ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
1.1 Понятие «когнитивная карта»
Первичную информацию об окружающей действительности человек получает с помощью таких психических процессов как ощущение и восприятие. Возбуждение, возникающее в органах чувств человека, не исчезает бесследно, особенно когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение определенного времени сохраняются последовательные образы. Эти образы играют некоторую роль для психической жизни человека однако наибольше значение имеет то, что спустя длительное время после того, как человек воспринял какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова (случайно или намеренно) вызван человеком. Это явление носит название «представление». Таким образом, представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта [12, с. 195].
Представления – это обобщенный образ предмета, результат чувственного познания человеком мира. Образ представляет собой непосредственное или опосредованное отражение реальности в форме целостной невербальной структуры. Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия [2, с. 175].
Образ знакомого пространственного окружения получил название когнитивной карты (от лат. cognitio – знание, познание). Термин «когнитивная карта» предложил представитель бихевиоризма Э. Толмен в 1948 году в своей работе «Когнитивные карты у крыс и человека» [22].
1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина / Ф. Александре. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 336 с.
2. Андерсон, Дж. Р. Когнитивная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
3. Баксанский, О.Е. «Когнитивная карта» и реальность / О.Е. Баксанский // Epistemology & Philosophy of Science. – 2006. – Вып. 1, Т. 7. – С. 93-96.
4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
5. Блинникова, И.В. Когнитивные карты как функциональные единицы опыта / И.В. Блинникова // Вестник МГЛУ. – 2012. – № 7 (64). – С. 25-37.
6. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. – 2000. – № 5. – С. 74-75.
7. Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С.Я. Ярмолич // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 9. – С. 23-27.
8. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2005. – 412 с.
9. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. – С.124-126.
10. Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков / Е.Г. Кузнецова // Вестник Оренбургского гос. унг-та. – 2011. – № 2 (121). – С. 17-24.
11. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. –№ 4. – С. 36–42.
12. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008 – 583 с.
13. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
14. Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
15. Найссер, У. Познание и реальность / У .Найссер. – М: Прогресс, 1981. – 232 с.
16. Парсонс, Т. Система современных обществ / Под ред. М.С. Ковалевой. – М.: Аспект пресс. 1997. – 270 с.
17. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
18. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-а. – 2013. – № 2. – С. 42-50.
19. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии // Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
20. Спирина, О.Н. Основное содержание ценностных ориентаций личности / О.Н. Спирина // Вестник Адыгейского гос. ун-а. – 2011. – № 2. – С. 1-4.
21. Стырова, О.В. Картина мира в пространстве психологических идей / О.В. Стырова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 15. – С. 47-51.
22. Толмен, Э. Когнитивные карты у крыс и человека / Э. Толмен // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 63-82.
23. Чумаков, И.В. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение / И.В. Чумаков. – Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.