Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».
Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как «столкновение», «разногласие», «спор», «схватка», «борьба» и т. п.
История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей между собой. Исследованию конфликтов, причин их появления, месту конфликтов в становлении и развитии общества посвящено множество работ ученых различных направлений: философов, социологов, управленцев.
Ученые разных стран обратили внимание на то, что конфликты неизменно возникают даже в тех организациях, которые функционируют и управляются безупречно. Это обстоятельство вновь и вновь заставляло усомниться в том, что какая-либо модель социальной системы способна обеспечить стабильный консенсус (единодушие, единогласие). Вместе с тем крепло понимание необходимости учитывать естественную неизбежность и закономерный характер социальных противоречий, перерастающих в конфликты. В итоге с начала 50-х годов в США, Германии, Франции, ряде других западных стран сложились и получили распространение современные концепции конфликта.
После работ Зиммеля в научный оборот вошел термин социология конфликта». Обоснованные им исходные положения и послужили основой для создания к середине XX в. теории конфликта в качестве самостоятельной области социологии. Эта задача была решена главным образом усилиями двух выдающихся ученых: немецкого социолога Ральфа Дарендорфа (1929) и американского социолога Льюиса Козера (1913). В 60-х годах XX в. социологическая теория конфликта приобрела широкую популярность в противовес преобладанию структурного функционализма с его акцентом на трактовку общества как управляемой системы на основе ценностей консенсуса и интегрированной роли общих ценностей.
В 60-х годах XX века целый ряд важных нововведений в социологическую теорию конфликтов внес Льюис Козер. Козер Льюис — американский социолог, по праву признаваемый патриархом современной конфликтологии, занимающийся анализом и обобщением принципиальных положений конфликтологической парадигмы Г. Зиммеля. В ряде своих работ развивает конфликтологическую теорию общества, рассматривая разнообразные, позитивные и негативные, последствия внутри- и межгрупповых конфликтов [16, с. 389].
В 1956 г. Л.Козер опубликовал книгу «Функции социального конфликта», в которой он дал новое определение конфликта, утверждал, что не существует социальных групп без конфликтных отношений и что конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем и их смены. Стабильность всего общества, по его мнению, зависит от количества существующих в нем конфликтных отношений и типа связей между ними. Чем больше конфликтов пересекается в обществе, тем более сложным является его деление на группы, тем труднее создать единый фронт, делящий членов общества на два лагеря, следовательно, чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества [4, с. 8].
Развивая идеи Вебера и Зиммеля о всеобщности и универсальности конфликта дал в своей работе глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества. Им был сформулирован ряд положений, ставших теоретическим фундаментом современной науки о конфликте:
1. постоянный источник социальных конфликтов — неустранимый дефицит ресурсов, масти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом обществе. Поэтому, пока существует общество, будет существовать в нем и определенная напряженность, время от времени перерастающая в конфликты. Особую роль н постоянной борьбе за эти дефицитные ресурсы имеет стремление людей к масти и престижу;
Проблема социального конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако на постсоветском пространстве на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность страны и ее граждан.
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и разрешения. А для этого нужна помощь науки. Одно из следствий реформирования общества — рост количества и разнообразия социальных конфликтов. Это, как нам кажется, вполне естественно. В недемократическом государстве подавляющая мощь социальной группы, находящейся у власти, сила ее отдельных представителей практически исключают возможность сколько-нибудь серьезных социальных конфликтов как с самой этой группой, так и в подчиненных ей структурах. Быстрый рост количества конфликтов свидетельствует о том, что мы в чем-то идем по пути демократизации, так как в обществе появилось множество социальных групп, которые открыто выражают свои интересы и видят возможность отстоять их, несмотря на то, что эти интересы зачастую входят в противоречие с интересами структур власти. Демократия — это конфликты. Но истинная демократия заключается не столько в том, что каждый имеет возможность отстаивать свои интересы различными средствами, вплоть до конфликта, сколько в том, что возникающие конфликты разрешаются конструктивно, гуманными, цивилизованными способами [7, с. 240].
