Введение
Проблема воспитания выносливости широко обсуждается в спортивно-педагогической литературе. Хороший уровень выносливости необходим практически во всех видах спорта в целях обеспечения высокого уровня работоспособности, хорошего состояния здоровья, быстрого восстановления от тренировочных и соревновательных нагрузок.
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Развитие выносливости зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательными действиями и от уровня развития других двигательных способностей [1].
Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблема выносливости является одной из главных проблем в физической культуре и спорте, и она может проявляться в форме продолжительности работы на заданном уровне мощности до возникновения первых признаков выраженного утомления. У детей школьного возраста данное физическое качество, как правило, проявляется крайне слабо, потому его необходимо постоянно развивать.
Объект исследования – выносливость, как физическое качество.
Предмет исследования – методика воспитания выносливости у подростков.
Цель курсовой работы – изучить методы и приемы воспитания выносливости у подростков.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены задачи:
- дать теоретическое обоснование сущности и основных характеристик выносливости;
- изучить физиологические основы выносливости человека;
- раскрыть анатомо-физиологические особенности детей подросткового возраста;
- дать характеристику формам и средствам развития выносливости у подростков.
Методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.
1 Теоретические аспекты изучения выносливости
1.1 Теоретическое обоснование сущности и основных характеристик выносливости
Специалист по физической культуре и спорту должен свободно владеть специфическими и профессиональными понятиями и терминами [2].
В настоящее время, как в общей теории спорта, так и в теории его отдельных видов, сложились определённые противоречия в трактовке и терминологии важнейших физических качеств, в том числе и выносливости.
Все физические качества являются врождёнными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специальный организованный, т.е. педагогический характер, то лучше говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств», в том числе и выносливости [2, 3].
С выносливостью обычно отождествляют способность спортсмена к длительному выполнению мышечной работы.
Над выносливостью работали многие известные учёные, такие как Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский, Н.Г. Озолин, В.М. Волков, В.Н. Селуянов, В.И. Лях и др.
Большинство специалистов поддерживают формулировку выносливости, данную известным отечественным физиологом В.С. Фарфелем: выносливость – это способность человека противостоять наступающему утомлению.
Утомлением называется вызванная работой временное снижение работоспособности [4].
Утомление – результат не только мышечной работы, но и умственных напряжений, переживаний. Выносливость в спорте неразрывно связана со спортивным утомлением.
Б.А. Ашмарин выносливость охарактеризовал как единство проявления психофизиологических и биоэнергетических функций организма человека, позволяющих длительно противостоять утомлению при механической работе [5].
2 Методика воспитания и методы развития выносливости у подростков
2.1 Методы развития выносливости у подростков
С целью повышения общей выносливости в практике широко используются методы строго регламентированных упражнений со стандартной непрерывной и интервальной нагрузкой.
Метод строго регламентированного упражнения со стандартной непрерывной нагрузкой. Этот метод обеспечивает устойчивое повышение аэробной выносливости и способствует созданию прочной базы для применения различных методов. Упражнения, выполняемые по методу строго регламентированного упражнения, длятся от 10 до 30 мин, а ЧСС при данной интенсивности работы находится в пределах 150-175 уд/мин. Такой режим выполнения упражнений обеспечивает величины ударного объема сердца и уровень потребления кислорода. Следует учесть, что чрезмерно продолжительная работа, не соответствующая возможностям занимающихся, ведет к снижению величины потребления кислорода и отрицательно сказывается на ожидаемом тренировочном эффекте. Данный метод рекомендуется широко использовать на ранних этапах развития выносливости.
Метод строго регламентированного упражнения с интервальной нагрузкой. Тренировка по этому методу направлена на повышение функциональных возможностей сердца, так как физиологической основой метода является увеличение ударного объема сердца во время пауз отдыха относительно напряженной работы.
При интервальной нагрузке с целью совершенствования общей выносливости необходимо соблюдать ряд методических требований. Продолжительность работы следует планировать в пределах 1-3 мин. Интенсивность работы должна способствовать росту ЧСС до 120-130 уд/мин, в зависимости от продолжения работы и уровня физической подготовленности составляет обычно 45-90 с [7].
Наибольший эффект при работе по описанному методу наблюдается через 5-10 недель. Прирост аэробной производительности при этом может достигать 10-30%.
Дополнительным фактором в обоих методах, стимулирующим рост аэробной выносливости, является смена интенсивности в процессе выполнения упражнения от ЧСС равной 170 уд/мин к концу напряженного периода работы до 140 уд/мин в низкоинтенсивной части.
Заключение
Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.).
С этой точки зрения рассмотрение методики выносливости имеет важное значение в жизнедеятельности подростка. Она позволяет:
- выполнять значительный объем двигательной деятельности;
- продолжительное время поддерживать высокий уровень интенсивности двигательной деятельности;
- быстро восстанавливать силы после значительных нагрузок.
Качественно выносливость характеризуется предельным временем выполнения работы определенной интенсивности. Общая выносливость как двигательное качество – это способность, дающая школьнику по возможности дольше выполнять мышечную работу умеренной интенсивности, которая требует функционирования подавляющего большинства скелетных мышц.
На основе проведенной работы следует сделать следующие выводы:
1. В основе проявления выносливости у подростков лежит совокупность функциональных свойств организма человека, которые составляют неспецифическую основу проявления выносливости к разным видам двигательной деятельности. Это, прежде всего, вегетативные функции, в частности – производительность аэробного источника энергии. Например, дыхательные возможности человека относительно мало специфичны. Они мало зависят от внешней формы движений. Поэтому, если кто-то благодаря тренировке в беге значительно улучшит уровень своих аэробных возможностей, то это положительно скажется и на производительности выполнения других движений (ходьбы, гребли, бега на лыжах и т.п.). Этот неспецифичный, обобщенный уровень тренированности, которая базируется на совершенствовании работы вегетативных систем организма, создает благоприятные условия для широкого переноса выносливости с одного вида двигательной деятельности на другой, что и дало основание определить данный вид выносливости как «общая».
1. Грачев, О.К. Физическая культура / О.К. Грачев – М.: МарТ, 2005. – 464 с.
2. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – М.: Академия, 2004 – 322 с.
3. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
5. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры. – М., Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
6. Лях, В.И. Физическая культура. 1-4 классы / Учебник. – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 190 с.
7. Малков, Е.А. Подружись с «королевой спорта»: кн. для учащихся / Е.А. Малков; рец.: В.П. Богословский, Е.А. Разумовский. – М.: Просвещение, 1987. – 112 с.
8. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
9. Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
10. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. / Под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 223 с.
11. Спортивная физиология. / Под редакцией Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
12. Спортивная медицина. / Под редакцией Карпмана. В.Л. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 304 с.
13. Теория и методика физической культуры. / Под редакцией Курамшина Ю.Ф. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
14. Теория и методика физического воспитания. Т. 1. / Под редакцией Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 422 с.
15. Теория и методика физического воспитания. Т. 2. / Под редакцией Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 390 с.
16. Физическое воспитание учащихся. / Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – Минск: Высшая школа, 2003. – 336 с.
17. Дубровский, В.И. Спортивная физиология: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / В.И. Дубровский. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 462 с.
18. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. – М.: Терра – спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
19. Барчуков, И.С., Нестеров, А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. – М.: Академия, 2009 – 528 с.
20. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И. Евсеев – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
21. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. – М.: Терра – спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
22. Макаров, А.А. Методика обучения имитационных упражнений (метод. разработки для студентов ГЦОЛИФКа) – М., 1986. – 63 с.
23. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
Дедковский, С.М. Скорость или выносливость / С.М.