Введение
Глава 1. Особенности диалогической речи как вида речевой деятельности с использованием новых технологий
1.1. Характеристика говорения как вида речевой деятельности
1.2. Психологические и лингвистические особенности обучения учащихся диалогической речи
1.3. Новые технологии в обучении диалогической речи
Выводы по главе 1
Глава 2. Применение новых технологий в обучении диалогической речи на уроках английского языка
2.1. Использование новых технологий в обучении диалогической речи
2.2. Методическая разработка урока английского языка с использованием новых технологий в обучении диалогической речи
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в школьном образовании происходят значительные изменения, которые охватывают практически все аспекты педагогического процесса. Личный интерес школьников является решающим фактором в учебном процессе. Учителям необходимо знать, на какие аспекты личности ребенка могут повлиять знания иностранный язык, какие технологии использовать в учебном процессе для получения запланированных результатов.
В современной методике преподавания иностранных языков развитие диалогической речи является острой проблемой - не всегда возможно научить учеников говорить на изучаемом языке, поэтому необходимо найти более рациональный метод обучения диалогической речи, чтобы результаты полностью были достигнуты, а сам процесс обучения стал увлекательным и интересным. При обучении говорению предпочтение следует отдавать диалогической речи, поскольку именно посредством диалога разрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые затем используются в монологической речи, что означает, что изучение диалогической речи помогает формировать у учащихся умение общаться, слушать собеседника, вступать в разговор и поддерживать его.
Современное общество диктует свои требования к организации и ведению образовательного процесса. В связи с ускорением темпов развития технологий возросла потребность не столько в знаниях, сколько в способности самостоятельно находить и применять на практике необходимую информацию, независимости в познании и самообразовании.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КАК ВИДА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМНОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Характеристика говорения как вида речевой деятельности
Говорение - продуктивный (выразительный) тип речевой деятельности, посредством которого устно-словесное общение осуществляется вместе с аудированием. Целью обучения речи является развитие способности учащихся в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устную речевую коммуникацию в разнообразных, социально определенных ситуациях [19, с. 29].
Речь как тип речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Основой говорения является осознание значения лексической единицы языка. Любой подход к обучению говорению подразумевает вовлечение учеников в дискуссии, дебаты, обсуждение проблем и, следовательно, в диалог.
Диалог - это генетически оригинальная и наиболее развитая форма прямого общения («Я и собеседник»). Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что оно основано на диалогическом единстве: выражении мыслей и их восприятии, реакции на них, что отражается в структуре диалога.
Устное общение может происходить в диалогической или монологической форме или в их сложном переплетении, в то время как диалогика занимает ведущее место. Поэтому обучение диалогической речи является одной из важнейших целей обучения иностранному языку в школе.
Содержание говорения - это выражение мыслей, передача информации в устной форме. Речь как вид речевой деятельности характеризуется следующими ключевыми параметрами:
• мотив - необходимость или необходимость говорить;
• цель и функции - характер воздействия на партнера, способ самовыражения;
• субъект - собственная или чуждая мысль;
• механизмы - понимание, ожидание, сочетание;
• средства - языковые и речевые материалы;
• речевой продукт - типы диалогов, монологических высказываний;
• условия - речевые ситуации;
• наличие или отсутствие опор [15, c. 57].
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
2.1. Использование новых технологий в обучении диалогической речи
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учеников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя - создать условия для практического освоения языка для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся показать свою деятельность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе изучения иностранных языков [12, с. 138].
Поскольку воспитание творческого человека является задачей всей системы образования, отношения со школьниками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Только в этом случае мы сможем заинтересовать их своим предметом, сформировать мотивацию и получить высокие результаты.
Владение навыками устной речи в различных ее формах (диалогической и монологической) подразумевает способность не только громко выражать свои мысли, но и понимать речь вашего собеседника. Овладение диалогической речью как одной из основных форм речевого общения является важнейшим элементом иностранных языков в средней школе. Изучение самой сущности диалогической речи показывает, что в результате речевого взаимодействия партнеров коммуникативной ситуации в рамках диалога образуются небольшие группы из нескольких высказываний. Без навыков говорения невозможно полноценно общаться [10, с. 24].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диалоговая речь доминирует в устной речи и выступает в качестве основного средства общения между людьми. В связи с этим важно и целесообразно уделять особое внимание диалогу в процессе изучения иностранного языка. Использование новых технологий в классе способствует повышению эффективности и результативности в процессе обучения диалогу. Учащиеся должны приобрести такие навыки, как задавать вопросы; ответить на них; сообщать информацию, определяемую предметным содержанием общения; построить подробное изложение; ответить на сообщение собеседника, выражая свое отношение к услышанному; говорить на разные темы, не только реагируя на замечания партнера, но и выступая инициатором его продолжения. Кроме того, учащиеся должны выполнять соответствующие речевые действия.
Психологические и лингвистические особенности диалогической речи должны учитываться при обучении диалогической форме речевого общения.
Лингвистические особенности диалогической речи определяются психологическими факторами, которые также должны учитываться в процессе обучения. Отличительными чертами диалогической речи являются ее спонтанность, клишированность, эллиптичность.
1. Алхазишвили, А.А. Психология обучения устной речи на иностранном языке /Алхазишвили А.А.- М., 2011.- с. 21.
2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. Москва: "Просвещение", 1988. - 255с.
3. Бухбиндер В. А. Устная речь как процесс и как предмет обучения //Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 2001 г. – 568 с.
4. Воронова О. Дебаты: Учебно-методический комплект". М.: Бонфи, 2001. - с 13-25.
5. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа. - 1982. - с. 242.
6. Жилинская А. В., Сенцов А. Э., Трунтягин А. А. Патриотическая риторика как источник сохранения политического порядка в современной России // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - с. 970.
7. Заремская С.И., Слободчиков А.А. "Развитие инициативной речи учащихся". М., 1983. – с. 31-34.
8. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе". М.: Просвещение, 1991. – с. 24-29.
9. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – с. 188
10. Ляховицкий М.В. "Методика преподавания иностранных языков". М.: Просвещение, 1981. – с. 24-26.
11. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. - 4-е издание, стереотипное. - Минск, «Вышейшая школа», 1998. - 522 с.
12. Нигай Л. С. Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф.: Уфа, 2013. — с. 138
13. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М: Просвещение, 2002. - с. 24-27
14. Полилова Т.А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997. – с. 12-14.
15. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. "Методика обучения иностранным языкам в средней школе". М.: Просвещение, 1991. - с. 57.
16. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
17. Сенцов А. Э. Образ сильного государства в программах современных политических партий России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2011. - № 3. - с. 126-130.
18. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка). Пособие для учителей. — К.: Радянська школа, 1989. — с. 193.
19. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. Пособие для студентов педагогических ВУЗов и учителей.4-е издание. М.: Просвещение, 2006. – 287 с.
20. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. – 624 с.
21. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.
22. Шубин У.П. "Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам". М., 1972. – с. 57-68.
23. Jordan R. "Pyramid Discussion". ELT Journal, 1990. – р. 35-38.
24. Ur P. "Discussion that works". Cambridge: CUP, 1983. – р. 43-58.