Введение
1 Теоретические основы использования проектной методики на уроке иностранного языка
1.1 Общая характеристика проектной технологии в обучении учащихся иностранным языкам
1.2 Классификация проектов
2 Методика использования проектных заданий в обучении учащихся средней школы иноязычному общению
2.1 Технология организации обучения на основе проектной технологии
2.2 Методическая разработка по обучению иноязычному общению учащихся средней школы с использованием технологии проектов
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Современное общество диктует свои требования к организации и проведению образовательного процесса. В связи с все ускоряющимися темпами развития технологий, возросла потребность не столько в знаниях, сколько в умении самостоятельно находить и применять на практике необходимую информацию, в самостоятельности познания и самообразовании. В эпоху быстрых изменений, развития технологий и глобального общения уроки требуют от учителя создания условий, где ребенок самостоятельно или в сотрудничестве с одноклассниками будет добиваться запланированного результата при минимальном воздействии учителя. Нет, это не только использование новых технических средств на уроке, это логичное использование правильных форм и методов преподавания учителем в процессе обучения.
В современной методике обучения иностранным языкам наблюдается развитие большого числа как электронных, так и социальных обучающих технологий, что предоставляет преподавателю возможности выбора той из них, которая будет наилучшим образом отвечать требованиям учебного процесса с учетом специфики преподаваемого аспекта, степени мотивированности учащихся и уже освоенных ими знаний, умений и навыков.
Развитие навыков осуществления устной речи в процессе изучения иностранного языка является одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания. К этому склоняется множество исследователей, что подтверждено в многочисленных трудах, статьях, публикациях. Несмотря на свою сложность, проблема требует разрешения средствами методики. Это объясняется тем, что требования, которые предъявляются к развитию диалогической речи на современном этапе развития методики, выполняются далеко не всегда.
Исследованием использования современных образовательных технологий в процессе обучения устной речи занимались Г.К. Селевко, Е.С. Полат, С.С. Кашлев и др.
Актуальность выбранной теме заключается в том, что перед современным учителем стоит задача по обучению коммуникативной компетенции, мотивированию учащихся на иноязычное общение и поддержанию интереса к изучению английского языка. Всем эти требованиям соответствуют современные образовательные технологии.
1. Теоретические основы использования проектной методики на уроке иностранного языка.
1.1 Общая характеристика проектной технологии в обучении учащихся иностранным языкам.
На протяжении всей истории педагоги находятся в поисках новых методов обучения, оптимизации использования ресурсов и сил, затраченных на обучение, повышения мотивации учащихся.
Огромную роль в повышении мотивации к обучению играет интерес. Информация, представленная в увлекательной форме и связанная с интересами учащегося, усвоится в разы быстрее, чем сухие тексты из учебника. А если она еще и будет результатом работы самого учащегося, то и никаких усилий по ее запоминанию прилагать не придется. Именно поэтому методика проектной технологии как нельзя лучше подходит и для формирования новых знаний, и для закрепления уже ранее полученных.
Изначально проектная технология была представлена как проблемный метод американским педагогом и философом Дж. Дьюи и его последователем В.Х. Килпатриком. Свое первоначальное название технология получила из-за того, что целью ее осуществления было решение поставленной задачи, проблемы. Дж. Дьюи был сторонником активного обучения и поставил цель заинтересовать учеников в том, что они делали, главным двигателем познания он считал врожденную детскую любознательность. Поэтому задачи, которые ставились перед учащимися, были обязательно значимыми для ребенка, имели практическую ценность. Таким образом, учебная деятельность была направлена на получение значимого для ребенка результата путем привлечения знаний подчас из абсолютно разных областей [1, c. 64-65].
Метод проектов активно внедрялся в России в начале ХХ века, но после был запрещен, так как не давал необходимых результатов по причине не до конца продуманной технологии. Однако данный метод нашел отражение в других странах как отличное решение баланса между академическим знаниями и их применением на практике. Позже, претерпев некоторые изменения, метод проектов вернулся, и на данный момент активно используется в современных школах.
