Введение
1 Теоретические основы развития гибкости тела
1.1 Понятие «физическая гибкость». Условия ее развития
1.2 Виды гибкости. Особенности ее развития в различном возрасте
2 Методика направленного развития гибкости в физическом воспитании
2.1 Задачи направленного развития гибкости
2.2 Методика использования гибкости в физическом воспитании
Заключение
Список использованных источников
Введение
В сфере физического воспитания и спорта гибкость является необходимой основой эффективного технического совершенствования, а методика направленного ее развития ведет к уменьшению травматизма и более углубленному физиологическому воздействию на мышцы. Зная основные характеристики гибкости как физического качества, можно выявить закономерности ее направленного воздействия в физическом воспитании [1].
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблема развития гибкости является одной из самых сложных проблем в физической культуре и спорте, и ее развитие происходит в основном детском и подростковом возрасте, что в значительной степени затрудняет методическую работу в данном направлении.
Объект исследования – гибкость, как физическое качество.
Предмет исследования – методика развития гибкости.
Цель курсовой работы – изучить методы и приемы развития гибкости.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «физическая гибкость» и условия ее развития.
2. Охарактеризовать виды гибкости и особенности ее развития в различном возрасте.
3. Рассмотреть задачи направленного развития гибкости.
4. Изучить методику использования гибкости в физическом воспитании.
Методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.
1 Теоретические основы развития гибкости тела
1.1 Понятие «физическая гибкость». Условия ее развития
В названии раздела к терминам гибкость, подвижность в суставах добавлено прилагательное «физическая». В этом есть определенная логика: существует ведь гибкость ума, гибкость (подвижность) в рассуждениях и т.д.
В литературе по теории и методике физической культуры (физического воспитания) употребляются термины: гибкость, подвижность в суставах, объем движений в суставах.
Под гибкостью обычно понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется как способность человека к достижению большой амплитуды в выполняемом движении.
«Гибкостью» в применении к физическим качествам человека принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела [2].
Подвижность в суставах – перемещение сочлененных в суставе костей друг относительно друга, зависящее от формы суставных поверхностей и эластичных свойств мышечно-связочного аппарата.
Термином «гибкость» желательно пользоваться в тех случаях, когда речь идет о движении цепи сочленений и всего тела (на пример, движения позвоночника). Если же имеется в виду движение в конкретном суставе или со членении, то более правильно следует говорить о его «подвижности» [3].
Гибкость - элементарное условие качественно и количественно хорошего выполнения движений. Недостаточно развитая подвижность в суставах является причиной того, что:
- приобретение определенных двигательных навыков становится невозможным или темп их усвоения и совершенствования медленным;
- у спортсмена легко возникают повреждения;
- развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости задерживается или уровень их развития не может быть использован полностью;
- амплитуда движения ограничивается, вследствие чего быстрота движений снижается (слишком короткие пути ускорения, на пример в метаниях и толкании). К тому же спортсмены работают с повышенным напряжением сил, что, в свою очередь, быстрее утомляет;
- качество управления движениями снижается не только в тех видах спорта, где оно составляет непосредственный предмет оценки достижений (технические виды спорта), но также и во всех других [4].
Матвеев Л.П. дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-
2 Методика направленного развития гибкости в физическом воспитании
2.1 Задачи направленного развития гибкости
Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы. Но гипертрофия мышц и некоторые другие морфофункциональные сдвиги в опорно-двигательном аппарате, вызываемые массированным применением силовых упражнений, могут приводить к ограничению размаха движений. С другой стороны, форсированное развитие гибкости без соразмерного укрепления мышечно-связочного аппарата может вызывать разболтанность в суставах, перерастяжения, нарушения осанки. Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания в процессе физического воспитания упражнений, направленных на развитие гибкости, с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоническое развитие физических качеств.
