Основной задачей воспитателя в дошкольном учреждении является подготовка детей к обучению в школе, формирование необходимых для этого компетенций. Важным фактором в достижении результата является положительная мотивация к обучению.
Психологи, изучающие проблему внутренней позиции школьника, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями.
Проблема содержания внутренней позиции школьника у старших дошкольников с различным уровнем умственного развития является предметом исследования педагогов и ученых, таких как Л.И. Божович, А.Н. Грабов, А.А. Катаева, Е.А. Стреблева и других на протяжении многих лет.
Центральное место в терминологии мотивации занимаю понятия мотива и потребности. Мотив – это любой внутренний психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. Потребностью называют состояние нужны человека или животного в чем – либо, что необходимо для их нормального существования, физического или психического развития. В отличие от мотива поведения, который выполняет все мотивационные функции: побуждение, направление и поддержку поведения, потребность реализует лишь побудительную функцию, т.е. активизирует человека или животное. Любое поведение человека является полимотивированным, т.н. им одновременно управляет не одна, а несколько разных потребностей и мотивов. Совокупность имеющихся у индивида мотивов и потребностей называется мотивацией [19, c.134].
Мотивационно-потребностная сфера дошкольников с интеллектуальной недостаточностью неустойчива, мотивы ситуативны. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности.
1.1 Проблема понятия внутренней позиции школьника в трудах специалистов
Подготовка детей к школе являет собой комплексную задачу, которая охватывает все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе, или же наличие позиции школьника — только один из аспектов этой задачи. Несмотря на это, внутри этого аспекта выделяются различные подходы [6, c.213]:
1) исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе;
2) исследования новообразований и изменений в психике ребенка;
3) исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования;
4) изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Внутренняя позиция школьника на современном этапе рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или же учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему с позиции периодизации психического развития ребенка, а также смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это
Изучение психологической готовности к школе проводилось в дошкольном учебном заведении. Объектами исследования являлись дети дошкольного возраста в возрасте от 6 до 7 лет. Всего в программе 40 человек: 17 девочек и 23 мальчика. Были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа включала детей с умственной отсталостью в количестве 20 человек, из которых 12 мальчиков и 8 девочек. Контрольная группа включала детей с нормальным развитием в количестве 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Характеристики детей с отклонениями в развитии представлены в таблице 2.1. Соматическое состояние ребенка было определено как удовлетворительное во время психологической диагностики. Социальные условия в семье оценивались как хорошие с достаточным материальным достатком семьи, достаточным вниманием к ребенку, отсутствием стресса для ребенка в семье (в виде агрессии членов семьи друг к другу, алкоголизма в семье). Условия были оценены как удовлетворительные с наличием незначительных проблем (например, у матери не было достаточно времени для ребенка из-за работы, процесса развода, воспитание бабушки, пока мать работает и т.п.) [23, c.112]. Условия были оценены как неудовлетворительные со значительными проблемами (алкоголизм родителей, агрессия в семье, материальный недостаток в семье, который влияет на психическое состояние ребенка). Социальные условия в семье оценивались через наблюдение и в результате беседы с педагогами [18, c.35].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическое исследование проблемы содержания внутренней позиции школьника у детей старшего дошкольного возраста позволило качественно изучить множество практических исследований ученых и психологов, а также апробировать часть методик в рамках подготовительной группы дошкольного учреждения.
На этапе поступления ребенка в школе изучаются навыки и умения, которые уже сформировались к этому возрасту. Эти навыки и умения касаются личностного и интеллектуального развития. Большинство психологов склоняются к тому, чтобы личностная готовность формировалась на высоком уровне, поскольку в процессе обучения легче развивать интеллектуальные механизмы, чем личные. Было установлено, что в интеллектуальном развитии следующие компоненты играют важную роль: уровень развития речи, памяти, мышления и восприятия информации.
Результаты, полученные в нашем исследовании, показали существенную разницу между уровнем психологической подготовленности к школе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и детьми с нормальным умственным развитием. Старшие дошкольники с ЗПР показали низкую общую психологическую готовность к обучению, отсутствие формантности стабильной когнитивной мотивации, низкий уровень невербального и вербального мышления, слабую речевую регуляцию действий. Недостаточно сформированная психологическая готовность к школьному образованию у детей с ЗПР имеет тесную связь с ослабленным общим физическим состоянием, что приводит к снижению работоспособности, быстрой усталости и легкому отвлечению внимания. Речевые способности детей также сокращаются: их высказывания отличаются в основном небольшим объемом, в них много повторов и пауз; часто допускается неточное использование слов и выражений, речь коротка, неполна или негласна.
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. – М.: Прогресс, 2006. – 267 с.
2. Бирюков, С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С.М. Бирюков // Начальная школа. – 1999. - № 10. – С. 23—43.
3. Божович, Л.И. Изучение внутренней позиции дошкольников / Л.И. Божович. – М.: АСТ-Пресс, 2002. – 460 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М. : Просвещение, 2000. — 185 с.
5. Гатальская, Г.В. В школу с радостью / Г.В. Гатальская. – Минск: Амалфея, 1998. – 175 с.
6. Данилов, М.А. Дидактика / М.А. Данилов, Б.П. Есипов. — М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 519 с.
7. Егошина, Е.В. Методика исследования готовности к обучению / Е.В. Егошина // Начальная школа. — 1995. — №6. — С.32—41.
8. Ильин, Е.П. Готовность дошкольника к обучению в школе / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 287 с.
9. Кириленко, В. Формирование и коррекция внутренней позиции школьника / В. Кириленко // Начальная школа. — 2007. — № 12. — С. 50—53.
10. Лаврентьев, В.В. Значение игры в работе с детьми / В.В. Лаврентьев // Начальная школа. — 1999. — №5. — С.47—53.
11. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.А. Леонтьев. — М. : Куб, 1972. — 280 с.
12. Маркова, А.К. Мотивация учебной деятельности школьника / А.К. Маркова // Вопросы психологии. – 1978. — № 3. — С. 11—13.
13. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у дошкольников / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. – 226 с.
14. Матюхина, М.В. Готовность дошкольников в учебной деятельности в школе / М.В. Матюхина. — Волгоград : Светоч, 1976. — 215 с.
15. Матюхина, М.В. Мотивация учения дошкольников / М.В. Матюхина. — М.: Просвещение, 1984. – 285 с.
16. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. — Знание: Психология и педагогика. — 1979. — №2. — С.16—23.
17. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р.С. Немов. — Спб. : Питер, 2008. — 304 с.
18. Осипова, И. Формирование внутренней позиции школьника у дошкольников / И. Осипова // Воспитание школьников. — 2003. — №8. — С. 33—36.
19. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: ИНФРА-М, 2002. – 457 с.
20. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965. – 287 с.
21. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых дошкольников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 355 с.
22. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых дошкольников / Б.И. Пинский. — М., 1962. – 194 с.
23. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Б.П. Пузанов — М., 2001. — 391 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Психология умственно отсталого дошкольника / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. – 425 с.
25. Улицкая, И.Л. Для развития познавательной активности / И.Л. Улицкая // Начальная школа. — 1996. — № 6. — С.22—30
26. Шкуркин, В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность / В.И. Шкуркин. — М.: Норма, 2003. – 173 с.
27. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. — М. : Просвещение, 2000. — 125 с.
28. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М.: Наука, 2005. – 267 с.