Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования и развития коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Значение общения в психическом развитии ребенка
1.2 Коммуникативная деятельность и структурные компоненты
коммуникативных умений
1.3 Особенности развития коммуникативных умений у детей с
интеллектуальной недостаточностью
Выводы
Глава 2 Формирование коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Система заданий по формированию коммуникативных умения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для детей с интеллектуальной недостаточностью важно усвоить речь как средство общения и как главное условие их личностного развития. Социальная адаптация школьников с интеллектуальной недостаточностью в значительной степени зависит от правильного понимания обращенной к ним речи и умения пользоваться языковыми средствами в учебных и бытовых ситуациях.
Проблемой становления речи детей с интеллектуальной недостаточностью в психологическом аспекте занимались Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др. В последние годы приоритетное развитие получило использование психолингвистического подхода как специфического направления исследования речи детей с психофизическими нарушениями (В.К. Воробьева, Р.И. Лалаева, А.А. Леонтьев, Л.Б. Халилова и др.).
Относительно простой формой вербального общения, служащей передаче информации является диалогическая речь. Диалог возникает как следствие потребности субъектов выразить свои мысли, чувства, желания. Диалог продолжается лишь в том случае, если он поддерживается обоими собеседниками, без этого условия он прекращается. Развитие разговорной речи учащихся, формирование у них умений диалогического и монологического общения должно стать обязательным компонентом каждого урока русского языка.
В исследованиях ученых дефектологов обосновывается необходимость формирования коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с опорой на их потенциальные возможности (А.К. Аксенова, Л.С. Вавина, М.Ф. Гнездилов, Е.А. Гордиенко, С.Ю. Ильина, Р.И. Лалаева, Л.Л. Логвинова, Р.К. Луцкина, В.Г. Петрова, М.Л. Феофанов и др.).
Вместе с тем в исследованиях пока не получила должного освещения методика работы по формированию коммуникативных умений у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности. Поэтому поиски путей формирования коммуникативных умений у рассматриваемой категории учащихся приобретают особую значимость.
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования и развития коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Значение общения в психическом развитии ребенка.
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к возможности реализовать себя и свои возможности в жизни и занять свое место в обществе. Следовательно, общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Как полагал Л. С. Выготский (1982), развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении [4, с.35].
Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного практического взаимодействия ребенка со взрослым. В младшем возрасте ведущим является эмоциональное общение ребенка со взрослым, затем оно сменяется предметно-деловым, и наконец — речевым общением [13; 27]. Шипицына. –СПб. : Речь, 2005 – 476 с Чем старше становится ребенок, тем больше его потребность в общении и в оценке окружающих связывается с жизнью общества, с его моральными и нравственными нормами. У старших детей имеют место социальные мотивы, обусловленные стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотивами самолюбия и самоутверждения [13; 27].
Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка. Развитие психики ребенка–это процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми — носителями этого опыта [13, 27].
Решающая роль общения в психическом развитии ребенка доказывается глубоким и необратимым недоразвитием детей, выросших в изоляции от человеческого общества; явлениями госпитализма, наблюдающимися при дефиците общения детей со взрослыми. Дефицит общения в раннем возрасте отрицательно сказывается на последующей судьбе личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности. Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:
благодаря позитивным качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;
благодаря обогащению взрослыми опыта детей;
путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;
на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
Глава 2 Формирование коммуникативных умений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Система заданий по формированию коммуникативных умения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Главным направлением работы являются формирование основных компонентов структуры коммуникативной деятельности, которые включают в себя:
1)активность ребенка в общении;
2)использование вербальных средств общения;
3)использование невербальных средств общения;
4)эмоциональные проявления ребенка во время общения.
Активность ребенка в общении предполагает развитие следующих умений и навыков:
1) легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
2)вступать в общение со сверстниками по собственной инициативе и по инициативе другого ребенка, а не только по требованию взрослого;
3)вступать в общение со взрослыми по собственной инициативе и по инициативе взрослого;
4)задавать вопросы, связанные с содержанием деятельности;
5)строить общение с учетом ситуации и требований окружающих.
Для развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью предпочтение отдается подгрупповой форме работы.
В коллективной игровой деятельности происходит проигрывание и разрешение проблемных ситуаций, осознание и выражение чувств. Игра, является средством, основным условием является установление значимых взаимоотношений с каждым ребенком.
Педагог стремится создать атмосферу доверия, безопасности, позволяющую выражать самые сокровенные эмоции, а также проявлять стремления к самостоятельности, независимости, одобрению. Устойчивое уважение и принятие помогают ребенку понять себя и выразить проблемы доступным для него языком, посредством игры, рисунка, сказки, не опасаясь последствий. Только безусловное принятие, когда отсутствует формула: «Я принимаю тебя только тогда, когда ты будешь вести себя так то и так то», – позволяет ребенку полностью раскрыться и поделиться своим внутренним миром. В атмосфере, лишенной критике, осуждения, дети становятся способными открыто встретиться со своими переживаниями, проблемами, выразить их и освободиться.
