Введение
1. Коммуникативная компетенция как основная цель обучения иностранному языку в школе
1.1 Роль мотивации в повышении коммуникативно-речевой активности при обучении иностранному языку
1.2 Типы и виды мотивации, способы их активизации
2. Методический потенциал социальных технологий для повышения мотивации изучения иностранного языка
2.1 Методика использования игровых технологий для повышения мотивации изучения иностранного языка
2.2 Комплекс игровых заданий для формирования умений диалогической речи учащихся 7 класса средней школы
Заключение
Список использованных источников
Введение.
В последние годы система образования прошла через ряд существенных изменений и нововведений. Сегодняшняя организация уроков не похожа на ту, которые была десять лет назад. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это было связано с тем, что недостатком традиционной школьной системы образования являлась неподготовленность выпускников школы к применению полученных знаний на практике в повседневной жизни.
Основной целью обучения иностранного языка является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача преподавателя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку.
В настоящее время на смену монотонным урокам с однотипными учебниками пришли уроки с использованием новых педагогических технологий. Внедрение новых педагогических технологий эффективным образом сказывается на процессе образования. Они способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся, развитию творческих способностей, а также обладают большой мотивационной силой.
Всем известно, что английский язык считается одним из наиболее сложных предметов школьного курса. Следовательно, одной из основных задач считается привитие интереса к данному предмету, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Решить эту непростую задачу помогают именно новые педагогические технологии.
Цель нашего исследования – разработать комплекс игровых заданий для формирования умений диалогической речи учащихся 7 класса средней школы
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1. изучить роль мотивации в повышении коммуникативно-речевой активности при обучении иностранному языку;
2. выделить типы и виды мотивации, способы их активизации;
3. описать методику использования игровых технологий для повышения мотивации изучения иностранного языка;
4. разработать комплекс игровых заданий для формирования умений диалогической речи учащихся 7 класса средней школы.
1. Коммуникативная компетенция как основная цель обучения иностранному языку в школе.
1.1. Роль мотивации в повышении коммуникативно-речевой активности при обучении иностранному языку.
Самым главным средством, через которое реализуются задачи обучения и воспитания является общение. Исходя из этого, обучение иностранному языку в современной школе должно подразумевать обучение, направленное на овладение не только необходимыми лексическими, грамматическими, фонетическими знаниями, но и на формирование коммуникативно-речевой активности. Под коммуникативно-речевой активностью следует понимать такие свойства личности, которые проявляются в стремлении осуществлять разнообразную речевую деятельность на уровне реальных для данной личности коммуникативных возможностей.
Таким образом, коммуникативно-речевая активность выступает как предмет и как основное условие обучения речи.
В повышении коммуникативно-речевой активности при обучении иностранному языку значительную роль играет мотивация. Рассмотрим понятие мотивации.
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из фундаментальных проблем в психологии и педагогики.
Мотивация учебной деятельности обусловлена совокупностью факторов, специфических для этой деятельности: условия образовательной системы; организация образовательного учреждения, в рамках которого осуществляется учебная деятельность; объективные и субъективные особенности учащихся (физическое и личностное развитие); особенности личности педагога, его профессионализма, подход к учащимся; специфика учебного предмета [25, с. 82].
Рассмотрим специфику мотивации при обучении иностранному языку.
Мотивация и мотивационная основа являются важными вопросами в процессе обучения иностранному языку. При помощи мотивации осуществляет процесс стимулирования обучения иностранному языку наиболее эффективным из известных способов.
Ведущая роль при обучении иностранному языку принадлежит мотивации, так как именно благодаря правильному ее формированию происходит качественное усвоение данного предмета. Мотивация влияет на продуктивность деятельности человека, причем данный эффект может быть как положительным, так и отрицательным, исходя из того, какой является характер изучаемой мотивации. Она позволяет выявить внутренний потенциал личности.
2. Методический потенциал социальных технологий для повышения мотивации изучения иностранного языка.
