Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом
1.1 Общая характеристика детского церебрального паралича, формы и причины возникновения
1.2 Развитие мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом
1.3 Методы и приемы развития мелкой моторики рук у дошкольников с ДЦП
Глава 2 Особенности развития мелкой моторики у детей С ДЦП
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП
2.3 Коррекционная работа по развитию мелкой моторики детей с ДЦП
2.4 Анализ изменений и полученных результатов
2.5 Выводы
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Введение.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными [24, c. 3]. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, его частью. Именно близость моторной и речевых зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Глава 1 Теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом.
1.1 Общая характеристика детского церебрального паралича, формы и причины возникновения.
Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами [19, c. 5].
Детский церебральный паралич возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками [17, c. 109].
Глава 2 Особенности развития мелкой моторики у детей с ДЦП.
2.1 Организация и методы исследования.
Как отмечалось в первой главе, дошкольники с ДЦП имеют особенности в развитии мелкой моторики по сравнению с нормально развивающимися детьми. Для подтверждения этих особенностей нами был проведён эксперимент, в котором мы определили цель нашего исследования.
Диагностическое исследование развития мелкой моторики у детей с ДЦП и детей с нормальным развитием было проведено с 01.02.2019г. по 10.04.2019г. на базе ГУО «Ясли-сад № 7 г. Бреста».
В исследовании были задействованы десять детей дошкольного возраста с ДЦП и нормальным развитием (Приложение А).
Форма проведения – индивидуальная.
Цель диагностического исследования:
1) изучить уровень развития мелкой моторики у детей с ДЦП и нормально развивающихся детей.
2) выявить особенности развития мелкой моторики у детей с ДЦП.
Для обследования детей были использованы следующие методики [4; 3]:
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
блок 1: упражнения на координацию движений;
блок 2: повторение фигур из пальцев;
блок 3: работа с бумагой;
блок 4: графические упражнения.
Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:
1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;
2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;
3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) Монография / Е. Ф. Архипова. – М. : Просвещение, 1989. – 80с.
2. Борисенко М.Г., Лунина Н.А. Наши пальчики играют. – СПб.; «Паритет», 2002.
3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Авт. послесл. икоммент. Э. С. Бейн [и др.] : Собрание сочинений : Т. 5. – Москва : Педагогика, 1983. – 369 с.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
5. Детский церебральный паралич : эффективные способы борьбы с двигательными нарушениями : монография / В. В. Умнов [и др.] ; под рук. В. В. Умнова. – Санкт–Петербург : Десятка, 2013. – 235 с.
6. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
7. Дондокова И. Б. Развитие ручногопраксиса дошкольников / И. Б. Дондокова // Дефектология:.–2017. – № 13. – 54 с
8. Дудьева, В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи / В. П. Дудьева // Дефектология. – 1999. – № 4. – с. 50-54.
9. Игры с пальчиками. – М.: Учредитель – издательский дом «Карапуз» - 1998.
10. Калмыкова. Карточка. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л. Н. Калмыкова. – Волгоград : Учитель, 2014. – 247 с.
11. Кожевникова, Е.В. Нет необучаемых детей. Книга о раннем вмешательстве / Е.В. Кожевникова, Е. Ф. Клочкова. – СПб., «Каро». – 2011.– 244 с.
12. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков. – Москва : Педагогика, 1973. – 143 с.
13. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
14. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001 – 231 с.
15. Левченко, И. Ю. Детский церебральный паралич: коррекционно–развивающая работа с дошкольниками / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. – Москва : Книголюб, 2008. – 175 с.
16. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – Москва : Академия, 2001. – 192 с.
17. Лурия, Р. А. Высшие корковые функции человека: и их нарушения при локальных поражениях мозга / Р. А. Лурия – М.: Книга по Требованию, 2012. – 432 с.
18. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 267 с.
19. Махмудова, Н. М. Детский церебральный паралич: клиника, терапия, орг медицинская реабилитация / Н. М. Махмудова, У. К Курбанов, О. А Стерник / под ред Н.М. Маджидова. – Ташкент: Медицина, 2006. – 230 с.
20. Нижегородцева, Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2013. – 256 с.
21. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением движений / Под. ред. Л.М. Шипицыной, СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2005. – 127 с.
22. Оглоблина, И. Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом / И. Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 6. – С. 18-21.
23. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Г. С. Гуменная, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова [и др.]; Под ред. Т. А. Власовой. – М. : Педагогика, 1985. – 127 с.
24. Осокин, В. В. Детский церебральный паралич : медицинская коррекция и психолого-педагогическое сопровождение : монография / В. В. Осокин, Д. Х. Астрахан, Ж. Н. Головина. – Иркутск : Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2010. – 307 с.
25. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1. – С. 60-64.
26. Развитие ручной умелости и тонкой моторики у дошкольников с детским церебральным параличом : (спастическая диплегия) / сост. : Малашина Н. А. – Тольятти : Развитие через образование, 2006. – 52 с.
27. Рымчук, Н. С. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики : оригинальные пальчиковые игры, раннее развитие малыша / Н. Рымчук. – Москва : РИПОЛ классик, 2008. – 319 с.
28. Смирнова, И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП / И. А. Смирнова. – СПб., Детство-пресс, 2003. – 160 с.
29. Специальная педагогика : учебник / под ред. Н. М. Назаровой. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
30. Финни, Н.Р. Ребенок с церебральным параличем : помощь, уход, развитие : кн. для родителей / ред.: Е.В. Клочкова, пер.: Ю.В. Липес, пер.: А.В. Снеговская, Н.Р. Финни. – 4-е изд. (эл.) . – М. :Теревинф, 2015. – 336 с.
31. Шипицына, Л. М. Детский церебральный паралич : Хрестоматия : Учеб.пособие / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук ; Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. – СПб. : Дидактика Плюс ; М. : Ин-т общегуманит. исслед, 2003 (ГП Техн. кн.). – 519 с.