Введение
1 Оздоравливающие свойства природной среды и гигиенические факторы, используемые в процессе физического воспитания
2 Гигиенические факторы, как вспомогательное средство физического воспитания
2.1 Закаливание как средство оздоровления
2.2 Биоритмы и режим дня
2.3 Рациональное питание
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время положение Республики Беларусь, высочайшие темпы ее развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Условия жизни современного человека отличаются повышенным комфортом и рафинированными условиями существования. За достижения НТР человек расплачивается своим здоровьем, постепенно теряя защитные механизмы и приспособления к изменяющимся условиям природы.
В условиях современной жизни взрослые и дети становятся заложниками малоподвижного образа жизни, ухудшение экологической обстановки снижает иммунитет человека и он легко поддается воздействию агрессивной окружающей среды, усиливается болезненность, развивается риск приобретения различных хронических недугов. В связи с этим необходимо указать на то, что даже в таких условиях физически крепкий и закаленный человек имеет достаточно высокий уровень качества жизни. По данным исследований, здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% – от состояния окружающей среды, 8-12% – от уровня здравоохранения и 50-70 % – от образа жизни [1, c. 63].
Научно-технический прогресс, развитие инженерных и строительных технологий могут создать обманчивое впечатление независимости человечества от природы и климатических условий, но это только обман. Современный человек по-прежнему является частью природы, и с этим приходится считаться. Современному человеку необходимо уметь противостоять природе так же, как это делали древнейшие люди. Веками доказано, что наиболее эффективным средством повышения устойчивости организма к факторам внешней среды, в особенности к холоду, является использование естественных сил природы и гигиенических факторов в комплексе средств физического воспитания.
Проблемам воздействия естественных сил природы и гигиенических факторов на человеческий организм посвящены специальные работы русских ученых и врачей. Ученик М.В. Ломоносова С.Г. Зыбелин выступил в 1773 г. в Московском университете с докладом «Слово о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней». Чуть раньше академик А.П. Протасов представил Российской Академии наук два доклада: «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья», в которых также рассматривал вопросы воздействия естественных сил природы на организм человека.
Заметный вклад в развитие учения о единстве духовной и физической природы человека внесли выдающиеся представители русской материалистической философии – революционные демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. В качестве ближайшей задачи: в области физического воспитания Н.Г.Чернышевский, в частности, выдвинул задачу
1 Оздоравливающие свойства природной среды и гигиенические факторы, используемые в процессе физического воспитания
Оздоравливающие свойства природной среды – компоненты природной среды, которые оказывают благоприятное влияние на функциональные системы и компенсаторные процессы в организме человека. Они широко используются в массово-оздоровительной работе санаторно-курортных и лечебно-профилактических учреждений. Важнейшие из них по своему значению – воздух, солнце, вода, климатические факторы и почва.
Воздух. В атмосферном воздухе наибольшее значение для биологических процессов имеет кислород, используемый в процессах дыхания организма и в минерализации органических веществ. Запаса кислорода (О2) в организме хватает всего на 2-3 минуты, и через 5 минут после полного прекращения доступа в организм происходят необратимые изменения и наступает биологическая смерть.
Большую роль играет и углекислый газ (СО2). В определенной концентрации это – мощный естественный раздражитель дыхательного центра, отсутствие его в организме может привести к резкому нарушению дыхания и кровообращения в организме, однако избыток углекислого газа подавляет жизненно важные центры и вызывает самые неблагоприятные состояния. Загрязнение атмосферного воздуха вызывает заболевания, прежде всего органов дыхания, особенно опасно увеличение содержания в воздухе канцерогенных веществ, способствующих развитию опухолей [2, c. 121].
Воздушные ванны являются существенным элементом в оздоровлении человека. Длительное пребывание людей в местах с чистым обогащенным аэроионами воздухом, а также вдыхание воздуха, насыщенного лекарственными веществами (при ингаляциях), имеют хороший лечебный эффект при респираторных заболеваниях.
Солнце. Солнечные лучи обладают сильным и разнообразным физико-химическим действием, что объясняется сложностью строения солнечного спектра, который состоит из видимых и невидимых лучей.
Солнечная энергия необходима для нормального течения жизненных процессов в организме. Солнечное облучение стимулирует обмен веществ, увеличивает содержание эритроцитов, гемоглобина, благотворно действует на пищеварительную систему, повышает общий тонус организма, устойчивость к инфекциям, оказывает противорахитическое действие за счет образования витамина D и улучшает усвоение солей кальция и фосфора. Солнечные ванны являются эффективным лечебным и профилактическим средством, способствующим закаливанию организма. Ультрафиолетовые лучи не проникают в глубину тканей и образуют загар, вызывая пигментацию кожных покровов. Загар способствует мобилизации защитно-приспособительных реакций организма.
2 Гигиенические факторы, как вспомогательное средство физического воспитания
2.1 Закаливание как средство оздоровления
Воздействие закаливающих процедур затрагивает практически все системы организма как единого целого. Под их влиянием изменяется, прежде всего, состояние нервной и эндокринной систем, что отражается на их регуляторной функции и способности активно взаимодействовать с окружающей средой. В начальном периоде закаливания наблюдается усиление функции гипофиза, коры надпочечников и щитовидной железы. В последующем участие желез внутренней секреции в формировании устойчивости к действию закаливающих процедур несколько уменьшается. Приспособление организма затрагивает не только центральные структуры головного мозга. В процессе закаливания функциональные изменения затрагивают тканевый и клеточный уровни. В частности, меняются активность клеточных ферментов в сторону повышения их активности, химический состав и физико-химическое состояние клеток. Изменение нервной регуляции при закаливании организма связано с формированием новых условных рефлексов.