На современном этапе развития методики преподавания иностранных языков явно выражается потребность в проектном методе обучения, так как он позволяет органично интегрировать знания из разных сфер деятельности для решения единой поставленной задачи, способствует генерации новых идей на основе ранее полученного опыта и знаний учащихся. Также данный метод содействует оптимизации процесса обучения в школе, развивает навыки самостоятельной работы, а также работы в парах и группах. То, что разработка представляется вполне реальным, осязаемым результатом, приносит учащимся чувство удовлетворения и завершенности процесса, что становится дополнительным стимулом для продолжения работы. Формы презентации своей работы могут быть разнообразны: например, учащиеся могут изготовить коллаж, афишу, объявление, организовать интервью, оформить проведенное исследование в качестве модели, дополненной пояснениями [2, c. 188].
2. Методика использования проектных заданий в обучении учащихся средней школы иноязычному общению.
2.1 Технология организации обучения на основе проектной технологии.
Проектная деятельность учащихся – процесс многоступенчатый, и он подчиняется определенному алгоритму. Работа над проектом предусматривает следующие этапы: подготовительный, основной и завершающий. На каждом из этапов ставятся и решаются определенные цели и задачи, определяется характер деятельности учащихся и педагога. Подробнее остановимся на каждом из них.
На подготовительном этапе самым важным вопросом является выбор темы, проблематизация проекта, рассмотрение проектного поля, выведение задач, вытекающих из проблемы. Уже на данной ступени следует предоставлять некоторую свободу выбора учащимся, необходимо учитывать их интересы, возрастные особенности, заинтересованность в решении выбранной проблемы. Для этого этапа отлично подходят такие методы, как «мозговой штурм», голосование, анкетирование, в ходе которых учащиеся смогут открыто высказать свое мнение по вопросу и предложить свои идеи, что способствует повышению чувства причастности к общему делу, а также является дополнительной мотивацией к активной познавательной деятельности. Главное – вызвать интерес у учеников, показать важность и значимость проекта, возможное применение полученных знаний на практике. Для этих целей можно использовать любые средства: к примеру, показать видеофильм, связанный с темой, рассказать притчу, историю, пригласить на урок гостя, который сможет увлечь ребят тем или иным способом. Главное – избежать пассивного восприятия, роли стороннего наблюдателя со стороны учеников, на этом этапе необходимо их привлечь к активной позиции в отношении решаемых задач.
Здесь же следует уделить особое внимание проблеме постановки цели и задач. Рамки не должны быть слишком жесткими, чтобы дать ученикам простор для творчества, фантазии. В противном случае есть риск получить набор идентичных работ, не представляющих особой ценности. Также необходимо отобрать методы исследования, соответствующие поставленным задачам.
Каждый учебный проект имеет два плана: первый – видимый, значимый для учащихся, где важнейшей составляющей является возможность сделать что-то самостоятельно, решить поставленную ими же проблему и найти ей практическое применение; второй – значимый для учителя педагогический результат проектной деятельности его учеников, где проект – это дидактическое средство обучения целенаправленной деятельности, средство развития и воспитания.
Заключение.
Приведем итоги нашего исследования.
На протяжении всей истории педагоги находятся в поисках новых методов обучения, оптимизации использования ресурсов и сил, затраченных на обучение, повышения мотивации учащихся. Огромную роль в повышении мотивации к обучению играет интерес. Информация, представленная в увлекательной форме и связанная с интересами учащегося, усвоится в разы быстрее, чем сухие тексты из учебника. А если она еще и будет результатом работы самого учащегося, то и никаких усилий по ее запоминанию прилагать не придется. Именно поэтому методика проектной технологии как нельзя лучше подходит и для формирования новых знаний, и для закрепления уже ранее полученных. На каждом этапе работы над проектом четко определены роли, функции и задачи как учителя, так и учеников. Четкая структура помогает более точно планировать деятельность, что повышает ее эффективность и снижает энергозатратность. Как мы видим, данная методика требует отдачи обеих сторон, а значимость результатов работы разнится в зависимости от целей участников процесса.
