ВВЕДЕНИЕ
Культура – это уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальное действо – это вовлечение различных аудиторий в процесс ее освоения. Культура, как известно, имеет способности в преодолении тех или иных нравственно-духовных и моральных проблем общества.
Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям.
Досуг в настоящее время является составной основой функционирования всего социума и имеет смысловые и эмоциональные воздействия на личность. Колоссальное многообразие форм, средств и методов позволяет донести до людей идеи духовного богатства общества. Насыщенность и содержательность досуговой деятельности обуславливается потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей, а в особенности молодежи, продуктивным проведением ее досуга.
Культурно-досуговую деятельность изучали такие ученые как С.В. Конова, Л.А. Дубеко, Е. Рудакова, Е.А. Белецкая, И.М. Асанова, С.О. Дерябина, Г.А. Аванесова, И.Л. Смаргович.
Проблемы молодежного досуга в своих исследованиях отражали И.Н. Грушецкая, С.И. Левикова, В.Я. Суртаев, Н.В. Котельникова.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что культурно-досуговая деятельность, которую осуществляют автоклубы в сельских районах, является средством создания благоприятных условий для занятия народным и художественным творчеством, удовлетворения их познавательных потребностей, а также потребностей в самообразовании, духовном и физическом развитии, межличностных отношениях и отдыхе.
Цель курсовой работы – изучить деятельность автоклуба как субъекта организации культурно-досуговой деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по теме исследования.
2. Изучить организацию культурно-досуговой деятельности.
3. Описать специфику деятельности автоклуба как субъекта организации культурно-досуговой деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АВТОКЛУБАХ
1.1. Аналитический обзор литературы по теме исследования
Сегодня досуговая деятельность преимущественно рассматривается как средство развития личности (Е.П. Бодренкова, В.Г. Бочарова, Е.И. Добринская, Е.М. Могалюк, Н.В. Самерсова и др.), как условие реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями (Т.А. Зрелова, С.Б. Мойсейчук и др.), как фактор социально-педагогического коррекционного влияния (Г.Ф. Бедулина, А.А. Корбут и др.).
Слово «досуг» в русском языке появилось в ХV в. [11, с.73], современное значение приобрело в ХІХ в., когда его начали рассматривать как свободное от работы (основного занятия) время.
«Досуг» с точки зрения А.В.Каменец – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д. [9, c. 36-37].
В терминологическом словаре О.Н. Хахловой автор трактует данное понятие как время, свободное от непреложных обязанностей, позволяющее каждому индивиду выбрать те виды занятий, которые обладают свойствами, отсутствующими во многих видах трудовой и учебной деятельности [15, c.74-75]. Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности [4, c.32-33].
Тенденции развития социальных и экономических процессов на рубеже ХХ и ХХI вв. свидетельствуют, что объем этого времени неуклонно возрастает и влечет за собой проблему его использования как «серьезного» фактора в социальном и личностном развитии (М.А. Ариарский, Я.Д. Григорович, А.Д. Жарков, Л.И. Козловская, Дж. Робинсон, Э.В. Соколов, В.Е. Триодин и др.). В трудах отечественных и зарубежных исследователей с достаточной широтой раскрывается сущность досуга как социально-педагогической категории, отражающей деятельность человека в свободное время и обеспечивающей его рекреацию и дальнейшее духовное и физическое развитие.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОКЛУБА
2.1. Общая характеристика автоклуба ГУК "Малоритский районный центр культуры"
К сожалению, не во всех населенных пунктах нашей страны есть стационарные клубные учреждения. В таких ситуациях и приходит на помощь автоклуб отдела культуры, выезжая с культурной программой в отдаленные населенные пункты, на фермы, в полеводческие бригады.
Культурное обслуживание жителей Малоритского района осуществляет государственное учреждение культуры «Малоритский районный центр культуры».
Главными задачами государственного учреждения культуры являются:
сбережение и развитие достижений национальной культуры, передовых форм культурной деятельности и отдыха;
развитие любительского художественного творчества во всех проявлениях, раскрытие и поддержка творческих индивидуальностей и талантов, пропаганда аутентичного фольклора;
формирование у разных категорий населения умения и навыков, рациональной, разумной и гуманной организации и самоорганизации своего досуга;
обеспечение культурного обслуживания населения с учетом культурных интересов и потребностей различных социально-возрастных групп;
содействие в сохранении единого культурного пространства и национальной самобытности, развитие межнациональных, межрегиональных и межгосударственных культурных связей в области традиционной художественной культуры, народных промыслов, ремесел, декоративно-прикладного искусства и дизайна;
Основными направлениями работы Малорицкого районного центра культуры и народного творчества являются:
Реализация государственной культурной политики с учетом местных условий, особенностей и традиций;
Создание условий для активной культурной деятельности населения;
Организация работы коллективов любительского творчества, клубных формирований;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Досуг в современном обществе превратился в столь же важную сферу формирования личности, какими прежде традиционно выступали учеба и труд. Можно констатировать определенную переоценку такой категории, как досуг. Все более возрастает значимость его как общественной ценности.
