Введение
1 Мотивации в обучении иностранным языкам
1.1 Роль мотивации в изучении иностранного языка
1.2 Средства повышения мотивации к изучению иностранного языка
2 Песня как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка
2.1 Особенности использования песен на уроке английского языка
2.2 Методика работы с песней
2.3 Комплекс упражнений по работе с песней на уроке английского языка
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Введение.
Сегодня, в эпоху глобализации, когда роль межличностной коммуникации, в том числе и межнациональной, возрастает день ото дня, знание иностранного языка становится не роскошью, а нормой; залогом успешного развития общества. Кроме того, иностранный язык выполняет значительную роль в формировании личностных качеств человека (ведь с его помощью становится возможным получить непосредственный доступ к культурному наследию другой страны), в повышении уровня образования. Неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно возрос интерес к иноязычному образованию, открывается все больше курсов, главным образом, нацеленных на повышение уровня владения английским языком и развитие коммуникативной компетенции. Лица, закончившие средние и высшие учебные заведения, как минимум, должны достичь порогового уровня владения иностранным языком. Почему этого не происходит? Можно перечислить достаточно много факторов, которые могли бы быть причиной такой ситуации, но в условиях современных стандартов, когда на первый план выносится самообразовательный потенциал личности (когда учитель выступает в роли «дирижера», указывающего ученикам направление, путь, который они, с помощью учителя, должны самостоятельно осилить), главным, с нашей точки зрения, является фактор недостатка мотивации, которую можно повысить путем нетрадиционных форм обучения.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обуславливается необходимостью поиска путей повышения мотивации при изучении иностранного языка.
Такие процессы современного общества как глобализация и расширение международных отношений привели нас к осознанию необходимости международного общения и как следствие изучения иностранного языка. В настоящее время наиболее результативным считается обучение иностранному языку на основе коммуникативного подхода. Коммуникативность, как основная цель современного иноязычного образования подразумевает под собой стремление к всестороннему общению.
Одной из интересных и важных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью песен. Интегрирование аутентичных текстов в школьную практику приобретает все большее значение. Известно, что песня, особенно аутентичная, является важным элементом любого языка и поэтому заслуживает самого пристального внимания. Кроме того, песня – это великолепное средство повышения интереса, как к стране изучаемого языка, так и к самому языку, а также весьма эффективный способ повторения языкового материала. Именно поэтому обучение иностранному языку на основе песенных текстов соответствует положенной в основу иноязычного обучения коммуникативному подходу.
1 Мотивации в обучении иностранным языкам.
1.1 Роль мотивации в изучении иностранного языка.
Проблема мотивации – одна из основных, фундаментальных в психологии. Ей посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей. Мотивация является одним из важнейших компонентов любой деятельности и представляет интерес для многих дисциплин. В.Г. Асеев отмечает, что «динамика формирования личности скрывает в себе те устойчивые закономерности, раскрытие которых является главной целью психологии. Важнейшими из них являются законы, регулирующие развитие мотивации как высшей формы регуляции психических процессов. и движущей силой человеческой деятельности» [1, с. 128]. В педагогике мотивации также уделяется пристальное внимание: она является одним из основных компонентов организации образовательной деятельности и важной характеристикой субъекта этой деятельности [2, с. 142].
В основном в исследованиях зарубежных ученых мотивация понимается как независимая от социальной составляющая поведения. Важное место занимают такие теории, как бихевиоризм, психоанализ, гедонизм.
В российской психологии единство динамической и содержательно-смысловой сторон является основным методологическим принципом изучения мотивации. Это связано, как отмечает И.А. Зимняя, «с изучением таких проблем, как система человеческих отношений (В.Н. Мясищев), соотношение ценностей (А.Н. Леонтьев), интеграция стимулов и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), личностная ориентация и динамика поведения (Л.И.Божович, В.Е. Чудновский), ориентация в деятельности (П.Я. Гальперин) [2, с. 150].
Практически все годы становления личности, от детского сада до университета, человек занимается образовательной деятельностью. Образование – одна из главных целей любого человека, поэтому проблема мотивации – одна из главных в педагогике. Некоторые источники утверждают, что познавательная потребность развивается от младенчества до зрелости до ее полного формирования. В более молодом возрасте его наиболее непосредственная форма наиболее выражения – потребность во впечатлениях. Одним из высоких уровней развития потребности в знаниях является любопытство, проявляя любопытство, активность ребенка становится более направленной, хотя и эмоциональной. Устойчивое сознательное стремление к знаниям является высшим уровнем развития познавательных потребностей. Многие считают, что этот уровень характерен в основном для школьников подросткового и юношеского возраста. Доминирующими мотивами учений являются в основном образовательные интересы. Обогащение и расширение своих знаний становится привлекательным для школьников. На практике изучение учебной мотивации школьников показывает недостаточный уровень ее развития; поэтому необходимо развивать ее целенаправленно и поэтапно.
2 Песня как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка.
2.1 Особенности использования песен на уроке английского языка.
Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как школьники этого возраста, по мнению психолога, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Песенный жанр как один из важных жанров музыкальных творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.
Песне, как и другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т.е. передача заложенным её автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывают воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память.
