ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена научным интересом к гендерной проблематике, которая становится все более популярной в нашей стране. Изучение психологии мужчин и женщин, их отличий в психологической, личностной сфере имеет непосредственное отношение к вскрытию интереснейших аспектов общества в целом.
Традиционным направлением в изучении гендерных различий является исследование способностей. Способности представляют собой дифференциально психофизиологический феномен. Еще с давних времен и до нашего времени ведутся дискуссии об их генезисе, природе гендерных различий в способностях. Сегодня способности изучаются с точки зрения биологического, этологического, антропологического, социального и психологического подходов [14, с. 182].
Способности развиваются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, поэтому являются воспитуемыми и преобразуемыми. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого [22, с. 46].
Прямое отношение к способностям имеет проблема гендера, которая позволяет проследить социокультурными аспектами развития способностей. Актуальным становится изучение гендерных различий как общих, так и специальностях способностей.
Проблема изучения способностей и их гендерной дифференциации является наиболее сложной проблемой психологии. В советской психологии накоплен достаточно большой опыт и в разработке теоретических предпосылок исследования этой проблемы (Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.К. Платонов), и в психологическом изучении специальных способностей (И.В. Дубровина, B.И. Киреенко, В.А. Крутецкий, A.П. Линькова и др.).
В настоящее время проблема изучения способностей мальчиков и девочек, мужчин и женщин не теряет своей актуальности. Однако, анализ литературы показал, что студенческая молодежь представляет собой особую социальную группу, способности которых наименее всего изучены в современной психологии.
Актуальность темы исследования и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Гендерное различие в способностях».
Рассмотрение основных подходов к изучению гендерных различий целесообразно начать с определения таких понятий как «гендер» и «пол».
В широком смысле «пол» – это совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком (мужчиной) или девочкой (женщиной). Пол подразумевает биологическую принадлежность человека к женскому или мужскому полу [18, с. 210].
Основные теоретические положения гендерной проблематики отражены в трудах С. Бем [2], Т.В. Бендас [3], Г.А. Брандт [8],
Е.А. Здравомысловой [12], И.С. Клециной [16]. Гендерные исследования перечисленных авторов были посвящены многочисленным вопросам взаимодействия мужчины и женщины: и на уровне общества, и на уровне личной жизни. Ключевая проблема в гендерных исследованиях – это проблема разграничения понятий «пол» и «гендер».
Термин «гендер» (от англ. gender – род, пол) введен в научный оборот Дж. В. Скотт для разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме. В начале ХХ века Р. Унтер [24, с. 12] предложила использовать термин «секс» (sex) только в случаях упоминания о биологических аспектах человека и использовать термин «гендер» (gender) при обсуждении социальных, культурных и психологических аспектов (норм, стереотипов, ролей и черт), считающихся типичными и желаемыми обществом для мужчины и женщины.
Пол стали относить к биологическим различиям между женщиной и мужчиной, гендер же стал обозначать социокультурный аспект межполовых различий. Основным предметом гендерных исследований выступали гендерные отношения. Особое место среди гендерных исследований занимал анализ общих и различных аспектов в восприятии действительности, а также в социальном поведении мужчины и женщины. Итогом гендерных исследований явилось представление о сходствах и различиях в объяснении не физиологическими особенностями мужского и женского пола, а спецификой их воспитания и образования, определенными представлениями конкретной культуры о ролевом поведении мужчины и женщины [12].
Цель эмпирического исследования: выявить гендерные различия в способностях студентов.
Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа:
1) отбор методов и методик диагностики, формирование выборки, изучение уровня сформированности гендерной культуры;
2) изучение гендерных различий в таких общих способностях как креативность и эмпатия;
3) обработка данных, их анализ и интерпретация, формулирование выводов.
База исследования: исследование осуществлялось на базе Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова.
Выборка исследования: 30 студентов (15 юношей и 15 девушек) второго курса в возрасте 19-20 лет. Выборка исследования представлена в приложении А.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Опросник креативности Д. Джонсона.