Одна из главных причин усиливающейся социальной напряженности в обществе состоит именно в нашем неумении конструктивно разрешать социальные конфликты. Конфликтующие стороны не хотят поступаться не только принципами, но и вообще, чем бы то ни было. Они нацелены не на разрешение противоречий, а на взаимное противодействие, нанесение противнику максимального ущерба. Становясь самоцелью, борьба не может служить движущей силой прогрессивного развития общества [1, с. 79].
Анализируя теории конфликта западных социологов можно сделать вывод, что конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти.
Однако, конфликты в обществе можно регулировать и управлять. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.
Политические конфликты сопровождают человечество на протяжении всей истории. Но для многих людей история зачастую не является учительницей жизни и новые поколения не всегда делают необходимые выводы из ее самых мрачных годов. В современных условиях акцент на мирное разрешение внутренних политических конфликтов является крайне необходимым.
Социально-экономические конфликты могут выступать как на микроуровнях (например, трудовой коллектив и руководство), так и на макроуровнях (например, экономические отношения между странами). Данный вид конфликтов в связи с неустойчивым экономическим положением в Республике Беларусь является преобладающим, широко распространенным и охватывающим практически все население нашей страны.
Конфликт, выполняя отрицательные и также положительные функции во взаимодействии общества, является неотъемлемой часть социума. Конфликты существуют в различным сферах жизни общества, однако нельзя их четко разграничивать. Так, например, экономические конфликты могут перерастать в политические или же, в свою очередь, быть последствием политических конфликтов в обществе.
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
2. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб, пособие для студентов вузов. / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 464 с.
3. Бабосов, Е. М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов. / Е. М. Бабосов. – 2-е изд., стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 640 с.
4. Громова, О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н.Громова. – Москва: Экмос, 2000. – 151 с.
5. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт //Иностранная литература, 1993. – № 4. – С. 242
6. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебное пособие. / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
7. Дурин, В.П. Конфликт как социальное противоречие. / В.П. Дурин, В.А. Семёнов. — Хабаровск: ДВГУПС, 2008. — 470 с.
8. Елсуков, А.Н. Краткий курс теоретической социологии: учеб. пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 1999. – 128 с.
9. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта. / А.Г. Здравомыслов. – Аспект Пресс, 1996. – 261 с.
10. Кибанов, А.Я. Конфликтология: учебник. / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 240 с.
11. Коваленко, Б.В. Политическая конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Б.В. Коваленко, А.И. Пирогов и др.; под ред. Б.В. Коваленко. – М.: Ижица, 2002. – 400 с.
12. Козер, Л. Функции социального конфликта. / перевод с англ. О. А. Назаровой. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 208 с.
13. Коллинз, Р. Теория конфликта в современной макроисторической социологии / Р.Коллинз. //Философская и социологическая мысль, 1993. – № 6. – С. 95
14. Конфликтология / под ред. А. С. Кармина // СПб.: Лань, 1999. – 448 с.
15. Конфликтология: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 3-е изд. перераб и доп. – Москва: Юнити, 2012. – 539 с.
16. Курбатов, В. И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций: учебное пособие / В.И. Курбатов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 416 с.
17. Леонов, Н. И. Конфликтология: учеб. пособие / Н. И. Леонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Воронеж: МОДЭК, 2006. — 232 с.
18. Морозова, А.В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / А.В. Морозова. — М.: Академия, 2002. — 336 с.
19. Светлов, В.А. Конфликтология: учебное пособие. / В.А. Светлов, В.А. Семенов. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
20. Соколов, С.В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов. / С.В.Соколов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 327 с.
21. Социальная конфликтология: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова; под ред. А. В. Морозова. — М.: Академия, 2002. — 336 с.