В песнях есть все – и готовые фразы, и живой язык, и та же грамматика. Они дают умение вслушиваться в речь, понимать и запоминать на слух. Коммуникативная лингвистика оказала большое влияние на методику преподавания иностранных языков, обратив внимание на проблемы ситуативно-обусловленного обучения устным видам речевой деятельности, типологии текстов и ситуаций, разработки коммуникативно-ориентированных упражнений, широкого использования аутентичных материалов, в том числе песен.
Использование песни в учебном процессе способствует: а) укреплению мотивов, обеспечивая благоприятный психологический климат на уроке, б) расширению лингво-культурологического кругозора за счет получения информации о культуре страны и воспитания эстетических вкусов в) совершенствованию аудитивных и речевых продуктивных умений.
Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка; воздействовать на интеллект, эмоции ребенка и его образно-художественную память; содействовать эстетическому воспитанию детей. Песня с одной стороны, является образцом звучащей иностранной речи, а с другой, носителем культурологической информации.
Заключение.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам. Проблема мотивация – одна из основных, фундаментальных в психологии. Ей посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей. Мотивация – является одним из важнейших компонентов любой деятельности и представляет интерес для многих дисциплин. Практически все годы становления личности, от детского сада до высшего учебного заведения, человек занимается учебной деятельностью. Получение образования является одной из главных целей любого человека, именно поэтому проблема мотивации является одной из главных в педагогике. Некоторые источники утверждают, что познавательная потребность развивается от младенчества и до самой зрелости до полного ее становления. В младшем возрасте наиболее ярко выражена ее самая непосредственная форма – потребность во впечатлениях. Одним из высоких уровней развития потребности в познании является любознательность, проявляя любознательность, активность ребенка становится более направленной, хотя и имеет эмоциональный характер. Устойчивые осознанные стремления к получению знаний являются самым высоким уровнем развития познавательной потребности. Многие считают, что этот уровень свойственен в основном школьникам в подростковом и юношеском возрасте. Доминирующими мотивами учения в основном становятся познавательные интересы. Обогащение и расширение своих знаний становится привлекательным для школьников. На практике же, исследование учебной мотивации школьников показывает недостаточный уровень ее развития, поэтому принципиально важно целенаправленно и ступенчато развивать ее. В связи с этим, актуальная проблема детерминации положительной динамики познавательной мотивации должна учитываться в педагогической деятельности.
Цель преподавателя иностранного языка – максимально точно моделировать языковую среду всеми доступными средствами. Данная цель может быть достигнута следующим образом: прослушивание аутентичного материала, приглашение на занятия носителей языка, участие в международных конференциях, изучение профессиональной литературы на иностранном языке. Однако, как бы точно ни был разработан учебный план, существует большая вероятность, что он не принесет значительных результатов. Чтобы избежать этого, необходимо учитывать психологические факторы каждого отдельного учащегося и потребности всей группы в целом.
Выделим основные формы и методы работы, способствующие повышению мотивации к изучению иностранного языка: проблемное обучение, метод проектов, игровые технологии, страноведческий подход, работа с песенным материалом.
1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М., 1976. – 158 с.
2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И.А. Зимняя. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
3. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 1983. – 64 с.
4. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Щадриков. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 320 с.
5. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова. – М.: Просвещение, 1961 г. – 400 c.
6. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие / Г.В. Роговая, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – Москва: Изд-во Просвещение, 1991. – 287 с.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2002. – 508 с.
8. Леонтьев, А.Н. Проблема деятельности в психологии / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. – 1972. – № 9. – С. 105 – 122.
9. Зайцева, С. Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей / С.Е. Зайцева // Научный аспект. – 2012. – № 4. – C. 10-15.
10. Немов, Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
11. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста Пособие для воспитателя детского сада / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1985. – 156 с.
12. Михайлов, Н. Н. Лингвострановедение Англии: учеб. Пособие / Н.Н. Михайлов. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
13. Третьякова, П.И. Технология модульного обучения зародилась / П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 2001. — 352с.
14. Иванцова, Т.Ю. Игры на английском языке / Т.Ю. Иванцова // Иностранные языки в школе. – 2008. – №4. – С.52-57.
15. Митюгина, Т.Г. Методические приемы использования песен и музыкальных презентаций на уроках английского языка / Т.Г. Митюгина // Английский язык в школе. – 2011. – №1 (33). – С. 67-75.
16. Макковеева, Ю.А. Работа с песенным материалом на уроке английского языка (на примере песни Candle in the Wind) // Иностранные языки в школе. – 2012. – №5. – С. 41-43.
17. Овсянникова, Н.А. Некоторые приемы работы с аудиотекстами / Н.А. Овсянникова // Иностранные языки в школе. –2010. – № 3. – С. 30–35.
18. Field, J. Skills and strategies: Towards a new methodology for listening / J. Field // ELT Journal. –1998. – 52 (2) : 110 – 118 p.
19. Филиппова, С.Г. Лексикология. Английский язык. Учебно-методическое пособие / С.Г. Филиппова. – СПб.: ЛЕМА, 2014. — 39 с.
20. Carolyn Graham Jazz chants: Rhythms of American English for Students of English as a Second Language. URL: http://cprt.spb.ru/anna/myjournal_.nsf/site/454CEA1A78F22AB2C3256E9B0040C23C.