Общие задачи, решаемые при направленном воздействии на гибкость, сводятся в основном к следующим двум:
- обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата;
- предотвратить, насколько это возможно, утрату достигнутого оптимального состояния гибкости, минимизировать ее возрастной регресс.
Первую из этих задач решают в процессе системно построенного многолетнего физического воспитания, преимущественно на тех его этапах, которые охватывают детский, подростковый возраст и завершаются в основном в юношеском возрасте. Реализуя ее, недопустимо, разумеется, вызывать чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур (что бывает при слишком массированном воздействии упражнениями, направленными на развитие гибкости, особенно у детей).
Стремление добиться сверхгибкости нельзя оправдать ничем, когда это оборачивается нарушением гармонии физического развития. Оптимальной является такая степень развития гибкости, при которой движения можно выполнять с амплитудой, необходимой для освоения совершенной техники жизненно важных действий и эффективного использования основных двигательных способностей. Практически степень развития гибкости считается достаточной, если она позволяет успешно выполнить некоторый комплекс тестовых упражнений, отличающихся минимальной, либо близкой к ней амплитудой движений, возможной при нормальной подвижности в суставах, особенно в плечевых, позвоночного столба и тазобедренных.
Примеры таких упражнений приведены на рисунке 2.1 [12].
Заключение
Анализ учебно-методической и научной литературы по теме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
- для воспитания и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивания, а также правильную дозировку нагрузок;
- упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом;
- в комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию;
- упражнения, направленные на развитие гибкости, основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и махов. Такие упражнения могут выполняться самостоятельно или с партнёром, с различными отягощениями или простейшими тренировочными приспособлениями: с манжетами, утяжелителями, накладками, у гимнастической стенки, а также с гимнастическими палками, веревками, скакалками. Комплексы таких упражнений могут быть направлены на развитие подвижности во всех суставах для улучшения общей гибкости без учета специфики двигательной деятельности;
- выделяют следующие методы развития гибкости: метод предварительного напряжения мышц с последующим их растягиванием; метод совмещенного с силовыми упражнениями развития гибкости; метод многократного растягивания; метод статического растягивания;
- чтобы уметь произвольно расслаблять мышцы, необходимо развить способность воспринимать изменяющееся состояние мышцы, т.е. различную степень напряжения.
1. Грачев, О.К. Физическая культура / О.К. Грачев – М.: МарТ, 2005. – 464 с.
2. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – М.: Академия, 2004 – 322 с.
3. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
5. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры. – М., Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
6. Лях, В.И. Физическая культура. 1-4 классы / Учебник. – 14-е изд. М.: Просвещение, 2013. 190 с.
7. Малков, Е.А. Подружись с «королевой спорта»: кн. для учащихся / Е.А. Малков; рец.: В.П. Богословский, Е.А. Разумовский. – М.: Просвещение, 1987. – 112 с.
8. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
9. Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
10. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. / Под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 223 с.
11. Спортивная физиология. / Под редакцией Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
12. Спортивная медицина. / Под редакцией Карпмана. В.Л. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 304 с.
13. Теория и методика физической культуры. / Под редакцией Курамшина Ю.Ф. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
14. Теория и методика физического воспитания. Т. 1. / Под редакцией Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 422 с.
15. Теория и методика физического воспитания. Т. 2. / Под редакцией Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 390 с.
16. Физическое воспитание учащихся. / Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – Минск: Высшая школа, 2003. – 336 с.
17. Дубровский, В.И. Спортивная физиология: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / В.И. Дубровский. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 462 с.
18. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. – М.: Терра – спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
19. Барчуков, И.С., Нестеров, А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. – М.: Академия, 2009 – 528 с.
20. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И. Евсеев – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
21. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. – М.: Терра – спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
22. Макаров, А.А. Методика обучения имитационных упражнений (метод. разработки для студентов ГЦОЛИФКа) – М., 1986. – 63 с.
23. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
24. Дедковский, С.М. Скорость или выносливость / С.М. Дедковский – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 208 с.