Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психологические наслоения, отклонения формирования личности, а специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией.
Дисграфия, несомненно, приводит к неуспеваемости в образовательном процессе. Анализ литературы по проблемам неуспеваемости, учащихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), позволяет выделить два направления исследований:
- Н.Г. Андреева [3], А.Н. Корнев [9], Д.Б. Эльконин [24] и др. в своих исследованиях делали акцент на изучение психофизических и психологических механизмов проявления дисграфии;
- Р.И. Лалаева [10], Р.Е. Левина [11], И.Н. Садовникова [17], Л.Ф. Спирова [19] и др. в работах затрагивают педагогический аспект преодоления затруднений в сформировании навыков чтения и письма у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Несмотря на то, что существует немало исследований, посвященных коррекционной работе с учащимися по устранению дисграфии, вопросы коррекции отдельных видов дисграфии освещены в литературе не достаточно. Это и обуславливает актуальность нашего исследования, поскольку наша работа будет посвящена изучению видов дисграфии, и их коррекция у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Объект исследования – процесс коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Нарушения процесса овладения письменной речью младшими школьниками рассматриваются в различных аспектах: клиническом (Е.А. Логинова, С.Н. Шаховская), психологическом (А.Н. Корнев), нейропсихологическом (Т.В. Ахутина), психолингвистическом (Р.Е. Левина), педагогическом (Л.Н. Ефименкова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, А.В. Ястребова и др.) [12; 5; 9; 4; 11; 7; 15; 16; 17; 19; 21; 24].
По мнению некоторых авторов, (О.И. Азова, Р.И. Лалаева и др.) расстройства письма (дисграфии) приводят к нарушениям в овладении орфографией, часто являются причиной неуспеваемости, а также отклонений в формировании личности ребенка [1; 10].
Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Приведем несколько наиболее распространенных определений: это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [10, с. 37]; частичное расстройство письма (у младших школьников – трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок [17, с. 22]; стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха [9, с. 17]; частичное нарушение навыков письма вследствие
Изучение особенностей коррекции различных видов дисграфии у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи проводилось на базе ГУО «Специальная общеобразовательная школа для детей с психическими нарушениями (трудностями в обучении) г. Могилева». В исследовании принимали участие 11 человек, учащиеся III класса. Возраст детей – 9-10 лет.
Цель эксперимента – выявление видов дисграфии младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и выделение направлений ее коррекции.
В ходе эксперимента были поставлены следующие задачи: подобрать диагностические методики для выявления видов дисграфии у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи; разработать комплекс заданий по устранению нарушений, связанных с определенным видом дисграфии; провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
При выборе диагностической методики мы учитывали принятую в настоящее время классификацию дисграфии с учетом, лежащего в основе каждого ее вида, «слабого звена», а именно:
1. Состояние слуховой дифференциации акустически близких звуков, нарушение которой рассматривается как акустическая дисграфия (или дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания).
2. Состояние звукопроизношения (особенно в плане наличия полных звуковых замен, которые говорят об артикуляторно-акустической дисграфии).
3. Сформированность элементарных видов фонематического
Глава 3 Коррекционная работа с учащимися III класса с тяжелыми нарушениями речи по преодолению специфических ошибок различных видов дисграфии
Целью коррекционной работы с учащимися III класса с тяжелыми нарушениями речи может стать определение направлений воздействия на письменную речь учащегося и преодоление выявленных ранее специфических ошибок определенного вида дисграфии.
Задачами данной работы должны стать:
- разработка плана коррекционного воздействия;
- проведение экспериментального обучения и оценка его эффективности.
Так, нами был разработан комплекс заданий, которые необходимо внедрять в образовательный процесс в III классе поэтапно. Рекомендуется учащихся разделить на подгруппы по 3-5 человек, в зависимости от наличия ошибок письма. Продолжительность занятий не должна превышать 30 минут.
План коррекционной работы по снижению проявлений того или иного вида дисграфии у младших школьников с ТНР следующий:
1. Акустическая дисграфия (Приложение Г):
- работа над слого-звуковым составом;
- звуко-буквенный анализ слов;
- дифференциация гласных;
- дифференциация согласных звуков (смешиваемых по звонкости – глухости);
- дифференциация согласных звуков (смешиваемых по акустико-артикуляционным свойствам);
К концу коррекционной работы учащиеся должны уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные
Понятие дисграфия достаточно сложное. Его рассматривают с нескольких позиций: ее проиcхождение связывают с нарушением высших психических функций (психический и психологический подходы); с недостатком педагогического внимания (педагогический подход); с функциональными нарушениями (клинический подход).
В всех случаях дисграфия отличается рядом характерных признаков: трудности в овладении письмом, нарушение формирования процесса письма, неумение применять орфографические правила.
Специфика проявления дисграфии у младших школьников с ТНР заключается в том, что для обучения письму таким детям необходимо учитывать их логопатологические особенности.
В научной литературе выделяются несколько этапов коррекции дисграфии, в процессе которых происходит формирование письменной речи от буквы к предложениям.
Экспериментальное исследование показало, что у большинства младших школьников с ТНР выделяется акустическая дисграфия, т.е. среди типичных ошибок при осуществлении письма у них выделяется неполноценность операций звукового анализа и синтеза (смешение букв, соответствующих акустически близким звукам, пропуски и перестановки букв).
Можно предположить, что наиболее эффективной может стать следующая коррекционная работа: для акустической дисграфии – коррекция построения звуковых схем слогов и слов, для моторной дисграфии – упражнения в начертании двигательных элементов буквы.
1. Азова, О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. – Часть 1 – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
2. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. 1999. – ISSN 1617-2736
3. Андреева, Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма/ Н.Г. Андреева // Шк. логопед. - 2008. – №1. – С. 29-41.
4. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – М.- Воронеж, 2001. – 270 с.
5. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. и др. Логопедия // Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 232 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. / Выготский Л.С. / Т. 2, 3, 5. – М., 1983.
7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 232 с.
8. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) / С.Ф. Иваненко // Дефектология. – 1994. – №1. – С. 52-55.
9. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / Корнев А.Н. – СПб.: Речь, 2003.
10. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. / Р.И. Лалаева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 240 с.
11. Левина, Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 423 с.
12. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб., 2004. – 300 с.
13. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия – М.: Изд-во МГУ., 2001 – 448 с.
14. Ляудис, В.Я. О структуре мнемического действия / В.Я. Ляудис // Сб. Проблемы инженерной психологии, вып. 3. Психология памяти / Под ред. П.И. Зинченко. – Л., 1965. – С. 175-207.
15. Никашина, Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. / Н.А. Никашина – М., 2004. – 265 с.
16. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 170 с.
17. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И.Н. Садовникова – М., 2003. – 296 с.
18. Сиротюк, М.В. Смешанная дисграфия - миф или реальность? / М.В. Сиротюк // Дефектология. - 2006. - №2. - С. 26-30.
19. Спирова, Л.Ф., Ястребова, А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ. / Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. // Дефектология. – 1988. – №5. – С. 37-42.
20. Токарева, О.А. Дизартрии. – В кн.: Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.
21. Хватцев, М.Е. Логопедия. – Книга 1 / М.Е. Хватцев – М.: Владос, 2009. - 272 с.
22. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. / Л.С. Цветкова – М., 1997. – 140 с.
23. Эльконин, Д.Б. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 2000. – Т.1.
24. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе – М.: «Когито-Центр», 1996 - 47 с.