2.1 Методика использования игровых технологий для повышения мотивации изучения иностранного языка.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В литературе существует множество определений этого понятия. Приведем лишь некоторые из них.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от ре игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей [22, с. 23].
Игровые технологии являются одной ре из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательным не только работу учащихся на ре творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс
Игровые технологии подразделятся на:
1. развлекательные (возбуждение эмоций);
2. дидактические (достижение определенного познавательного результата);
3. диагностические (цель – выявить отклонения в развитии и обучении);
4. коррекционные (внесение позитивных изменений в процессе развития или образования) [12, с. 102].
Заключение.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам. Коммуникативно-речевая активность выступает как предмет и как основное условие обучения речи. В повышении коммуникативно-речевой активности при обучении иностранному языку значительную роль играет мотивация. Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из фундаментальных проблем в психологии и педагогики. Значительный вклад в изучение мотивации учебной деятельности внесли отечественные ученые Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Т.А. Саблина, Л.М. Фридман и др.
Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
Формирование мотивации, безусловно, можно назвать одной из основных, центральных проблем современной школы. Ведь это означает, что дети просто не хотят учиться, а здесь возникает уже глобальная проблема: падение уровня среднего образования в целом.
Мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены, составляют гармоничное единство личности, являются внутренним энергизатором. Поскольку обучение иноязычному общению происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость». Без учета вышеперечисленных факторов речевые действия учащихся отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность.
1. Андреасян, И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И.М. Андреасян // Замежныя мовы у Рэспублщы Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 18-22.
2. Аниськович, Н.Р. Интеграция социальных технологий в преподавании иностранных языков / Н.Р. Аниськович // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 12-20.
3. Васильева, М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка / М.М. Васильева. – М.: Педагогика, 2008. – 268 с.
4. Владимирова, Л. П. Интернет на уроках иностранного языка / Л.П. Владимирова // ИЯШ. — 2002. — №3. - С. 39.
5. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М. : Традиция, 2003. – 373 с.
6. Готлиб, Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А.Готлиб // Социологические исследования. - № 2. - 2009. - С. 122–127.
7. Елухина, Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции / Н.Р. Елухина // ИЯШ — 2002 — №3. - С. 13.
8. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978. - М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
9. Иванцова, Т.Ю. Игры на английском языке / Т.Ю. Иванцова // Иностранные языки в школе. – 2008. – №4. – С.52-57.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2002. - 508 с.
11. Ильченко, Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках иностранного языка / Е.В. Ильченко. – М. : Центр современных гуманитарных исследований, 2003. – 178 с.
12. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. – СПб, 2001. – 368 с.
13. Конышева, А.В. Игровые методы обучения / А.В. Конышева. – Минск : Высшая школа, 2005. – 160с.
14. Корнилова, Л. А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В. М. Курицын. — Шуя: Изд-во Весть, ШГПУ, 2002.
15. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам : продуктивные образовательные технологии : учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Коряковцева. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
16. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения / П.Г. Кулагин. — М.: Просвещение, 1980. – 96 с.
17. Нестерова, Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова. – Иностранные языки в школе. //№8, 2005.
18. Нигай, Л. С. Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка [Текст] / Л.С. Нигай // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 138-141.
19. Оганджанян, Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе / Н.Л. Оганджанян. – Английский язык. – 1 сентября //№6, 2005.
20. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 2010. – С. 50.
21. Рогова, Г.В. Обучение английскому языку на втором этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М. : Наука, 2005. – 304 с., c.208].
22. Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: КИОРУС, 2014. – с. 17.
23. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М. : Куб, 2004. – 188 с.
24. Скрипкин, И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса: научно-методическое издание / И. Н. Скрипкин —Липецк, 2010. – 245 с.
25. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Е. М. Амелишко. – Мн. : Технология, 2000. – 100 с.
26. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М., 1969. – 286 с.