ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1.Понятие социальных установок в психологии
Проблема установки (аттитюда) представляет собой одну из классических проблем социальной психологии, которая берет свое начало с 1918 года – от введения термина У. Томасом и Ф. Знанецким. Под социальной установкой авторы понимали психологическое переживание индивидом ценности, смысла и значения социального объекта [8].
В отечественной психологии понятие социальной установки изучалось в контексте таких терминов как «направленность личности» (Л.И. Божович), «отношение» (И.Н. Мясищев), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев).
В зарубежной социальной психологии социальные установки обозначаются понятием «аттитюд» и являлись предметом изучения таких автором как Ж. Годфруа, Г. Олпорт, М. Смит, Л. Тёрнстоун, У. Томас и
Ф. Знанецкий и другие.
Проблема установки являлась ключевым предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе, где установка определялась в качестве целостного динамического состояния субъекта, состояния готовности к определенной активности, состояния, обусловленного такими факторами как потребность субъекта и соответствующая объективная ситуация [37, с. 11].
Установка лежит в основе избирательной активности человека, а значит, представляет собой показатель возможных направлений деятельности. В связи с тем, что установка обусловливает избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проделанный анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой нами проблеме позволил сделать следующий вывод:
1. Социальная установка представляет собой состояние психологической готовности личности к определенному поведению в отношении объекта, которое детерминированное ее прошлым опытом, потребностями и актуальной ситуацией. Социальная установка является сложным образованием, включающим когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.
2. Современные классификации социальных установок представлены следующим образом: 1) ситуативные и длительные; 2) направленные и ненаправленные; 3) позитивные, негативные, нейтральные, амбивалетные; 4) предубеждение, дискриминация, социальный стереотип, предрассудок; 5) гармоничные и дисгармоничные; 6) авторитарные доминирующие – авторитарные подчиняющие, аллоцентрические и идиоцентрические, альтрустические и эгостичные, интернальные и экстернальные.
3. Главная задача развития в юношеском возрасте заключается в самоопределении в сфере общечеловеческих ценностей. В этот возрастной период активно формируются социальные установки, ценностные ориентации, мировоззрение, отношение к себе, людям и обществу в целом. В юношеском возрасте стабилизируется основные формы межличностного общения, которые преимущественно направляются социальными установками. Этот период сопровождается профессиональным самоопределением, которое также может быть обусловлено социальными установками. Юношеский возраст представляет собой период наиболее активного формирования брачно-семейной установки.
4. Социальные установки оказывают и положительно, и отрицательно влияние на развитие личности. Социальная установка может
1. Агеев, B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / В.С. Агеев // Вопросы психологии. – 1987. – № 2. – С. 152-158.
2. Алишев, Б.С. Фундаментальные социальные установки и их соотношение / Б.С. Алишев // Ученые записки Казанского ун-а. – 2007. – № 1, Т. 149. – С. 46-49.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б.Н. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – 230 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1994. – 325 с.
5. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2007. – 490 с.
6. Бессонова, Т.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Т.Л. Бессонова. – М.: МГУ, 1994. – 17 с.
7. Блохина, А.А. К проблеме влияния стереотипов на становление самосознания в старшем школьном возрасте / А.А. Блохина // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 2. – С. 18–24.
8. Бонер, Г. Установки // Введение в социальную психологию. Европейский подход / Под ред. М. Хьюстона и В. Штребе. – М., 2004. – С. 231-274.
9. Быков, С.В. Взаимосвязь социальных установок у студентов с уровнем макиавеллизма личности / С.В. Быков // Вестник Самарской гуманит. Академии. – 2014. – № 1 (15). – С. 81-88.
10. Володарская, Е.А. «Родительская» и «студенческая» модели представлений о семейной жизни / Е.А. Володарская, Н.Ю. Логинова // Психологический журнал. – 2005. – № 5. – С. 26-34.
11. Гаврилюк, В.В. Маскулинность в социализации городских подростков / B.В. Гаврилюк // Социологические исследования. 2004. – № 4. – С. 98-104.
12. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2-х т. / Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – Т. 2. – 376 с.
13. Григолава, В.В. Бессознательное и установка / В.В. Григолава // Вопросы психологии. – 1984. – № 3. – С. 145-150.
14. Дунай, В.И. Родительские установки современных студентов / В.И. Дунай, Н.Г. Аринчина, В.Н. Сидоренко // Репродуктивное здоровье. Восточная Европа. Междунар. научно-практич. журнал. – 2012. – № 2 (20). – С. 206-209.
15. Дэвис, Дж. Социальная установка / Пер. с англ. // Американская психология. – 1972. – № 1. – С. 31-33.
16. Ельцова, В.А. Ценностные аспекты личностного самоопределения учащихся (теория и практика): монография / В.А. Ельцова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2004. – 200 с.
17. Журавлева И.В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения / И.В. Журавлева // Социологические исследования. 2004. – №7. – С. 133-142.
18. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 631 с.
19. Каган, В.Е. Половая идентичность и развитие личности / В.Е. Каган // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. – 1991. – № 4. – С. 25-33.
20. Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков / Е.В. Каган // Вопросы психологии. – 1987. – №2. – С. 54-61.
21. Клецина, И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы / И. С. Клецина // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. – СПб., 1998. – 228с.
22. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.
23. Микляева, А.В. Исследование возрастных стереотипов в зарубежной психологии / А.В. Микляева // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 3-2. – С. 254–258.
24. Митрюк, Л.В. Формирование у старшеклассников социальной установки правового поведения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Митрюк. – М.: МГУ, 2009. – 17 с.
25. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Ш.А. Надирашвили. – Тбилиси.: Мецниереба, 1974. – 170 с.
26. Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды / Г. Олпорт. – М: Смысл, 2002. – 436 с.
27. Осипова, Д.В. Особенности гендерных представлений современной молодежи / Д.В. Осипова // Управленческое консультирование. – 2009. – № 4. – С. 200–209.
28. Пителин, С.М. Формирование готовности студентов к созданию семьи: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08/ С.М. Пителин. – Астрахань, 2005. – 17 с.
29. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2001. – 672 с.
30. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
31. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
32. Родионов, А.Н. Психологическая характеристика представлений в юношеском возрасте об отношениях со своими будущими детьми: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А.Н. Родионов. – Смоленск: СГУ, 2009. – 18 с.
33. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. – Л.: Наука, 1979. – 264 с.
34. Семендяева, О.Ю. Стереотип как социальный и социально-психологический феномен: автореф. дис. … канд. философ. наук: 09.00.00 / О.Ю. Семендяева. – М.: МГУ, 1986. – 18 с.
35. Сорокина, Т.Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Т.Ю. Сорокина. – Самара: СГПУ, 2007. – 20 с.
36. Социальная психология: хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
37. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
38. Усова, Е.Б. Возрастная психология / Е.Б. Усова. – Мн.: Изд-во МИУ, 2009. – 56 с.
39. Шнейдер, О.В. Особенности юношеского возраста / О.В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. –– С. 52-53.
40. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. – М.: Наука, 2007. – 335 с.