ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
1.1 Теоретические подходы к изучению и содержание понятия «психологическая готовность к обучению»
1.2 Показатели социально-психологической готовности дошкольников к обучению в школе
1.3 Факторы и условия формирования социально-психологической готовности к обучению
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследовани
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью проблемы формирования социально-психологической готовности детей к обучению в школе, которая влечет за собой эффективную социальную адаптацию детей, а также их способность к дальнейшему саморазвитию и самореализации.
Перед поступлением детей в школу у родителей зачастую возникают сомнения, смогут ли их дети учиться в ней без каких-либо трудностей, найти общий язык со сверстниками и учителем. В настоящее время школа предъявляет высокие требования к развитию личности ребенка, развитию его навыков общения со сверстниками и взрослыми. Не готовый к школе ребенок будет испытывать трудности в адаптации к новым правилам поведения, что отразиться не только на его школьных успехах, но и в системе отношений к другим и к себе. В связи с этим социально-психологическая подготовка ребенка к школе не вызывает сомнения.
У старших дошкольников возрастает потребность в общении со сверстниками. От уровня развития навыков эффективного взаимодействия во многом зависит личный статус детей в системе межличностных отношений в детском коллективе, их эмоциональное благополучие.
В отечественной психологии изучением проблемы психологической готовности к обучению в школе занимались Л.И. Божович, Л.И. Гуткина, И.В. Дубровина и другие. Среди зарубежных исследователей этой проблемы можно назвать Дж. Брунера, Г. Гетцера, А. Керна, С. Штребера и др.
В последнее время интерес к проблеме психологической готовности к школе заметно вырос. Об этом говорит большое количество научных диссертаций: А.В. Вялых, М.В. Михайловой, Н.В. Нижегородцевой, Л.Н. Уваровой и других. В них раскрываются психологические условия формирования готовности, подчеркивается значение дидактических игр, способствующего формированию психологической готовности к обучению.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ К ШКОЛЕ
1.1 Теоретические подходы к изучению и содержание понятия «психологическая готовность к обучению»
В современной психолого-педагогической литературе существует множество и разнообразие взглядов, подходов к определению готовности ребенка к школьному обучению. Их особенность, согласно Л.Н. Уваровой, зависит от представлений автора об изучаемом явлении, его собственной научной позиции и психологической теории, которой он придерживается
[20, с. 4].
В исследованиях готовности детей к школьному обучению необходимо отметить большое разнообразие используемых терминов. Это отражает, сложность самого предмета исследования, а также расхождение взглядов и позиций авторов в понимании сущности готовности к школе. Так, в литературе можно встретить такие понятия как «школьная готовность», «школьная зрелость», «подготовленность к школьному обучению».
В современной литературе прочность укрепилось понимание психологической готовности к школе как о необходимом и достаточном уровне психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
По мнению И.В. Дубровиной, проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В связи с этим они предлагают выделять педагогическую и психологическую готовность к школе. Педагогическая готовность к школе охватывает определенный уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками, которые необходимы
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
2.1.Организация исследования
Цель эмпирического исследования: разработать и апробировать программу формирования социально-психологической готовности детей к школе, выявить условия ее эффективности.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) подбор методов и методик диагностики, формирование выборки, проведение констатирующего эксперимента;
2) на основании проведенного констатирующего эксперимента разработка коррекционно-развивающей программы и ее апробация (формирующий эксперимент);
3) проведение повторной диагностики с целью определения эффективности предложенной коррекционно-развивающей программы (контрольный эксперимент).
База исследования: исследование проводилось на базе ГУДО «Ясли-сад №44 г. Барановичи». В исследовании приняли участие 15 детей старшей группы в возрасте 5 – 6 лет.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Диагностика социально-психологической готовности к школе включала в себя:
1. Исследование уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством наблюдения за свободным общением детей.
2. Оценка общении со взрослыми с помощью анкеты для родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. В процессе анализа литературы по проблеме социально-психологической готовности установлено, что социально-психологическая готовность – это важнейший компонент психологической готовности к школьному обучению, предполагающий необходимый уровень сформированности качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями, а также наличие потребности в этом общении , умении подчиняться правилам и интересам детской группы.
2. Охарактеризованы факторы и условия социально-психологической готовности к обучению в школе. К факторам формирования социально-психологической готовности к обучению можно отнести: опыт общения со взрослыми, опыт общения со сверстниками, психологические особенности старшего дошкольника. Условиями развития коммуникативных навыков у дошкольников, необходимыми для создания зоны ближайшего развития, являются социальная ситуация развития ребенка, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместная деятельность.
3. Выделены показатели социально-психологической готовности дошкольников к обучению в школе. На основе анализа литературы предложена структура социально-психологической готовности к обучению в школе, включающая следующие компоненты: 1) потребность в общении с учителем и со сверстниками; 2) умение строить межличностные отношения; 3) способность взять на себя роль школьника в ситуации школьного обучения; 4) коммуникативные навыки, проявляющиеся в отсутствии барьеров общения со взрослыми и со сверстниками; 5) коммуникативная рефлексия, компоненты которой могут являться показателями социально-психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
1. Басина, Е.З. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1968. – 136с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 390 с.
3. Власова, Т.А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Т.А. Власова, Л.А. Климчук // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 27. – С. 27-32.
4. Вялых, А.В. Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А.В. Вялых. – Саратов СарГУ, 2005. – 18 с.
5. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – М.: Академ. проект, 2000. – 184 с.
6. Дубровина, И.В. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.
7. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, Унiверсiтэцкая, 1999. – 205 с.
8. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 94 с.
9. Кушнир, Н.Я. Детский сад – школа: Проблемы преемственности: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н.Я. Кушнир. – Мн.: Полымя, 2000. –152 с.
10. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 184 с.
11. Маркина, М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Г. Маркина. – Одесса: ОдГУ, 1991. – 17 с.
12. Михайлова, М.В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / М.В. Михайлова. – СПб.: СПбГУ, 2002. – 18 с.
13. Мойсюк, А.А. Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников / А.А. Мойсюк, Э.В. Иванькова, Е.А. Колесникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. –
С. 28-32.
14. Мухина, В.С. Что такое готовность к учению? / В.С. Мухина // Семья и школа. – 1987. – № 4. – С. 25-27.
15. Нагаева, Т.Н. Педагогические условия формирования социально-психологической готовности к школе воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Нагаева. – Чита: ЗГУПУ, 2007. – 17 с.
16. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Нижегородцева. – М.: МГУ, 2001. – 13 с.
17. Орлянская, Ю.Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников / Ю.Б. Орлянская // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-7.
18. Рослякова, Н.И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника / Н.И. Рослякова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 66. – С. 314-315.
19. Рыскулова, М.М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе / М.М. Рыскулова // Вестник БурГУ. – 2014. – № 5. – С. 65-68.
20. Уварова, Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / Л.Н. Уварова. – Самара: СПГУ, 2000. – 16 с.
21. Учурова, А.Ю. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе социализации / А.Ю. Учурова // Известия ВГПУ. – 2016. – № 1 (105). – С. 50-53.
22. Хапачева, С.М. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению / С.М. Хапачева // Концепт. – 2014. – № 12. – С. 1-7.
23. Цукерман, Т.А. Условия развития рефлексии у шестилеток / Т.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1989. – № 2. – С. 31-37.
24. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
25. Юнгман, И.В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / И.В. Юнгман // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конференции (г. Чита, январь 2015г.). – Чита: Молодой ученый, 2015. – С. 58-60.