Введение
1 Теоретические основы обучения говорению на среднем этапе
1.1 Основные цели и задачи обучения лексике на среднем этапе
1.2 Содержание обучения говорению на среднем этапе. Формирование активных и пассивных навыков говорения
1.3 Психологические особенности учащихся на среднем этапе
2 Методика формирования лексических навыков говорения на среднем этапе
2.1 Основные этапы формирования лексических навыков говорения
2.2 Методы работы по формированию лексических навыков говорения на среднем этапе
2.3 Разработка комплекса упражнений по формированию лексических навыков говорения по теме «» в 7 классе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Современным учреждениям общего среднего образования необходимы такие методы обучения, которые не только способствуют качественному обучению, но главным образом, развивают потенциал личности учащихся.
Лексический состав речи является одним из важных компонентов речевой деятельности. Поэтому работа с лексикой имеет особо важное значение на каждом уроке иностранного языка и формирование лексических навыков выступает как одна из наиболее важных проблем обучения иностранному языку. От степени владения лексикой главным образом зависит содержание высказывания.
Говорению как виду речевой деятельности свойственно развитие устной речи, обогащение словарного запаса, знакомство с культурой и тенденциями страны изучаемого языка. Для формирования в сознании системы языковых средств, которая могла бы стать надежной информационной возможностью говорящих, необходим отбор и методическая организация языковых средств, прежде всего, лексики.
Данная работа посвящена изучению формирования лексического навыка говорения на среднем этапе учреждения общего среднего образования. Актуальность настоящей работы обусловлена фактом того, что говорение выступает как средство и инструмент формирования других видов речевой деятельности, а также того, что адекватное овладение этим видом речевой деятельности в процессе обучения в условиях школы имеет приоритетный характер.
Цель данной работы – исследование и анализ формирования лексического навыка говорения на английском языке на среднем этапе обучения, разработка и составление комплекса упражнений по формированию лексического навыка говорения.
Объектом исследования является лексический навык говорения.
Предметом данной курсовой работы является обучение лексическому навыку говорения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить основные цели и задачи обучения лексике;
- проанализировать содержание обучения говорению на среднем этапе;
-охарактеризовать формирование активных и пассивных навыков говорения.
1 Теоретические основы обучения говорению на среднем этапе
1.1 Основные цели и задачи обучения лексике на среднем этапе
В данной главе рассматриваются вопросы формирования лексических навыков на среднем этапе обучения, особенности говорения и психологические особенности учащихся.
Современная лингвистика рассматривает язык как иерархическую структуру, состоящую из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, фразеологические и другие устойчивые сочетания, клише, этикетные и речевые формулы.
Тенденция значимости лексики в качестве средства коммуникации и роли объема словарного запаса в становлении иноязычной коммуникативной компетенции учащихся стала проявляться еще в 90-х годах. Этот факт говорит об актуальности решения проблемы эффективного развития иноязычной лексической компетенции с точки зрения общеобразовательной школы.
Словарь С.И. Ожегова даёт такое определение лексике: лексика является словарным составом языка или произведений какого-либо писателя [1,c.275].
Советский энциклопедический словарь считает, что лексика - 1) вся совокупность слов, словарный состав языка; 2) совокупность слов, характерных для данного варианта речи, того или иного стилистического пласта [2, c. 451].
Е. Н. Соловова в своих работах описывает лексику как словарный запас языка [3, c. 114].
Таким образом, можно сделать вывод, что разные словари дают определение, которое имеет одинаковый смысл.
У слова имеется внешняя и внутренняя сторона. Внешняя сторона представлена зрительным и слуховым компонентом, внутренняя сторона –его значением и понятием. Е. И. Пассов считает лексической компетенцией способность учащихся определять контекстуальное значение слова, сравнивать его с другими языками, выделять в нем национальную характеристику для культуры данного народа [4, c. 52].
Восприятие и употребление слова напрямую связано с процессами формирования, формулирования и оформления мысли лексическими средствами. Полученные знания влияют на правильный выбор слова, умение совмещать лексические единицы, умение выразить мысль имеющимися лексическими средствами.
2 Методика формирования лексических навыков говорения на среднем этапе
2.1 Основные этапы формирования лексических навыков говорения
По мнению А.Н Шамова подготовка учителя к объяснению новой лексики заключается в этапах ознакомления с новым материалом; первичного закрепления; развития умений и навыков использования лексики.
Новая лексика анализируется на предмет наличия трудностей, определяется объем новых слов и форма ознакомления с ними, определяются способы семантизации лексики, составляется комментарий для каждого отдельного слова и подбирается иллюстративный материал, определяются типы и виды упражнений для первичной тренировки и последовательность их выполнения [5, c. 23].
Первый этап работы над лексикой подразумевает работу над значением, формой слова и работу над употреблением слова. Цель данного этапа должна состоять в развитии у учащихся рецептивных лексических навыков. Они должны уметь узнавать слово при чтении или аудировании. Сначала слово изучается как активное, затем сообщаются сведения, необходимые для узнавания слова при чтении и слушании. Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно могли найти незнакомые слова в словаре. Поскольку чтение – это процесс самостоятельной работы с книгой, при котором необходим навык языковой догадки, а когда она не помогает, нужно обратиться к словарю. Если слово имеет несколько значений, необходимо проверить его значение соответственно контексту.
Семантизация новой лексики может осуществляться различными способами, которые делятся на две группы – беспереводные и переводные.
