Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Развитие словесно-логического мышления в онтогенезе детей с тяжелыми нарушениями речи
1.2 Методы для развития словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи
Выводы по первой главе
Глава 2 Анализ развития словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Исследование уровня развития словесно-логического мышления у школьников с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Анализ программы по предмету математика для учеников с тяжелыми нарушениями речи
2.3 Комплекс упражнений и игровых технологий для развития словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи
Выводы во второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение.
Речевая функция является одной из самых важных психических особенностей человека. Во время речевого развития вырабатываются формы познавательной деятельности, способности к процессу мышления.
Мышление основывает идеальный образ реальности. В мышлении обнаруживаются причинные и следственные связи, суть предметов и явлений. Результативность мышления в большинстве своей зависит от опыта, приобретенного на протяжении жизни, приобретенных в памяти познаний, умений ими применять. Мышление представляет собой основное средство логического познания мира вокруг себя. Мышление имеет нравственно-исторический характер, так как в любом отдельном процессе осмысливания сути каких-нибудь предметов и явлений личность человека непроизвольно опирается на опыт, который накоплен другими людьми и выражается соответственными знаниями, умениями и навыками, которые приобретены в процессе обучения и во время общения с окружающими людьми [12, с. 213].
Дефектологами установлено, что школьники с тяжелыми нарушениями речи без особого корректирующего воздействия не смогут усвоить материал программы общеобразовательной школы в достаточном объеме. Это объясняется не только неполной сформированностью у них речевой функции, но и специфичными вторичными отклонениями, касающихся психического развития личности.
Исследование психологических качеств детей играет значительную роль в процессе решения данной проблемы. Нарушения речи могут воздействовать на развитие познавательной деятельности. Автор Н.В. Серебрякова отмечает, что одним из видимых показателей нарушений познавательной деятельности у ребят с тяжелыми нарушениями речи выступает несформированность разных мыслительных операций. По причине этого во время осуществления логопедической работы с детьми, которые страдают общим недоразвитием речи, требуется развивать разнообразные логические операции: классификация, анализ, синтез, обобщения, сравнение, родовидовые отношения, отношения часть-целое, противопоставление и др.
В этот же период времени при всей разносторонности исследований, которые посвящены исследованию детей с тяжелыми нарушениями речи, а еще и анализу разных сторон развития их психики, анализу особенностям мышления младших школьников с нарушением речи в специальной литературе уделяется недостаточное количество внимания [20, с. 104].
Глава 1 Теоретические аспекты развития словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи.
1.1 Развитие словесно-логического мышления в онтогенезе детей с тяжелыми нарушениями речи.
Мышление представляет собой форму человеческого познания. В Большой педагогической энциклопедии мышление это вид познавательной активности личности человека, который характеризуется обобщенным и непосредственным отражением объектов и явлений реальности в их главных свойствах, отношениях. На чувственном этапе познания наружные воздействия непринужденно, прямо приводят к появлению соответствующих типов в сознании личности. Отражение объективной действительности на логическом этапе познания существенно труднее. Оно имеет не непосредственный, а опосредствованный смысл, то есть осуществляется при помощи целой системы орудий, которые, как правило, отсутствуют на чувственной ступени познания или, более точно говоря, изображены как проявления мышления на чувственной ступени познания [4, с. 7].
Одним из самых основных типов мышления является словесно-логическое мышление. Особенностью такого типа мышления является то, что задача тут решается в словесной (или по-другому вербальной) форме. Применяя словесную форму, личность применяет наиболее отвлеченные понятия, иногда такие, которые вообще не имеют прямого образного выражения. Именно такой вид мышления помогает устанавливать наиболее всеобщие закономерности, которые определяют развитие природы и социума, а также самой личности человека. Благодаря такому виду мышления, человек может наиболее обще находить решения мыслительных задач. В этом и есть главное достоинство, но и вероятные отрицательные данного типа мышления.
В психологии выделяют разные аспекты ученых на сущность онтогенетического формирования процесса мышления. К ним можно отнести: взгляды Ж. Пиаже, теорию поэтапного развития умственных действий П.Я. Гальперина, принцип Л.С. Выготского, информационную теорию интеллектуального и когнитивного развития Клара и Уоллеса. Теория развития мышления ребенка, которая была предложена Ж. Пиаже, приобрела название «операциональной» теорией. Операция это есть «внутреннее действие», продукт реорганизации внешнего, предметного действия, которое скоординировано с остальными действиями в одну общую систему, главным качеством которой выступает обратимость [18]. В процессе развития операционального интеллекта у ребят Ж. Пиаже выделял четыре стадии:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта, которая охватывает время жизни ребенка примерно от рождения до 2 лет. Эта стадия характеризуется формированием способности к восприятию и познанию окружающих ребенка предметов в их довольно неизменных свойствах и признаках.
Глава 2 Анализ развития словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи.
2.1 Исследование уровня развития словесно-логического мышления у школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Целью курсовой работы являлось выявить специфические особенности развития словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках математики. По причине этого было проведено экспериментальное исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Исследование осуществлялось поэтапно.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (учащиеся 2 классов), которые для проведения эксперимента были разделены на две группы:
контрольная группа – 10 детей без речевых патологий;
экспериментальная группа – 10 детей с тяжелыми нарушениями речи.
Для проведения диагностики уровня развития словесно-логического мышления была применена методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников».
Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников».
Оборудование: опросник, который включает 4 вербальных субтеста.
