ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Библейские образы в литературе
1.1 Источники и историография
1.2 Библейские образы в творчестве Ф.М. Достоевского
1.3 Библейские образы в романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Глава 2. Библейские образы в произведениях изобразительного искусства
2.1 Библейские образы в творчестве Рембрандта Харменсван Рейна
2.2 Библейские образы в произведениях Питера Брейгеля Старшего
2.3 Библейские образы в творчестве Марка Шагала
2.4 Библейские образы в произведениях Сальвадора Дали
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Библия - величайший литературный памятник, уникальный источник сведений о древнейшем периоде. Археологические раскопки на территории Иордана и Палестины подтверждают историческую достоверность основных сведений Библии. Литературные достоинства Библии: художественность и поэтичность языка, общечеловеческая, гуманистическая основа многих текстов.
Библия является важнейшей частью культурной жизни человечества, неизменно сопровождавшей человека на протяжении тысячелетий. Мировая культура непрерывно обогащается и одухотворяется библейским знанием и опытом (божественным, религиозным, этическим, эмоциональным, эстетическим и т.д.). Величайшая кладезь духовного наследия в любые времена оставалась и остается актуальной, даже во времена запретов и гонений.
Библейские темы постоянно «оживают» в мировом искусстве. Так, библейские легенды, сюжеты и мотивы, содержащие религиозно-общинные идеалы справедливости и равенства людей, служат неиссякаемым источником вдохновения для деятелей искусств всех времен и народов: народные движения («Послания» Т. Мюнцера, песни таборитов, гуситов и др.), гуманистическое искусство эпохи Возрождения. Обращение к Библии в культурологическом аспекте проявилось в европейских странах.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что библейские образы имеют непосредственное влияние на становление и развитие национального самосознания, культуру этноса. Повсеместно быт и традиции формирующегося этноса, его язык и предания, даже сам строй национального мышления, окрашены религиозными, библейскими аспектами.
Глава 1. Библейские образы в литературе
1.1 Источники и историография
Библия сыграла величайшую роль в истории человечества. Под ее влиянием создавались шедевры мирового изобразительного искусства, литературы и музыки. Она повлияла на правоведение. Библию превозносили за литературный стиль, и многие люди науки и искусства высоко ценили ее. Известный литературный критик В.Г. Белинский говорил, что Евангелие - это книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни. Он считал, что весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии, заключаются в большом проникновении в таинственную глубину этой божественной книги. Великому поэту А.С. Пушкину принадлежат следующие замечательные слова: «Есть книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира... Книга сия называется Евангелием - и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному влечению... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней все есть». Исаак Ньютон, знаменитый английский ученый, писал: «В Библии я вижу гораздо больше признаков достоверности, чем в каком бы то ни было труде по светской истории» [1, c.45-46].
Глава 2. Библейские образы в произведениях изобразительного искусства
2.1 Библейские образы в творчестве Рембрандта Харменсван Рейна
Творчество гениального Рембрандта (1606—1669) — одна из вершин мировой живописи. Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойденное мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие и передовые идеи времени. Колорит картин Рембрандта зрелого и позднего периода, построенный на сочетании теплых сближенных тонов, переливающихся тончайшими оттенками, свет, трепещущий и концентрированный, как будто излучаемый самими предметами, способствуют необычайной эмоциональности его произведений. Но особую ценность сообщают им высокие, благородные чувства, которые придают будничным вещам поэтичность и возвышенную красоту. Рембрандт писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи; он был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Но в какой бы технике Рембрандт ни работал, в центре его внимания всегда стоял человек, с его внутренним миром, его переживаниями. Своих героев Рембрандт часто находил среди представителей голландской бедноты, в них раскрывал лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство. Веру в человека художник пронес через всю жизнь, невзгоды и испытания. Она помогла ему до последних дней создавать произведения, выражающие лучшие устремления голландского народа [8, c.65-66].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библейские образы сопровождают большинство из нас на протяжении всей жизни. Они встречают наш взгляд, когда мы всматриваемся в лики героев Священного писания на картинах в музее и на иконах в церкви. Иногда они входят в наш умственный обиход после кинофильма или телепередачи. Многие библейские высказывания вошли в пословицы и поговорки, другие, слегка изменив форму, разошлись по страницам произведений художественной литературы, философских и социологических трудов, газетных и журнальных публикаций. Но не только собрание афоризмов, а с ними – и житейской премудрости, представляет собой в наших глазах Библия. Для верующих это, прежде всего, средоточие боговдохновенного откровения. И, конечно же, каждый образованный человек видит в ней один из величайших памятников мировой литературы.