Основным способом овладения коммуникативными умениями являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает: осознание необходимости общения, потребность использования речи, формируется речевое поведение.
Общение — важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка. Развитие психики ребенка – это процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми - носителями этого опыта. Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного практического взаимодействия ребенка со взрослым. В младшем возрасте ведущим является эмоциональное общение ребенка со взрослым, затем оно сменяется предметно-деловым, и наконец - речевым общением. Чем старше становится ребенок, тем больше его потребность в общении и в оценке окружающих связывается с жизнью общества, с его моральными и нравственными нормами.
В данной работе был рассмотрен вопрос о формировании коммуникативных умений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В первой части исследования рассматривались теоретические основы проблемы формирования и развития коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Во второй главе были предложены методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Важнейшее условие успешности коррекционной работы — это обеспечение практического действия ребенка. Важно, чтобы у него была постоянная возможность убеждаться в правильности, достоверности, истинности совершаемых действий, чтобы он мог в результате конкретных практических действий достигнуть желаемой цели.
Основной единицей организации работы являются ситуация. С помощью ситуации устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается, мотивируется общение, презентуется (преподносится) речевой материал, приобретаются речевые навыки, развивается активность детей и самостоятельность общения.
1. Аксенова, А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта / А. К. Аксенова, С. Ю. Ильина. – М. : Просвещение, 2011. – 335 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология личности / Б. Г. Ананьев. –М. : Просвещение, 1998. – 145 с.
3. Винарская, Е. Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская.– М. : Просвещение, 1987. – 256 с.
4. Выготский, Л. С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка: моногр. / Л.С. Выготский. – М. : 1982. – 120 с.
5. Гнездилов, М. Ф. Развитие речи умственно отсталых школьников в процессе обучения / М. Ф. Гнездилов. – М. : АПН РСФСР, 1959 – 35 с.
6. Грабчикова, Е. С. Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе языкового образования / Е. С. Грабчикова // Адукація iвыхаванне. –1997. – №5. – 54 с.
7. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И.С. Гринченко. – М.: Сфера, 2002. – 80 с.
8. Дмитриева, Е. Е. Особенности общения шестилетних детей с задержкой психического развития с взрослым / Е. Е Дмитриева. – М. : АПН СССР,1989. – 143 с.
9. Катаева, А. А. Развитие речи / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева // Дошкольная олигофренопедагогика: учеб.для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева.– М. : Гуманит. центр ВЛАДОС, 2005. – 292 с.
10. Костина, Т .В. Развитие понимания речи у умственно отсталых детей чет четырехлетнего возраста /Т. В. Костина; под ред. Н. Г. Морозовой. –М. : АПН РСФСР, 1977. – 150 с.
11. Кузнецова, Г.В. Некоторые особенности речевого развития умственно отсталых детей дошкольного возраста / Г.В. Кузнецова // Дефектология. – 1996. – №3. – 98 с.
12. Лаврентьева, М.А. Формирование высказываний у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта : автореф. дис. канд. пед. Наук / М.А. Лаврентьева. – Москва, 1999. – 256 с.
13. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Просвещение,1986. – 205 с.
14. Липакова, В.И. Формирование речевой коммуникации у детей с умеренной умственной отсталостью / В.И. Липакова // Логопед в детском саду. – 2007. – № 8. – С. 18-
15. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. –М. : Академия, 2000. – 243 с.
16. Максимова, Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности / Р.А. Максимова. – Ленингр. гос ун-т.– Ленинград, 1981. – 329 с.
17. Матасов, Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы / Ю.Т. Матасов. – Ленинград.: Речь, 1986. – 200 с.
18. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Р. Мунирова. – М., 1993. – 22 с.
19. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / Отв. ред. Л. С. Деноткина. - М.: Педагогика, 1977. - 199 с.
20. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста / С.В. Проняева. – М. : Просвещение, 1999. – 223с.
21. Репина, Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 1978. – 200 с.
22. Свиридович, И.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях интегрированного обучения и воспитания / И.А.Свиридович // Адукацыя i выхаванне. – 2016. – № 5. – С. 86 с.
23. Соколова, Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях по развитию речи / Н.Д. Соколова// Дефектология. – 1990. – № 3. – 42 с.
24. Смирнова, Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников/ Е.О. Смирнова // Вопрос психологии. –1980. – №5. – 182 с.
25. Черенкова, О.А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности/ О.А. Черенкова. – Пенза. : Просвещение, 2008. – 124 с.
26. Ханин, Ю.Л. Психология общения в современной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук / Ю.Л. Ханин. – Ленинград, 1985. – 38 с.
27. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. –СПб. : Речь, 2005 – 476 с.
28. Шишкова, М.И. Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников / М.И. Шишкова // Дефектология. – 1999. – №6. – 63 с.
29. Школьникова, Н.И. Системы развития коммуникативного поведения у детей раннего и дошкольного возраста с осложненными формами интеллектуальной недостаточности / Н.И. Школьникова. – М. : Просвещение, 1993. – 128 с.