Введение
Глава 1. Теоретические аспекты к проблемам развития произвольного внимания у детей с ТНР
1.1 Понятие произвольное внимание и его значение для развития ребенка с ТНР
1.2 Особенности произвольного внимания у детей с ТНР
1.3 Условия и методы развития произвольного внимания у детей с ТНР
Глава 2. Комплекс упражнений по развитию произвольного внимания у детей с ТНР на уроках математики
2.1 Анализ упражнений по развитию произвольного внимания для учеников 1 класса с ТНР
2.2 Методы и средства технологии
2.3 Программа
Заключение
Список использованных источников
Введение.
В современном обществе проблемам развития внимания у школьников уделяют большое внимание исследователи педагоги, родители, психологи, работающие с детьми. Не подвергается сомнение и утверждение о том, что внимание оказывает непосредственное внимание на учебный процесс. Но в отличие от учебного процесса, который носит познавательный характер (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри этого процесса и неотделимо от него. Внимание характеризует динамику протекания учебного процесса.
Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.
Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает избирательность протекания любой психической деятельности, как простой, так и сложной. Проблема внимания – одна из сложных проблем в психологии. В истории изучения этой проблемы были разные периоды.
У младшего школьника, независимо от его таланта и психологических характеристик, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его недостаточно развито, и он часто бывает невнимательным или рассеянным на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.
Проблема формирования внимания у младших школьников актуальна, так как дети в начальной школе испытывают затруднения в учебной деятельности из-за недостаточного развития разных сторон внимания. Цель развития внимания младших школьников – развитие восприятия, понимания и усвоения учебного материала.
Многие авторы указывают на сложную взаимосвязь нарушения произвольного внимания и нарушений речи.
Несмотря на то что проблема специфики нарушений произвольного внимания у лиц с тяжелым нарушением речи, является достаточно актуальной и вызывает интерес со стороны отечественных и зарубежных исследователей, особенности произвольного внимания и его роль в процессе обучения у школьников недостаточно изучены.
Глава 1. Теоретические аспекты к проблемам развития произвольного внимания у детей с ТНР.
1.1 Понятие произвольное внимание и его значение для развития ребенка с ТНР.
Большинство исследователей в области психологии внимания сходятся во мнении, что внимание – это направленность психической составляющей личности, сознания на определенный объект, который имеет устойчивую либо ситуативную значимость для самой личности. Через внимание происходит повышение функциональных резервов сенсорных процессов, памяти и интеллектуальных способностей личности [9, с. 410].
Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточенность на одной информации, поступающей через органы чувств при игнорировании другой.
Внимание имеет двустороннюю направленность: как на внутриличностные процессы и явления, так и предметы, и явления вовне.
Объектами внимания может быть всё, что угодно: предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Через внимание происходит положительная задержка активности и сосредоточение на том или ином явлении. Установка определяет выбор разнообразных впечатлений, процессов, событий и направленность на них психологической энергии личности.
Внимание служит для трансформации тех или иных установок импульсивного поведения и является сквозным перцептивным процессом, так как выступает только в качестве характеристики определённого вида деятельности, а не самостоятельное явление [6, с. 161]. Однако, внимание является и автономным процессом познания, так как:
обладает теми индивидуальными характеристиками, которые не присущи другим перцептивным процессам;
может видоизменяться без учёта явлений, процессов и обстоятельств деятельности, в которой внимание принимает участие;
определяется специфическими физиологическими компонентами (нейроны-детекторы новизны, ретикулярная формация и доминанта).
Глава 2. Комплекс упражнений по развитию произвольного внимания у детей с ТНР на уроках математики.
2.1. Анализ упражнений по развитию произвольного внимания для учеников 1 класса с ТНР.
На данном этапе исследования мы провели анализ упражнений по развитию произвольного внимания для учеников 1 класса с ТНР. Было выделено большое количество методик, игр и упражнений. Некоторые из них представлены ниже.
1. Методы, игры и упражнения для развития свойств внимания
Упражнение для увеличения внимания «Обратите внимание на все»
7-10 объектов располагаются в ряд (или изображения объектов на заданном холсте), которые затем закрываются. Откройте объекты на 10 секунд, закройте их снова и попросите детей перечислить все объекты (или рисунки), которые они запомнили.
Затем закройте объекты, затем снова откройте их на 8-10 секунд, спросите детей, в какой последовательности они были. Не глядя на объекты, скажите, какой цвет у каждого из них.
