ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1 Особенности речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста
1.2 Народная педагогика как первоисточник развития педагогики. Некоторые традиции белорусской народной педагогики
1.3 Особенности использования элементов народного творчества в развитии речи дошкольников
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
2.1 Игровые упражнения и другие элементы для активизации речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста
2.2 Игровые упражнения и другие элементы для развития фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста
2.3 Игровые упражнения и другие элементы для развития грамматической и лексико-семантической сторон речи детей дошкольного возраста
2.4 Игровые упражнения и другие элементы для развития просодической стороны речи детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Народная педагогика всегда являлась для человека источником научных представлений о воспитательном процессе в древности и современности. Народная педагогика представляется нам, как своеобразный педагогический опыт, который отражает культуру народа, его идеалы, представления о том, каким должен быть человек.
Народная педагогика сохранила немало выдержавших проверку временем и опытом педагогических советов в виде пословиц и поговорок. Ярким проявлением педагогического гения народа по праву можно считать произведения фольклора. Не утратили и сегодня своей педагогической ценности такие средства народной педагогики, как игры, игрушки, песни, заклички и так далее.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи и других психических функций являются произведения народного творчества, в том числе различные формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).
Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др.
Теоретики-педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств народного фольклора.
Цель исследования: изучить роль народной педагогики в формировании речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста.
Были выделены следующие задачи работы для достижения поставленной цели:
1. Раскрыть особенности речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста
2. Изучить понятие народной педагогики, как первоисточника развития педагогики.
3. Обосновать возможности использования элементов народного творчества в развитии речи дошкольников.
4. Разработать упражнения и занятия по развитию речемыслительной деятельности средствами народной педагогики.
Объект исследования: речемыслительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие речемыслительной деятельности средствами народной педагогики.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1 Особенности речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными характеристиками.
В период дошкольного детства в контексте интеллектуального и речевого развития выделяют три подгруппы детей, которые различаются по психологическим характеристикам мыслительной и речевой деятельности.
Понятие развития речемыслительной деятельности включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Речемыслительная деятельность – это процесс обобщенного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности, который совершается как опосредованная вербальная деятельность по овладению логическими операциями [12].
Мыслительная деятельность основана на отражательной способности сознания человека и осуществляет познавательную функцию, в то время, как речемыслительная деятельность предстает в качестве разновидности первой, но с «функцией» как бы «вторичного» познания мира через общение.
Освоение поступаемой информации проходит в четыре этапа (рисунок 1.1).
Глава 2 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
2.1 Игровые упражнения и другие элементы для активизации речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста
В данном разделе нами будут предложены упражнения для активизации речемыслительной деятельности, которые были отобраны как элементы народной педагогики:
1. Игры.
Игры-скороговорки «Бульба»
Играют две команды. Участники должны сказать как можно быстрей белорусские народные скороговорки. За каждую правильно сказанную скороговорку капитан получает картошку. Выигрывает команда у которой больше картошки. Примеры скороговорок:
«Дудар дудару дарма грае.
Ехаў Грэка цераз рэку.
Бачыць Грэка ў рэчцы рак.
Сунуў Грэка руку ў рэку.
Рак за руку Грэку – цап.
Лезь, залезь, залезшы, злезь.
Пабудзе ў вадзе. І мокры ідзе.
Ні налева, ні направа, ні направа, ні налева».
Игры-драматизации по мотивам белорусских песенок и сказок: «Зіма з летам сустракаецца, пра здаровейка пытаецца», «Дамавік», «Як варона салаўём прыкінулася».
Игры-путешествия: «Экскурсия по городу», «Буйныя гарады Беларусі», «Запаветныя мясціны Беларусі».
Дидактические игры: «Отбери картинки, где изображены животные, встречающиеся в наших лесах», «С какого дерева листок».
2. Пословицы и поговорки.
Играют две команды. Участники должны сказать как можно больше белорусских пословиц и поговорок. За каждую правильный ответ команда получает 1 балл. Выигрывает команда, у которой больше баллов. Примеры пословиц и поговорок:
«Радзіма матка, чужына – мачыха.
Там жыцце рай, дзе свободны край.
Той патрыет, хто змагаецца за народ.
Адзін дуб у полі – то не лес.
Сення зробішь – заўтра як знойдзешь.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход дошкольника к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности, совершенствуется смысловая сторона речи, изменяется характер коммуникативных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2. Дошкольная педагогика, как и педагогика в целом развивалась на базе народной педагогики. Житейские правила и приёмы воспитания – о первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. И они рождаются в семье. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения.
3. Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и методический материал по ознакомлению дошкольников с народным фольклором. В специальных педагогических исследованиях выявлены возможности фольклора в развитии образности речи (О.В. Акулова, Р.П. Боша, Н.В. Гавриш, О.Н. Сомкова), словесного творчества (С.В. Теплицына, М.Ф. Фадеева).
4. В большинстве исследований ознакомление с народным фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р.П. Боша, Н.В. Гариш, О.Н. Сомкова, Н.В. Самсонюк).
5. Нами были рассмотрены различные формы народной педагогики, которые являются частью методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников и их можно и нужно использовать как богатейший материал словесного творчества народа.
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин – М., 2007.
3. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 141 с.
4. Аполлонова, Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. – 2002. – №5-6. – С. 5-8.
5. Арлова Г.П. Беларуская народная педагогіка / Г.П. Арлова. – Мінск: Народная Асвета, 1993. – 120 с.
6. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.
7. Асташина, М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. – 2007. – №3. – С. 61-68.
8. Бабушкина, Р.Л., Кислякова, О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
9. Бородич, А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. – 149 с.
10. Виньков, Ю.В. Пословицы как средство развития речи / Ю.В. Виньков // Русский язык в школе: Научно-методический журнал. – 2005. – №2. – С. 9-16.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. – 352 с.
12. Гавриш, Н., Загрутдинова, М. Использование малых фольклорных жанров / Н. Гавриш, М. Загрутдинова // Дошкольное воспитание – 2001. – №9. – С. 15-18.
13. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев. – М.: КомКнига, 2005. – 320 с.
14. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада В.В. Гербова. – М.: Синтез, 2007. – 264 с.
15. Жлоба, С.П. Народная педагогика Полесья: монография / С.П. Жлоба. – Брест: Изд–во БрГУ, 2002. – 328 с.
16. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников / авт. - сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 216 с.
17. Илькова, А.П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками / А.П. Илькова – М.: Приднестр. гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко. 2001. – 72 c.
18. Муль, И.Л. Механизмы языковой игры в малых фольклорных жанрах: (на материале скороговорки и частушки) / И.Л. Муль. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000. – 52 с.
19. Политова, Н. И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших дошкольников в условиях активного использования фольклорного материала / Н.И. Политова // Нач. шк.: плюс-минус. – 2002. – №4. – C. 48-53.
20. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
21. Ракава, Л.В. З гісторыі беларускай сям’і / Л.В. Ракава // Роднае слова. – 1997. – №6. – С. 172–181.
22. Ракава, Л. В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай весцы / Л.В. Ракава. – Мінск: Ураджай, 2000. – 111 с.
23. Романенко, Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. – 2000. – №7. – С. 15-18.
24. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду. – 2001. – №4. – С. 65- 69.
25. Чэчат, В.В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка –метадалагічны аспект) / В.В. Чэчат. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. – 195 с.
26. Федоренко, Л.П., Фомичева, Г.А., Лотарев, В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко и др. – М.: Просвещение, 1977. – 239 с.