Введение
Глава 1 Теоретические основы использования современных средств оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях без отметочного обучения по предмету "математика"
1.1. Организация оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях без отметочного обучения
1.2. Средства оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников с ТНР
Глава 2 Использование средств оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников с ТНР в обучении математике
2.1. Анализ программного материала по предмету "Математика" для младших школьников с ТНР
2.2. Требования к оценке детей с ТНР и средствам оценивания на уроке математики
2.3. Моделирование педагогического процесса с использованием без отметочного оценивания на уроках математики у младших школьников с ТНР
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если он не научит его этому, то с первых шагов школьной жизни он столкнется с трудностями, неудачами, которые могут постепенно утолить его желание учиться. Это вдвойне верно для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В начальной школе математика служит справочным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшем знания, умения и навыки, полученные в ходе его изучения, а также начальное владение математическим языком будут необходимы для успешной жизни. Использование учителями современных инструментов электронного обучения для активного вовлечения учащихся в образовательный процесс является одним из наиболее перспективных направлений развития образования. Концепция современного образования такова, что количество информации, которой должен овладеть учащийся, увеличивается с каждым учебным годом. Кроме того, каждый урок несет новый объем информации, который школьник должен освоить. Практически не хватает времени для понимания и закрепления, возникает проблема: не имея достаточных навыков для обработки полученной информации, школьник испытывает огромные трудности и теряет интерес как в процессе обучения и изучения, так и в отношении самого предмета.
Важно не только учить ребенка, но и оценивать его знания.
Актуальность исследования работы обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов обучения младшего школьника с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: теоретически обосновать и адаптировать современные средства оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях без отметочного обучения по предмету "Математика".
Глава 1 Теоретические основы использования современных средств оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях без отметочного обучения по предмету "математика".
1.1. Организация оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях без отметочного обучения.
Процесс обучения детей с ТНР многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей выпускников образовательных организаций, создания оптимальных условий для достижения равных возможностей.
В настоящее время на основе комплексного разностороннего изучения различных видов нарушений речевой деятельности создана фундаментальная научная база для развития и функционирования сети образовательных организаций для обучающихся с ТНР, определены структура таких организаций и содержание образовательного коррекционно-развивающего и воспитательного воздействия.
Современная образовательная система обучения детей с ТНР должна развиваться в контексте гуманистических идей и взглядов, провозглашающих содействие полноценному развитию личности с особыми образовательными потребностями. Она должна представлять динамическую, развивающуюся структуру, характеризоваться наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и социализации обучающихся с речевой патологией, их приобщения к человеческой культуре. Развитие научных знаний, широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий, современные тенденции в области образования предопределяют необходимость пересмотра целей, задач, содержания, форм получения образования детьми с ТНР.
В связи с этим изменяется роль участников педагогического процесса. Акцент с получения учащимися готовой информации, транслируемой учителем, смещается на самостоятельный поиск, отбор, анализ, систематизацию и презентацию информации, на организацию детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.
Глава 2 Использование средств оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников с ТНР в обучении математике.
2.1. Анализ программного материала по предмету "Математика" для младших школьников с ТНР.
Математика занимает одно из центральных мест в системе образования как важное средство интеллектуального развития, формирования общей культуры, решения общеобразовательных и образовательных задач. Изучение математики должно привести школьников к пониманию роли, которую математика играет в современной научной картине мира. Математические знания необходимы для изучения явлений природы, без них невозможно добиться успехов в развитии производства и науки. Знание количественных отношений и пространственных представлений необходимо практически во всех сферах человеческой деятельности.
Содержание математического образования сгруппировано вокруг следующих основных строк содержания:
цифры и расчеты;
выражения и их преобразования;
уравнения и неравенства;
координаты и функции;
геометрические фигуры и их свойства;
геометрические величины;
геометрические конструкции.
Содержание и основные цели преподавания математики в I - IV классах в основном направлены на то, чтобы ученики овладели концепцией натурального числа, отношений равенства и неравенства, освоили арифметические операции над натуральными числами. На этом этапе, знакомство с основными величинами (длина, площадь, масса, время) и их единицами измерения, с простейшими геометрическими фигурами, решаются простые арифметические задачи.
