Дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации.
У них наблюдается снижение интереса к обучению, быстрая утомляемость, что может привести к возникновению чувства неполноценности и другим психологическим проблемам.
Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что благодаря различным компьютерным программам, в более короткие сроки можно решить такие задачи как: пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. К тому же, у учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Цель курсовой работы: разработать компьютерную программу для детей младшего школьного возраста с ТНР по учебному предмету «Человек и мир».
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «информатизация образования» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности использования электронных образовательных ресурсов в школьном образовании.
3. Раскрыть содержание компьютерных программ в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
4. Представить современные подходы к преподаванию предмета «Человек и мир» для детей с тяжелыми нарушениями речи.
5. Разработать компьютерную программу для детей младшего школьного возраста с ТНР по учебному предмету «Человек и мир», а также методические разработки по программе.
Методы исследования: анализ специально научно-методической литературы; наблюдение; работа с ПК.
Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Начавшись в 70-х годах прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере.
Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания. Научно доказано, что информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде [1, с. 7].
Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий (Роберт И. В.) [1, с. 48].
В последнее время произошли качественные изменения в использовании информации и информационной среды в процессе обучения. Формирование среды обучения – сложный процесс, на который влияют как социально-исторические факторы, так и атмосфера в школе и личность учителя. Процесс обучения происходит в конкретной информационной среде и связан с передачей определенных знаний, умений и схем поведения. Принципиальным этапом в моделировании и конструировании информационных сред стало использование компьютера. Перед педагогом стоит основная задача: использовать компьютер как технологическое средство в организации учебной и воспитательной работы. Применение ПК
Актуальность разработки программы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности детей младшего школьного возраста с ТНР. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Вид программы: компьютерная с использование исследовательско-творческих и познавательно-речевых заданий.
Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста (1-3 класс)
Объем и сроки реализации программы: программа представляет собой комплекс занятий по разделу изучения животного мира, и ее элементы органично включены в учебную программу «Человек и мир».
Проблема: формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним у детей младшего школьного возраста с ТНР средствами ИКТ.
Цель: формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, средствами ИКТ.
Задачи:
1. Развивать интерес к жизни птиц.
2. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
3. Развивать остроту зрения, слуховое восприятие.
4. Речевое развитие учащихся.
Методические задачи для использования программы педагогом:
1. Формировать потребности в изучении возможностей ИКТ, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста.
2. Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
3. Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
4. Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе современных информационных технологий.
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Информатизация образования ведет, как было сказано, к изменению существенных сторон дидактического процесса. Изменяется деятельность учителя и ученика. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях.
2. Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим, познавательным и обучающим. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов.
3. Применение компьютерных игр позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с особенностями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
4. Предмет «Человек и мир» ориентирован на практическую подготовку детей с ТНР к самостоятельной жизни, повышение уровня их общего развития, активизацию речемыслительной деятельности, включение ребенка в практическую деятельность, в общение со взрослыми и детьми. А использование ИКТ на уроках по предмету «Человек и мир» помогает расширить кругозор учащихся, побудить их самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость, мотивацию и качество учебного процесса, делая обучение запоминающимся и интересным.
5. Целью разработанной программы «Удивительный мир птиц» является формирование у детей обобщённого представления о птицах как живых существах, средствами ИКТ. Программа включает проведение 3-х уроков в разделе «Животный мир» по теме: «Птицы»
6. Для педагогов данная программа имеет также немаловажное значение. Поскольку позволяет: формировать потребности в изучении возможностей ИКТ, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста; повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию; развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности; внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе современных информационных технологий.
1. Васильева, О.П. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе / О.П. Васильева // Классный руководитель. – 2008.
2. Гончарова, Е.Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] / Альманах Института коррекционной педагогики РАО, М., 2002, № 5. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami. – Дата доступа: 08.01.2017.
3. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении: новое средство – новые идеи / О.И. Кукушкина. – М.: ИКПРАО, Утрехт:, 1995.
4. Лещинская, Т.Л., Серединская О.X., Гринько А.Н. Обучение учебному предмету «Человек и мир» на 1-м отделении вспомогательной школы: учеб.- метод. пособие для педагогов вспомогат. шк. с белорус, и рус. яз. обучения. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010.
5. Материалы республиканского практического семинара «Современные информационные технологии как средство создания среды для развития личности ребёнка с особенностями психофизического развития» [Электронный ресурс] / Сентябрь 2007. – Режим доступа: http://www.asabliva.by/main.aspx?guid=3991. – Дата доступа: 04.01.2017.
6. Михайловская, Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом: учеб.- метод. пособие. – Минск: БГПУ, 2004.
7. Олифер, В., Олифер, Н. Новые технологии в обучении / В. Олифер и др. – СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.
8. Репина, 3.А., Лизунова, Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук – 2004 – №5 (14) – С. 285-287.
9. Савенок, Н.В. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития: учеб.-метод. Пособие – Минск: АПО, 2006.
10. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I-V классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения – Минск, 2014