Также имеются другие варианты этой игры (удалить объекты и попросить детей назвать пропавшие; не помещать объекты в ряд, а, например, поместить один поверх другого, чтобы дети перечислили их по порядку снизу-вверх, затем сверху вниз и т. д.).
2. Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.
1. Исправительное задание.
Цель состоит в том, чтобы развить концентрацию и самоконтроль среди школьников.
Оборудование – печатные карточки с большими цифрами вокруг, карандаши и ручки.
Корректирующие упражнения следует проводить по 5 минут не менее 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.
Инструкция: «В течение 5 минут нужно найти и вычеркнуть все цифры «1» (вы можете указать любое число).
Когда дети освоили игру, правила меняются – два числа ищутся одновременно, одно вычеркнуто, второе подчеркнуто. Все изменения отражены в инструкции.
По результатам работы подсчитывается количество пропущенных и неправильно вычеркнутых чисел. Показатель нормальной концентрации внимания составляет четыре или меньше пробелов. Более четырех пробелов – низкая концентрация.
Заключение.
Большинство исследователей в области психологии внимания сходятся во мнении, что внимание – это направленность психической составляющей личности, сознания на определенный объект, который имеет устойчивую либо ситуативную значимость для самой личности. Через внимание происходит повышение функциональных резервов сенсорных процессов, памяти и интеллектуальных способностей личности.
Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточенность на одной информации, поступающей через органы чувств при игнорировании другой.
Необходимо отметить, что для развития внимания младших школьников существуют оптимальные условия (расширение кругозора, овладением новыми видами деятельности, принятии усложняющихся инструкций, развитии навыков самоконтроля и т.д.)
В младшем школьном возрасте внимание ребенка в процессе учебной деятельности становится произвольным, но непроизвольное внимание долго конкурирует с произвольным, при этом развиваются такие свойства внимания, как объем, устойчивость, переключаемость и концентрация.
Из-за низкого уровня произвольного внимания у детей с ТНР структура всех видов деятельности не сформирована или существенно нарушена.
Внимание детей с нарушениями речи характеризуется рядом особенностей: нестабильность, снижение уровня неизбирательного внимания, трудности в планировании своих действий. Дети с трудом концентрируют свое внимание на анализе условий, поиске различных путей и средств решения проблем.
Проведение эффективной работы по развитию внимания у детей с ТНР предполагает:
учет реальных возможностей школьников;
учет индивидуальных особенностей (утомляемость, низкая работоспособность, быстрая истощаемость внимания, узкий объем внимания и памяти);
комплексная работа логопеда, других специалистов и родителей.
1. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. 1999. – ISSN 1617-2736.
2. Баскакова, И.Л. Внимание. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации/ И.Л. Баскакова. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. –187 с.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672с.
4. Вергелес, Г. И., Матвеева, Л.А., Раев, А.И. Младший школьник: помоги ему учиться/ Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. – СПб.: Питер, 2000. – 121 с.
5. Винникова, Е. А. Дошкольная олигофренопсихология: пособие / Е. А. Винникова, С. А. Глуховская. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2012. – 216с.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2001. – 858 с.
7. Григорьева, Л.П., Бернадская, М.Э., Блинникова, И.В., Солнцева, О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации/ Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блиникова, О.Г. Солнцева // Дошкольник. Младший школьник. – 2001. – № 3. – С.22 – 25.,
8. Ефимкина, Р.П. Психология развития. Методические указания/ Р.П. Ефимкинна. – Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2004. – 54 с.,
9. Иовенко, Е. Ю. Внимание как психологический ресурс / Е.Ю. Иовенко // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 409 – 412.
10. Колповская, И. К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи / И. К. Колповская / Автореф. дис...канд. пед. наук. – М., 1990. – 184 с.
11. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / под ред. Левиной Р. Е. – М.: Просвещение, 1967.
12. Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? / С.С.Левитина. – М.: Владос, 1999. – 128 с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов /А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 589 с.
14. Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет [Текст] / А.А. Осипова. – М.: Академия, 2004. – 126 с
15. Психическое развитие младших школьников: Экспериментально-психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Академия, 2002. – 218 с.
16. Психология: Учебное пособие / под. Ред. И.В. Дубровина. – М.: Гардарики, 2006. – 176 с.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
18. Рутман, Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе /Э.М. Рутман // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 161−167.
19. Шаповал, И. А. Специальная психология: учебное пособие/ И.А. Шаповал. – М. : ТЦ Сфера,2005. – 224 с.