Назначение: оценка уровня креативности. Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения. Каждый пункт (характеристика) оценивается на основе наблюдений эксперта в конкретной ситуации (на занятиях) или на основе длительного опыта наблюдений. Этот опросник позволяет провести как самооценку, так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, сверстниками.
2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко).
Назначение методик: выявление уровня эмпатии и эмпатических способностей. Опросник содержит 36 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». При обработке данных подсчитывается число соответствующих ключу ответов по каждой шкале, затем определяется общий балл, который указывает на уровень эмпатии: высокий, средний,
Теоретический анализ психологической литературы показал, что гендер – это совокупность культурных характеристик, определяющих социальное поведение и психологические особенности женщины и мужчины, формирующиеся в процессе социализации и гендерной идентификации. Понятие «пол» отражает биологические различия между мужчиной и женщиной, а понятие «гендер» отражает социокультурные различия через термины «маскулинное» и «феминное». Гендер представляет собой сложную систему, которая конструируется обществом в качестве социальной модели женщины и мужчины, определяющей их социальный статус и роль в этом обществе.
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют успешному выполнению какой-либо деятельности. Согласно общепсихологическому подходу способности представляют собой проявления возможностей человека. Дифференциально психологический подход делает акцент на различиях между людьми в их способностях. Для развития способностей изначально необходимы задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Способности человека принято разделять на две группы общие и специальные способности. Важнейшие общие способности человека – это интеллект, обучаемость, креативность, а также способность к эмпатии.
Существует несколько подходов к изучению различий между представителями двух полов. Первое психологическое направление, в рамках которого рассматривается природа гендерных различий, является теория материнского поведения. Второе направление связывает гендерные различия с социальными стереотипами. Происхождение гендерных различий также объясняют: теория каузальной атрибуции и теория социального научения. Существующие в социуме полоролевые стереотипы оказывают сильнейшее влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность.
С целью выявления гендерных различий в способностях студентов было проведено эмпирическое исследование. В результате исследования креативности у студентов установлено, что уровень креативности у юношей выше, чем у девушек. Выявлены гендерные различия в такой способности как креативность. У юношей наиболее выражена способность выдвигать и
1. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 74–82.
2. Бем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. − М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. − 336 с.
3. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.
4. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. − М.: Медиум, 1995. − 323 с.
5. Берд, Ш. Теоретизируя маскулинности: современные тенденции в социальных науках / Ш. Берд // Гендерные исследования. – 2000. – № 14. – С. 5-33.
6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. − СПб.: Прайм−Еврознак, 2001. − 318 с.
7. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.
8. Брандт, Г. Гендерные исследования в России: особенности и проблемы / Г. Брандт // Гендерные отношения в современной России. – 2003. – С. 1-5.
9. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 147-156.
10. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова //Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 147–158.
11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: 2007. – 368 с.
12. Здравомыслова, Е.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Общественные науки и современность. − 1999. − № 6. − С. 181.
13. Иванова, Ю.В. Историко-философский подход в изучении гендера как метафоры и социальной стратификации / Ю.В. Иванова // Омский научный вестник. – 2007. – № 1 (51). – С. 80-83.
14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 544 с.
15. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004 – 701 с.
16. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: теория практика: монография / И.С. Клецина. − СПб.: Алетейя. 2004. – 564 с.
17. Клецина, И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений / И.С. Клецина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. − № 3 (6). − 2003. − С. 154-166.
18. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация половых ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / Под ред. В. Банщикова. – М.: Смысл, 1975. – 438 с.
19. Малкина–Пых, И.Г. Гендерная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2004. – 927 с.
20. Оукли, Э. Гендер, методология и модусы человеческого знания: проблематика феминизма и парагматические дискуссии в социальных науках / Э. Оукли // Введение в гендерные исследования. – СПб., 2001. – С. 336-364.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 562 с.
22. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Ученые записки ГосНИИ психологии. – 1941. – Т. II.
23. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест: Е. Торренса / Е.Е. Туник. – СПб.: ИМАТОН, 1998. – 171 c.
24. Унтер, Р. О редефиниции понятий пол и тендер / Р. Унтер. – М.: ACT, 2003. – 213 с.
25. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.