С практической точки зрения, важным аспектом использования чисел является процесс измерения величин. Школьники должны понять, что корреляция с определенным значением числа происходит в результате специальной процедуры - измерения значения с использованием выбранной единицы измерения. В I-IV классах учащиеся знакомятся с измерением длины, массы, времени, площади.
В 1 классе учащиеся знакомятся с такими временными презентациями: сначала, потом, раньше, позже, до, после.
Заключение.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Математическое развитие детей с ТНР осуществляется учителем в процессе учебной деятельности, а учитель-логопед включает в индивидуальную логопедическую работу с детьми игры и упражнения с элементами материала математического содержания.
Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи в процессе учебной деятельности испытывают трудности не только в усвоении знаний, умений и навыков, но и в овладении способами учебных действий. У них отмечается недоразвитие умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать его выполнение. В связи с этим учащиеся проявляют низкую активность и самостоятельность. Поэтому важное место в учебном процессе отводится формированию умений учебно-познавательной деятельности. Одним из условий активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи является адаптация и модификация учебного материала с учетом потребностей и особенностей их развития, а также разработка необходимых учебных и дидактических материалов. При этом процесс адаптации содержания образования должен включать следующие направления деятельности педагога: анализ и подбор содержания, структурирование и перераспределение учебного материала, выбор методических приемов и средств обучения.
Оценивание деятельности младших школьников с ТНР имеет свои особенности. При содержании учебного материала следует учитывать возрастные потребностей школьников: потребность в постоянной деятельности; потребность в упражнении различных функций, в том числе и психических — памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении; потребность в рефлексии и самооценке и др., а также нарушения речи. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т. е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным.
При безотметочном обучении важную роль приобретает формирование контрольно‐оценочной самостоятельности младших школьников с ТНР, рефлексивности и способности к самокоррекции как важных показателей субъектной позиции, которые способствуют более эффективному формированию учебной самостоятельности, а также способности к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию.
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. М.И. Моро. –М. : Педагогика, 1997. – 220 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения / Ш.А. Амонашвили. – Тбилиси, 1999.
3. Ахутина, Т.В. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины / Т.В. Ахутина, Л.Ф. Обухова, О.Б. Обухова // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 1. – С. 65–78.
4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М. : Просвещение, 1989. – 320 с.
6. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) / А. Б. Воронцов. – М.: Издатель Рассказов А. И., 2002. – 140 с.
7. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
8. Гладкая, И. В. Оценка образовательных результатов школьников / И.В. Гладкая. – СПб. : КАРО, 2008. – 142 с.
9. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. – Томск, 2008. –140 с.
10. Денисов, Д.Е. Дидактические принципы применения средств обучения / Д.Е. Денисов, В.М. Казанский. – К. : Вища школа, 1982. – 52 с.
11. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика / О.В. Зимина. – М. : МЭИ, 2003. – 336 с.
12. Кондратьева, С.Ю. Вопросы изучения формирования культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи / С.Ю. Кондратьева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №11. – С. 302-306.
13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; РАН, Ин‐т рус. яз. – 4 изд. – М.: Азбуковник, 1997. – 760 с.
14. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования / Авт.-сост. А. Н. Саврасова. – Мурманск : МГПУ, 2008–168 с.
15. Панова, Е.В. Электронный учебник: преимущества и проблемы использования в учебном процессе / Е.В. Панова // Международная конференция "Библиотеки и Образование" - 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spbbt.ru/files/Conferens/ pankovaev_01_2007.pdf.
16. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. для студ. дефект. фак. педвузов / М. Н. Перова. – М. : Владос, 2001. – 408 с.
17. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1976.– 280 с.
18. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 238 с.
19. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М. : Знание, 2010. – 80 c.
20. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки / Г. А. Цукерман. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999. – 120 с.
21. Шахмаев, Н.М. Технические средства обучения / Н.М. Шахмаев. – М. : Просвещение, 2009. – 125 с.
22. Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы : пособие для учителя / В.В. Эк. – М. : Просвещение, 1990. –120 с.
23. Югова, Л.Б. Использование мультимедиа технологий на уроках математики / Л.Б. Югова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-286.
24. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1984. – 280 с.