Описание методики: в методику включены задания четырех типов, которые направлены на установление навыков ребенка осуществлять разнообразные логические операции с использованием вербального материала. Каждый субтест включает 10 заданий.
Инструкции и порядок работы по данной методике. Перед предъявлением контрольных 10 заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, необходимо пoмочь понять сущность будущей интеллектуальной работы. Во время исполнения контрольных заданий текст может быть произнесен как самим педагогом-психологом, так и детьми про себя. Имеет место также комбинированное предъявление инструкции (на начальном этапе ее читает педагог-психолог, после дети вторично прочитывают ее про себя). Самые большие трудности в процессе выполнения у школьников, как правило, вызывает третий субтест. Инструкцию к нему необходимо обязательно пояснить на различных тренировочных заданиях. Обработка полученных результатов: каждый верный ответ оценивается установленным баллом, в зависимости от своей первоначальной сложности. Оценка ответов и материал методики представлены в приложении А.
В результате проведения диагностики уровня развития словесно-логического мышления у детей обеих групп младшего школьного возраста были получены следующие результаты (таблица 2.1 и таблица 2.2).
Заключение.
Мышление представляет собой форму человеческого познания. Одним из самых основных типов мышления является словесно-логическое мышление. Школьники с тяжелыми нарушениями речи представляют собой особую категорию детей, имеющих отклонения в развитии, у которых сохраняется слух, первоначально не нарушен интеллект, но имеются существенные нарушения речи, которые влияют на формирование психики. Мышление детей, которые имеют нарушения речи, является одной из самых важных проблем логопсихологии. Детям с тяжелыми нарушениями речи свойственны медленная прогностическая деятельность, не выработанность рациональной стратегии, низкая степень продуктивной организации мыслительной деятельности, неустойчивость процесса внимания. У детей с тяжелыми нарушениями речи присутствует также недостаточность операции абстрагирования. Выделяют затруднения в заданиях, которые требуют словесно-логического мышления.
Во время поэтапной коррекционной работы с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи происходит плавный переход от практического эффективного усвоения элементов языка и речи к внутренним аналитическим и интеллектуальным действиям. Коррекционная деятельность по развитию мышления у школьников с тяжелыми нарушениями речи осуществляется в несколько этапов. На первом этапе комплексное преодоление нарушений интеллектуальной и речевой деятельности происходит при помощи создания проблемных ситуаций с использованием интересных предметов и игрушек. Второй этап коррекционно-педагогической деятельности имеет нацеленность на улучшение наглядно-образного мышления школьников с тяжелыми нарушениями речи с опорой на образы и наглядное представление о вещах и их отношениях на основании личного опыта осуществления предметно-практической деятельности. Самой важной целью третьей стадии коррекционно-педагогической деятельности является вырабатывание у детей с системными нарушениями речи словесно-логического мышления с опорой на абстрактные термины и рассуждения об объектах и явлениях. Самыми главными методами преодоления нарушения словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи можно выделить такие как: применение анализа явлений природы, литературных текстов и кинофильмов, складывания рассказов за картинками, толкование скрытого смысла пословиц, метафор и другое, анализ своих личных поступков, опора на отвлеченные термины и рассуждения о предметах и явлениях, разнообразные методы стимуляции познавательной и речевой деятельности, создания трудных ситуаций и др. Все эти методы и способы содействуют развитию мыслительных операций детей с тяжелыми нарушениями речи.
1 Агаева, Е. Я. Формирование элементов логического мышления / Е. Я. Агаева. – М., 2009. – 234 с.
2 Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология / А.В. Акрушенко. – М. : Эксмо, 2011. – 744 с.
3 Барменкова, Т. Д. Группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/harakteristika-narushenij-svjazno gorechevogo-vyskazyvanija-u-detej-doshkolnogo.htm
4 Белякова, Л. И. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции / Л.И. Белякова // Дефектология. – 2007. – №4. – С. 3-9.
5 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков. – СПб., 2005. – 672 с.
6 Бьюзен, Т. Простые методы повышения ваших интеллектуальных и творческих способностей / Т. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2001. – 188 с.
7 Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 704 с.
8 Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное / Л.С. Выгогтский. – М. : Издательство «Лабиринт», 2001. – 368 с.
9 Жукова, Н. С. Логопедия / Н. С. Жукова. – Екатеринбург, 2005. – 364 с.
10 Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическое обследование детей / С.Д. Забрамная. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 115 с.
11 Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин. – М.: Академия, 2007. – 98 с.
12 Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
13 Лалаева, Р. И., Гермаковска, А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. – 2010. – № 4. – С. 17-25.
14 Лауткина, С. В. Логопсихология / С. В. Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
15 Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М. : Владос, 2003. – 367 с.
16 Немов, Р. С. Психология. Книга 3. Психодиагностика / Р. С. Немов. – М., 2001. – 640 с.
17 Нестерова, Т. В. Особенности формирования наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Нестерова //Логопедия. – 2003. – № 1-2. – С. 64-68.
18 Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html /?book=piazhe_ izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969&bookhl
19 Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-н/Д. : Изд-во Феникс, 2001. – 448 с.
20 Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. – М.: Классик стиль, 2003. – 160 с.
21 Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У. В. Ульенкова. – М. : Академия, 2005. – 176 с.
22 Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – М., 2009. – 354 с.
23 Филичева, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.В. Филичева. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2010. – 128 с.
24 Фотекова, Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / Т.А. Фотекова // Дефектология. – 2003. – №1. – С. 2-6.