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, мы пришли к следующим выводам:
Анализируя все имеющиеся литературные источники по данной теме, можно отметить, что культурно-досуговая деятельность – это деятельность, по удовлетворению основных социально-культурных потребностей людей в свободное время. Культурно-досуговая деятельность – это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п., которые создаются с помощью определенных технологий.
Основными учреждениями культуры, которые нацелены на организацию досуга в Беларуси, являются следующие: Дворцы и Дома культуры, Учреждения дополнительного образования детей и молодежи: Центры и комплексы внешкольной работы, Центры молодежного досуга, Дворцы детей и молодежи, Центры эстетического воспитания, туристско-экологические центры и др. Фактически все социально- культурные учреждения (музеи, театры, филармонии, кинотеатры, парки культуры и отдыха) предлагают культурные и культурно-досуговые услуги, пользующиеся популярностью у определенных категорий населения. Досуг в настоящее время приобретает все большую ценность, поскольку обладает широкими возможностями для самореализации личности, удовлетворения ее различных потребностей и интересов.
Автоклуб выезжает с культурной программой в отдаленные населенные пункты, на фермы, в полеводческие бригады, где отсутствуют стационарные культурные учреждения.
Автоклубом ГУК "Малоритский районный центр культуры" осуществляются просветительские, воспитательные и развлекательные функции через создание физическим лицам благоприятных условий для занятия народным и художественным творчеством, удовлетворения их познавательных потребностей, а также потребностей в самообразовании, духовном и физическом развитии, межличностных отношениях и отдыхе.
Деятельность автоклуба насыщена самыми разнообразными культурными программами. В своей работе работники «клуба на колесах» стараются охватить все возрастные группы населения.
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
3. Бабков, В.А. Градообразующий проект: город как сцена качества жизни / В.А. Бабков // Арт-менеджер, 2004. – №1 (7). – С. 2-7.
4. Григорьева, Е.И. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / Е. И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
5. Грушецкая, И.Н. Особенности организации молодежного досуга / И.Н. Грушецкая // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2012. – №1-2. – С.164-166.
6. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие / М.Ю. Домбровская. – СПб.: Лань; Планета Мызыки, 2013. – 159 с.
7. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
8. Иванова, В. Г. Освоение инновационно-информационных технологий как актуальная проблема для специалистов культурно-досуговой деятельности / В. Г. Иванова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 227-231.
9. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ф. Брокгауз, И. Ефрон. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.: ил.
10. Инновационные формы деятельности в сфере культуры, образования и досуга современной России [Текст]: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова; [отв. ред.: Г. А. Аванесова, И. А. Купцова]. – М.: Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова, 2011. – 165 с.
11. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 530 с.
12. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дисс. … канд.социол.наук: 22.00.06 / Н.В. Котельникова; Кубанск. госуд. ун-т. – Ставрополь, 2003. – 26 с.
13. Левикова, С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие / С. И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
14. Молодежь Беларуси на современном этапе : состояние, проблемы и пути их решения : книга для педагогов и организаторов воспитательной работы с молодежью / Н. С. Шпак [и др.] ; ред. С. Д. Лаптенок. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Минск : ИСПИ, 2004. – 342 с.
15. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г.Н. Новикова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2008. – 173 с.
16. Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. – 288 с.
17. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. – М.: Институт человека РАН, 2002. – 260 с.
18. Самелюк, М.М. Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.01 / М.М. Самелюк. – М., 2006. – 164 с.
19. Смаргович, И.Л. Инновационные формы досуговой деятельности современной молодежи в Беларуси / И.Л. Смаргович // Павышенне ролi клубных устаноу у сацыяльнакультурным жыццi рэгiёнау: матэрыял навук-практ. канф. (22-23 лiст. 2006 г., г. Мiнск). – Минск, БелДИПК, 2006. – С. 73-76.
20. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
21. Смолина, Т.Н. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / Т.Н. Смолина, Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова. – Екатеренбург, 2010. – 30 с.
22. Солдатова, Г. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. – М.: Google, 2013. – 165 с.
23. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под ред. Н.П. Гончаровой. – Тверь, 2003. – 378 с.
24. Суртаев, В.Я. Молодежь и искусство / В. Я. Суртаев. – СПб.: Изд-во С.-Петрб. ун-та, 2002. – 352 с.
25. Суртаев, В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга: учебное пособие / В.Я. Суртаев. – Ростов н/Д: СПбГАК, 1997. – 200 с.
26. Технология социально-культурной деятельности: учеб.-метод.пособие / Л.И. Козловская. – Мн.: БГУКИ, 2014. – 206 с.
27. Фаблинова, О.Н. Возможности и последствия проведения досуга посредством использования интернет-технологий / О.Н. Фаблинова // Социологический альманах, 2012. – №3. – С.345-355.
28. Фатов, А.В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: автореф. дис …. канд. пед. наук: 13.00.05 / А.В. Фатов. – М., 2007. – 23 с.
29. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Энциклопедия, 2009. – 1632 с.
30. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.