Закаливающие воздействия вызывают в организме двоякого рода ответную реакцию: специфическую и неспецифическую. Специфический эффект закаливающих процедур выражается в совершенствовании способности организма сохранять постоянство внутренней среды – гомеостаз. Повышается устойчивость организма к действию холода при холодовой адаптации или устойчивость к солнечной радиации при действии высоких температур и ультрафиолета. Это достигается благодаря совершенствованию механизмов терморегуляции. Организм приобретает повышенную способность сохранять на постоянном уровне температуру внутренней среды, несмотря на резкие изменения погодных условий: жару или холод, повышенную инсоляцию. Вместе с тем закаленные люди могут переносить значительно большие колебания параметров внутренней среды по сравнению с людьми незакаленными. Кроме всего прочего, закаленные люди значительно реже болеют или не болеют совсем не только простудными, но и многими другими соматическими заболеваниями. Они приобретают повышенную как физическую, так и умственную работоспособность по равнению с лицами, которые не прошли процесса закаливания. Неспецифический процесс закаливания выражается в повышении общей (неспецифической) резистентности организма к действию самых разнообразных неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды организма. Опосредованное действие закаливающих процедур выражается в понижении заболеваемости, в повышении общей (физической и умственной) работоспособности, в изменениях в лучшую сторону количества и качества здоровья [10, c. 193].
Заключение
Проведение исследовательской работы содействовало реализации поставленных задач и в результате можно сделать следующие выводы.
1 Оздоравливающие свойства природной среды оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.
2 Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности физического воспитания. Основная их задача – сделать занятия физическими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека.
3 Использование естественных сил природы и гигиенических факторов в процессе физического воспитания осуществляется по двум направлениям: сопутствующие факторы, которые создают при грамотном учете их действия наиболее благоприятные условия для занятия физическими упражнениями и относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания в виде специальных процедур, солнечных, воздушных и водных ванн.
4 Под закаливанием понимают систему мероприятий направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления). Систематически проводимое закаливание помогает предотвратить многие заболевания, в первую очередь простудные, продлить жизнь на долгие годы и сохранить высокую работоспособность.
5 Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности.
6 В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние и на двигательную активность, и на эмоциональную устойчивость.
1 Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 208 с.
2 Фурманов, А.Г. Физическая рекреация : учеб. пособие для студентов вузов / А.Г. Фурманов. – Минск : МЕТ, 2009. – 495 с.
3 Баранов, В.М. В мире оздоровительной физкультуры / В.М. Баранов. – М.: Здоровье, 2006. – 133 с.
4 Пафенберг, Р.Ф. Здоровый образ жизни / Р.Ф. Пафенберг. – М.: Олимпийская литература, 1999. – 210 с.
5 Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни в XXI веке : сборник науч. статей / УО «Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина»; редкол. : Н.И. Приступа [и др.]. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – 86 с.
6 Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи : пособие для преподавателей и кураторов групп средних спец. и высш. учеб. заведений / Р.И. Купчинов. – Минск :УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 211 с.
7 Нестерова, И.А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И.А. Нестерова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 92-94.
8 Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учеб. для студ. вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – С. 53-64.
9 Если хочешь быть здоров / составитель М. Исаев. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 352 с.
10 Колтушкин, А.Н. Целебный холод / А.Н. Колотушкин. – М.: Физкультура, 2003. – 308 с.
11 Дибнер, В.Д. Физкультура, возраст, здоровье / В.Д. Дибнер, И.М. Синельникова. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 81 с.
12 Алексеев, В. Закаливание ветром. Инженерный подход / В. Алексеев // Физкультура и спорт. – 1987. – №2. – С. 20.
13 Дубогой, А.Д. Управлять здоровьем смолоду / А.Д. Дубогой. – Киев: Молодь, 2005. – 230 с.
14 Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
15 Муравов, И. В. Возможности организма человека. – М.: Знание, 2007. – 94 с.
16 Панина, Г.А. Лечебная физкультура сегодня / Г.А. Панина. – М.: АТФ, 2003. – 304 с.
17 Синяков, А.Ф. Секреты бодрости / А.Ф. Синяков. – М.: Эксмо-пресс 1999. – 464 с.
18 Физическая культура и здоровый образ жизни / под. ред. К.В. Адалсон, А.С. Чеснаков. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 237 с.
19 Никитин, А.О. О весеннем лечении болезней холодными и теплыми ваннами, минеральными и морскими водами / А.О. Никитин. – СПб. : Интан, 1993. – 180 с.
20 Муравов, И.В. Оздоровительный эффект физкультуры и спорта / И.В. Муравов. – М.: Здоровье, 2006. – 290 с.
21 Колтушкин, А.Н. Закаливание / А.Н. Колотушкин. – М.: Ригод классик, 1997. – 198 с.
22 Муромцев, В.А. Медицина в 21-ом веке. От древнейших традиций до высоких технологий / В.А. Муромцев, В.Н. Кидалов. – СПб.: Интан, 1998. – 131 с.
23 Фурманов, А.Г. Гигиеническая оценка питания как элемент здорового образа жизни студенческой молодежи / А.Г. Фурманов, Г.В. Лавриненко // Здоровье студенческой молодежи : материалы 2-й междунар. науч.-практ. конф. – Минск, 2000. – С. 49-51.