Каждый из способов включает множество приемов. Беспереводные способы могут осуществляться посредством:
а) демонстрации предметов, жестов, действий, картин, рисунков и т.д.;
б) раскрытия значений слов на иностранном языке через определения (дефиниции) - описание значения слова уже известными словами, перечисления;
в) семантизацию с помощью синонимов или антонимов;
г) определение слова на основе контекстуальной догадки, основанной на понимании общего содержания предложения, на знании фактов;
д) определение значения слова на основе его внутренней формы.
Переводные средства семантизации включают:
а) перевод слова, оборота, словосочетания при помощи соответствующего эквивалента родного языка;
б) перевод-толкование, который кроме эквивалента на родном языке предполагает сообщение сведений о совпадении или расхождении по объему значений.
Способов семантизации выбирается в зависимости от ряда факторов, к которым относятся качественные характеристики слова, его принадлежность к активному или пассивному словарю, ступень обучения и языковая подготовка учащихся, форма презентации новых слов (восприятие на слух или в процессе чтения, с опорой на наглядность или без таковой и др.) и место проведения этапа ознакомления.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать выводы, сделанные на основе анализа исследуемой литературы, а также о степени достижения поставленной цели.
в ходе исследования теоретической литературы по теме в рамках первой главы данной курсовой работы нам удалось раскрыть понятие лексики и говорения, выявить цели и задачи обучения лексике, а также мы выяснили, что является содержанием обучения говорению, а именно, это выражение мыслей и передача информации в устной форме.
Первая глава включает в себя рассмотрение теоретического материала, касающегося формирования лексического навыка говорения, раскрывает его понятие, роль в процессе обучения, его структуру и содержание, а также мы постарались выявить трудности, связанные с обучением говорению на среднем этапе в связи с психологическими особенностями учащихся данного возраста.
Языковая система включает в себя множество средств, среди которых лексика является одним из важнейших составляющих речевой деятельности, такой как аудирование и говорение, чтение и письмо. Именно поэтому на каждом уроке иностранного языка присутствует работа с лексикой. И именно по этой причине учитель постоянно должен уделять внимание формированию и совершенствованию лексических навыков. Наравне с грамматическими, лексические единицы выступают как исходный и необходимый строительный материал, при помощи которого происходит осуществление речевой деятельности.
Во второй главе представлена практическая часть, заключающаяся в обучении говорению на среднем этапе, оформленная в виде комплекса упражнений. В данном комплексе были использованы специально отобранные методы, которые поспособствовали не только преодолению проблем при формировании лексического навыка говорения, но и эффективному развитию навыков говорения, а именно — специальные упражнения, направленные на развитие навыков и усвоение нового материала. Представленный комплекс упражнений и использованные в нем методы полностью соответствуют поставленным целям и задачам.
Предлагаемые приемы работы разработаны с учетом этапов формирования лексического навыка, психолого-педагогических особенностей подростков – семиклассников, теоретических основ формирования и совершенствования лексического навыка, и развития речемыслительной деятельности учащихся, языковой наблюдательности и других умений.
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов.– М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.
2. Советский энциклопедический словарь. А.М. Прохоров.–Издательство «Советская энциклопедия». Москва, 1980. –1600 с.
3. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
4. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению/ Е.И. Пассов. – М., 1989. – 276 с.
5. Шамов, А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучаемых /А.Н. Шамов// Иностранные языки в школе. – 2007. – № 4. – с. 19-25.
6. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе/ Е.И. Пассов. – М., 1988. – 223 с.
7. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для V–VII класcов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания.– Минск, 2017. – №91.– 132 с.
8. Алхазишвили, А.А. Основы овладения устной иностранной речью/ А.А. Алхазишвили.– М.:Просвещение, 1988.– 334 c.
9. Джаббарова, О.А. Система заданий и упражнений по обучению устной монологической речи учащихся академических лицеев / О.А. Джаббарова// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012. –190 с.
10. Кудревич, М.А. Учебно-методическое пособие по развитию навыков устной речи/ М.А. Кудревич.– М.,1990.–215 с.
11. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Е.А.Маслыко, П.К. Бабинская. – Минск:Высшая школа, 2001. – 263 с.
12. Стандарт основного общего образования по иностранному языку// Новые государственные стандарты по иностранному языку 2–11 классы.– М.: АСТ. Астрель, 2004.
13. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова.– М.: Просвещение, 1991.– 234 с.
14. Бухбиндер, В.А. Методика обучения немецкому языку в средней школе /В.А, Бухбиндер. – Киев: Ваша школа, 1984. – 200 с.
15. Гальскова, Н.Д., Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика /Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез.–М.: Академкнига, 2006.– 325 с.
16. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - Москва: Гардарики, 2003. – 480 с.
17. Щербатых, Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых.– СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
18. Мухина, В.С. Детская психология Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов /В.С. Мухина.–М., 2009. – 260с.
19. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник /Л.Ф. Обухова. –М.: Юрайт, 2011. – 464 с.
20. Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания (Том 1) /Б.М. Величковский–. М.: Смысл; Академия, 2013. – 448 с.
21. Пахомова, А.М. Динамика развития творческого мышления младших подростков в условиях направленного формирования /А.М, Пахомова // Вестник МГОУ «Психологические науки». – 2011. – №4. – С. 82-87.
22. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе /И.А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991 г. – 222 с.
23. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку /Я.М. Колкер, Е. С Устинова Т.М. Еналиева.– М. : Академия, 2000.– 532 с.
24. Бурлаков, М.А. Обучение активному владению иноязычной лексикой в вузе/ М.А. Бурлаков. – Львов: Львовский гос. ун-т, 1988.–354 с.