Своё представление о Библии есть и у художников, а также у тех, кто интересуется изобразительным искусством, ведь она послужила источником сюжетов для неисчислимого множества произведений живописи, графики и скульптуры, созданных на протяжении огромного исторического периода. Библейские истории получили визуальную форму в тысячах скульптур, фресок, икон, картин, рисунков и гравюр. Каждое такое произведение предлагает свою версию почерпнутого из Библии сюжета, своеобразие которой определяется личностью и одаренностью художника.
Обращение к лучшим образцам мироового искусства дает все основания утверждать: христианские принципы на протяжении веков были и остаются фундаментом, основой цивилизации, культуры и литературы в частности. Особый интерес вызывает поиск формы искусства, активной и сознательной, свободной причастности персонажей к христианским представлениям о человеке и его призвании. Без обращения к Богу, без духовной энергии, которая связывает человеческую душу с Господом, не может быть истинной культуры.
Библия оказало значительное влияние на мировое искусство. Библейские мотивы, как мы смогли убедиться, анализируя произведения искусства, не только обогащают образность, углубляют подтекст произведений, но и становятся морально-этическим стимулом для осмысления болезненных проблем.
1 Аверинцев, С.С. Иисус Христос / С.С. Аверинцев. - М.; 1980. - 512 с.
2 Аверинцев, С.С. Истоки и развитие раннехристианской литературы / С.С. Аверинцев. - М.; 1983. - 458 с.
3 Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2005. – 529 с.
4 Алпатов, М.Д. Немеркнущее наследие / М.Д. Алпатов. - М.: Просвещение, 1990. – 345 с.
5 Андронов, С.А. Рембрант. О социальной сущности художника / С.А. Андронов. – М.: Знание, 1978. – 298 с.
6 Бахтин, М.М Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1972. - 470 с.
7 Буданова, Н.Б Достоевский о Христе и истине / Н.Б Буданова - СПб: Наука, 1992. – 498 с.
8 Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков. - М.: Высш. шк., 1989. -559 с.
9 Белик, А.Ю. Художественные образы Ф. М. Достоевского / А.Ю. Белик. - М.: Наука, 1974. - 224 с.
10 Белкин, А.Б. Творчество Достоевского / А. Б. Белкин. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. – 457 с.
11 Белопольский, В.А. Достоевский и философская мысль его эпохи: концепция человека / В.А. Белопольский. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1987. - 206 с.
12 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М. : Вера. - 1217 с.
13 Гус, М.Я. Идеи и образы Ф. М. Достоевского / М.Я. Гус. - М.: Худож. лит., 1971. - 592 с.
14 Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. - М.: Искусство, 1968. – 398 с.
15 История зарубежного искусства./ под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. - М., 1980. – 547 с.
16 Косидовский, З. Библейские сказания. Сказания евангелистов / З. Косидовский. - М.:Политиздат, 1990. – 421 с.
17 Лихачев, Д. В поисках выражение реального / / Вопросы литературы. 1971. № 11. С. 74 - 88.
18 Лихачев, Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8. - С. 18 - 24.
19 Лосский, Н.А. Бог и мировое зло / Н.А. Лосский. - М.: Республика, 1994. - 431 с.
20 Мень, А. Библия и русская литература / / Наука и религия. 1994. № 2. - С. 16 - 17.
21 Миронова, М.Н. Религия в системе культуры. - М.: Наука, 1992. – 451 с.
22 Переверзев, В. Творчество Достоевского / В. Переверзев. – М.: Аст, 1992. – 541 с.
23 Платонова, Н.И. Искусство / Н.И. Платонова.– М.:Росмэн-Пресс, 2002. – 1581 с.
24 Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы / Г.Н. Послелов. - М., 1972 . - 271 с.
25 Прасов, И.Т. Культура и искусство / И.Т. Прасов. – М., 2001. – 476 с.
26 Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура – Москва : ВЛАДОС, 2002.-539с.
27 Ремезов, А. Жизнь Христа в трактации художника / А. Ремезев. - Сергиев Посад, 1985. – 287 с.
28 Сахарова, Е. В. Хроника семьи художников / Е.В. Сахарова. - М., 1964. - 389 с.
29 Соколов, Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» / Б.В. Соколов. – М.: Рассвет, 1987. – 457 с.
30 Сопоцинский, О.И. Искусство западноевропейского средневековья / О.И. Сопоцинский. - М., 1964. – 451 с.