Метод проектов позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся и, следовательно, предоставляет им дополнительные возможности для личностного и профессионального развития. Сложным моментом для учителя как организатора учебного процесса является то, что для успешного выполнения проекта в установленные сроки от учащихся требуется достаточно высокий уровень самодисциплины и ответственности. Поэтому одной из основных задач учителя становится стимулирование учащихся к напряжённой творческой работе. Применение проектной технологии предусматривает следующие компоненты обучения: языковая подготовка; специализированная речевая подготовка; коммуникативно-функциональная подготовка в ситуациях, реализуемых на изучаемом иностранном языке.
1. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – Москва: Академия, 2002. – 272 с.
2. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения иностранному языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова. // Иностранные языки в школе – 1991. – № 3.
3. Коллингз, Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / Е. Коллингз. – М.: Новая Москва, 1926. – 288 с.
4. Кочетурова, Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика / Н.Кочетурова // DOCPLAYER [Электронный ресурс]. – 2016.- Режим доступа: http://docplayer.ru/61520806-Natalya-kocheturova-metod-proektov-v-obuchenii-yazyku-teoriya-i-praktika.html.
5. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2006. – 288 с.
6. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – Москва: Русский язык, 1989. – 276 с.
7. Аниськович, Н.Р. Социальные технологии в профессионально-методической подготовке будущих преподавателей иностранного языка /Н. Р. Аниськович // Вестник МГЛУ. Сер. 2. – Минск, 2009. – № 2. – С. 50-57.
8. Супрун, Е.П. Проектная технология как основа развития личностного развития и коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.n-asveta.by/dadatki/eshb/2017/suprun.pdf.
9. Андреасян, И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И.М. Андреасян // Зам. мовы ý Рэспублiцы Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 18–22.
10. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – 2-е изд. — Москва: Просвещение, 1991. — 223 с.
11. Рогова, Г.В. О принципах обучения иностранным языкам / Г.В.Рогова // Иностранные языки в школе – 1974. – №6. – С. 71
12. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя – Москва: Просвещение, 1985. – 160 с.
13. Сокова, Г.А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7 классе. / Г.А. Сокова // ИЯШ, 2002. – № 4.
14. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю.Пахомова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2005. – 112 с.
15. Методика преподавания иностранного языка / Т.П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 239 с.
16. Изосимова, Л.М. Использование метода проектов в обучении информатике младших школьников / Л.М. Изосимова // Ярославский педагогический вестник – 2016 – №1. – с.51-59.
17. Ладутько, Л.К. Проектная деятельность как средство социализации / Л.К. Ладутько // Пралеска – 2012. – №8 (252). – С. 6-15.
18. Концепция учебного предмета «Иностранный язык»: Приказ Министерства образования Респ. Беларусь, 29 мая 2009 г., №675.
19. Сабанова, О.И. Проектный метод обучения английскому языку: методич. разработка / О.И. Сабанова; Мин-во образования и молодежной политики Чувашской Республики, МОУ «Лицей №3». – Чебоксары, 2010. – 23 с.
20. Давыденко, Ю.И Деятельностный подход при обучении английскому языку / Ю.И. Давыденко // Труды БГТУ – 2016. – №5. – с.224-227.
21. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
22. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н.Ф. Коряковцева. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.
23. Гесинка, О.В. Проектные формы работ / О.В. Гесинка // Иностранные языки в школе, 2002. – С. 48-50.
24. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез – Москва: Академия, 2006–336 c.
25. Использование проектной методики на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://skyteach.ru/2017/08/16/использование-проектной-методики-на/.
26. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 1999. – 224 с.
27. Hutchinson, T. Project 4. Teacher's Book / T. Hutchinson. – 3rd edition. – Oxford University Press, 2014 –150 p.