Введение
1 Теоретические аспекты исследования использования игры в процессе логопедической работы с заикающимися дошкольниками
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с заиканием
1.2. Роль и место дидактической игры в развитии ребенка
1.3. Игра как эффективная форма коррекционной работы с заикающимися дошкольниками
2 Экспериментальное исследование уровня речевых и коммуникативных способностей заикающихся дошкольников
2.1. Организация и ход экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3. Коррекционная работа с целью повышения уровня речевых и коммуникативных способностей заикающихся дошкольников
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Проблема заикания занимает уже умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание – один из наиболее тяжёлых нарушений речи.
Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данное нарушение важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Необходимо воздействовать на речь заикающегося, и на его личность и моторику в целом. Одним из способов преодоления заикания, являются использование игровых приемов.
1. Теоретические аспекты исследования использования игры в процессе логопедической работы с заикающимися дошкольниками.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с заиканием.
Дети старшего дошкольного возраста, страдающих заиканием, характеризуются специфическими особенностями психического и речевого развития.
В современной специальной литературе различают три степени заикания:
легкая, при которой заикаются лишь в возбужденном состоянии при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего нарушения;
средняя, при которой в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
тяжелая, при которой заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями [1, с. 83].
Учащиеся начальной школы, страдающие от заикания, делятся на группы в зависимости от степени болезненности фиксации. Исследователи заикания в понятие фиксированности на нарушении вкладывают различное содержание. Фиксированность нарушения определяют как:
особое свойство внимания (устойчивое, застрявшее навязчивое, сосредоточенное);
осознание нарушения, его идея, другое эмоциональное отношение к нему (опыт, беспокойство, страх).
2. Экспериментальное исследование уровня речевых и коммуникативных способностей заикающихся дошкольников.
2.1. Организация и ход экспериментальной работы.
Экспериментальное исследование было проведено на базе Государственного учреждения образования Ясли-сад № 64 г. Гродно. Всего в исследовании приняло участие 10 детей с заиканием старшей дошкольной группы в возрасте 5-6 лет. Полученные результаты исследования сравнивались с показателями детей с нормой (контрольная группа) также в количестве 10 человек в возрасте 5-6 лет.
Цель экспериментального исследования: выявить уровень сформированности речевых и коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Задачи педагогического эксперимента:
1. Определить подвижность мягкого неба, чистоту голоса, наличия назальности.
Для достижения данной цели дети пропевали гласную «а».
2. Определить возможности изменения тембра голоса и его высоты.
Для достижения данной цели мы использовали задание «Теремок».
3. Определить ритм детей.
Для достижения данной задачи было организовано выполнение следующих упражнений:
1. Прослушать изолированные удары: //, ///, ////. (с разной скоростью).
Цель: выявить возможность ребенка воспринимать ритмический рисунок.
2. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары и серии простых ударов, а также самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии.
Заключение.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
У детей старшего дошкольного возраста, страдающих заиканием, отмечаются повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, раздражительность. У детей старшего дошкольного возраста с неврозоподобной формой заикания отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми.
В настоящее время в логопедии разработан ряд авторских методов логопедической ритмики, которые используются практиками в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями речи. Эти методы направлены на преодоление расстройств речи путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Авторы отмечают необходимость определенной последовательности логоритмических упражнений с учетом принципа постепенного усложнения неречевых и речевых задач.
В целях выявления уровня сформированности голосовой функции речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием было проведено экспериментальное исследование.
1. Алмазова, Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков / Е. С. Алмазова // Расстройства речи у детей и подростков / под общ. ред. С. С. Ляпидевского. – М. : Медицина, 1969. – С. 80–99.
2. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин, А. В. Запорожец, В. Д. Давидович. – Москва: Просвещение, 2003. – 444 с.
3. Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян. – М. : Эребус, 1993. – 160 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2008. – 96 с.
5. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
6. Белякова, Л. И. Заикание / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Просвещение, 2008. – 309 с.
7. Белякова, Л. И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся / Л. И. Белякова // Дефектология. – 2001. – № 4. – С. 49-53.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2001. – 160 с.
9. Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т.Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2005. – 56 с.
10. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М. : ACT: Астрель, 2006. – 141 с.
11. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозов. – СПб : Питер, 2001. – 392 с.
12. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников : книга для логопедов / Г. А. Волкова. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
13. Ворошилова, Е. Л. Коррекция заикания у дошкольников / Е. Л. Ворошилоа. – М. : Сфера, 2012. – 64 с.
14. Выгодская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях : Кн. для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. – М. : Просвещение, 1993. – 223 с.
15. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 2008. – 520 с.
16. Гарипов, Х. Играя – воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 72–74.
17. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
18. Денисова, О. А. Детская логопсихология / О. А. Денисова. – М. : Владос, 2008. – 175 с.
19. Драпкин, Б. З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков / Б. З. Драпкин // Клиника и терапия заикания. – М. : Смысл, 1992. – 367 с.
20. Жулина, Е. В. Методики коррекции темпо-ритмической стороны речи дошкольников с заиканием / Е. В. Жулина, Е. Д. Минеева // Современные научные исследования разработки. – 2016. – № 4. – С. 28-31.
21. Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
22. Кижло, И. В. Методологическое обоснование коррекционно-педагогической работы по формированию темпо-ритмической стороны речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на логоритмических занятиях / И.В. Кижло // Специальное образование: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.; г. Минск, 14–15 апр. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: С.Е. Гайдукевич [и др.] [Электронный ресурс]. – Минск : БГПУ, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
23. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
24. Курочкина, К. А. Использование игровой деятельности детей дошкольного возраста в устранении заикания : материалы научной конференции / К. А. Курокина. – М., 2017. – С. 11-34.
25. Левина, Р. Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. Симпозиум по вопросам заикания у детей / Р. Е. Левина. – М. : АПН РСФСР, 1983. – 245 с.
26. Меньшикова, С. В. Коррекция заикания у детей / С. В. Меньшикова. – Казань : КГУ, 1999. – 95 с.
27. Парамонова, Л. Г. О заикании : профилактика и преодоление недуга / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 452 с.
28. Поварова, И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах : Практическое руководство для заикающихся и логопедов / И. А. Поварова. – СПб. : Союз, 2001. – 287 с.
29. Проскурякова, А. А. Комплексный подход в коррекции заикания у детей дошкольного возраста / А. А. Проскурякова, Е. В. Жулина // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 11. – С. 291-296.
30. Селиверстов, В. И. Заикание у детей : Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В. И. Селиверстов. – М. : Владос, 2001. – 423 с.
31. Селиверстов, В. И. О психологической модели феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте // Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки / Отв. ред. В. А. Лапшин. – М., 1989. – С. 113-118.
32. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2001. – 216 с.
33. Филатова, Ю. О. Коррекция заикания у дошкольников : дифференцированный подход / Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 31-37.
34. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
35. Шабала, Я. Заикание: причины и коррекция / Я. Шабала // Пралеска. – 2007. – № 1. – С. 15 – 20.30. Шабала, Я. Заикание: причины и коррекция / Я. Шабала // Пралеска. – 2007. – № 1. – С. 15 – 20.