Д. Дмитриев. – М. : Олимп : АСТ, 1997. – 285 с.
8. Жигачева, Н.А. Развитие связной описательной речи у детей младшего школьного возраста посредством моделирования / Н.А. Жигачева //Развитие современного образования: от теории к практике: сборник материалов. – М., 2017. – С. 155-157.
9. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у младших школьников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2009. – 320 с.
10. Зотова, И.В. Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей младшего школьного возраста / И.В. Зотова, А.О. Сергиенкова // European Research. – 2017. – № 6 (19). – С. 62-65.
11. Иванова, Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи / Н.Н. Иванова // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 17-21.
12. Ивчатова, Е.Г. Развитие связной речи младших школьников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок / Е.Г. Ивчаова, О.П. Галкина // Молодой ученый. – 2015. – № 2-3. – С. 958-960.
13. Ковалева, А.А. Развитие связной описательной речи у детей младшего школьного возраста на основе моделирования / А.А. Ковалева // Актуальные направления научных исследований : перспективы развития сборник материалов междунар. научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 97-99.
14. Коковкина, С.В. Использование технологии наглядного моделирования при составлении рассказа-описания у младших школьников с нарушениями речи / С.В. Коковкина // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 4. – С. 172-176.
15. Лелюх, С.В. Развитие мышления, воображения и речи младших школьников / С.В. Лелюх, Т.А. Ткачук, Н.Н. Хоменко. – Ульяновск : УГУ, 2003. – 240 с.
16. Лихачева, С.Н. Моделирование как средство развития связной речи младших школьников / С.Н Лихачева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенез : материалы всерос. научно-практ. конференции. – М., 2014. – С. 280-285.
17. Макарова, Ю.А. Использование моделей в развитии связной речи детей младшего школьного возраста / Ю.А. Макарова // Концепт. – 2017. – Т. 2. – С. 386-389.
18. Павлова, З. Н. Развитие связной речи и обучение составлению рассказа-описания по схеме / З. Н. Павлова, М. А. Павлова // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 293-296.
19. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей младшего школьного возраста / В.И. Рождественская, Е.И. Радина – М. : Просвещение, 2002. – 112 с.
20. Сб. программ для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения. Русский язык. Беларуская мова. Математика. Человек и мир. 1 – 5 классы. – Минск: НИО, 2008.
21. Спыну, В.В. Обучение составлению рассказов-описаний младших школьников с ТНР на основе использования мнемотехнических таблиц / В.В. Спыну // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 654–657.
22. Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей младшего школьного возраста / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
23. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи младших школьников / Н. А. Стародубова. – М. : Академия. 2006. – 256 с.
24. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления младшими школьниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М. : Гном и Д, 2014. – 45 с.
25. Тютюева, И.А. Особенности связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / И.А. Тютюева // Концепт. – 2016. – Т.2. – С. 91-95.
26. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей младшего школьного возраста : учеб.-метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Владос, 2004. – 288 с.
27. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей младшего школьного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М. : Просвещение, 2004. – 240 с.
28. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : Гном и Д, 2000. – 128 с.
29. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М. : Айрис-пресс, 2000. – 96 с.
30. Хрестоматия для детей младшего школьного возраста / Сост. Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. – М. : Просвещение, 2001. – 234 с.
31. Шаховская, С.Н. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей : III период обучения / С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. – М. : Смысл, 1995. – 112 с.
32. Учебное пособие «Литературное чтение» (в 2-х частях) для III класса первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения авторов Т.Л. Лещинской, О.Л. Черкас. – Народная асвета, 2011.