ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 ВНИМАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.2 ВИДЫ И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.2 ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.3 КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Внимание, как когнитивный процесс, сегодня находится в поле зрения многих исследователей. Подобный интерес к проблеме внимания объясняется тем фактом, что именно внимание повышает эффективность таких перцептивных процессов как восприятие, память и мышление, что, в целом, является необходимым условием для протекания успешной деятельности младших школьников. Сегодня всё чаще у учащихся начальной школы встречается недоразвитие свойств внимания: частая отвлекаемость, замедленное переключение, слабая концентрация. В основе большинства проблем с успеваемостью у учащихся лежит низкий уровень развития процессов внимания, которое ребёнку приходится удерживать в течение длительного учебного времени, на различных уроках. Младшим школьникам очень трудно сосредоточиться на одном виде деятельности, они переходят от занятия к занятию, от предмета к предмету и учитель уже с первых школьных дней начинает работу по формированию внимания школьников.
Актуальность исследования процесса внимания у детей младшего школьного возраста определяется сензитивностью данного возрастного периода для формирования совершенно новых качественных характеристик внимания, равно как и других процессов.
Недостаточно развитые свойства внимания и его виды приводят сначала к проблемам с успеваемостью, а затем, как следствие, снижается мотивация к учебной деятельности, происходит нарушение общения, появляется двигательная гиперактивность. Актуальные знания по уровню сформированности свойств внимания у учащихся позволят разработать комплекс коррекционных заданий на развитие внимания, использование которых отразится и на общем уровне развития ребёнка.
Проблемой внимания занимались ведущие отечественные учёные: А.Р. Лурия, А.А. Ухтомский, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.П. Ильин, Г.С. Костюк, А.М. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Эльконин и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Внимание как психологический феномен
Большинство исследователей в области психологии внимания сходятся во мнении, что внимание – это направленность психической составляющей личности, сознания на определенный объект, который имеет устойчивую либо ситуативную значимость для самой личности. Через внимание происходит повышение функциональных резервов сенсорных процессов, памяти и интеллектуальных способностей личности [1, с. 410].
Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточенность на одной информации, поступающей через органы чувств при игнорировании другой.
Внимание имеет двустороннюю направленность: как на внутриличностные процессы и явления, так и предметы, и явления вовне.
Объектами внимания может быть всё, что угодно: предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Через внимание происходит положительная задержка активности и сосредоточение на том или ином явлении. Установка определяет выбор разнообразных впечатлений, процессов, событий и направленность на них психологической энергии личности.
Внимание служит для трансформации тех или иных установок импульсивного поведения и является сквозным перцептивным процессом, так как выступает только в качестве характеристики определённого вида деятельности, а не самостоятельное явление [2, с. 161]. Однако, внимание является и автономным процессом познания, так как:
– обладает теми индивидуальными характеристиками, которые не присущи другим перцептивным процессам;
– может видоизменяться без учёта явлений, процессов и обстоятельств деятельности, в которой внимание принимает участие;
– определяется специфическими физиологическими компонентами (нейроны-детекторы новизны, ретикулярная формация и доминанта) [3].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы исследования внимания младших школьников
Базой нашего исследования является … В исследовании принимали участие 18 детей, учащихся 2 класса.
При проведения диагностического исследования феномена внимания нами были использованы следующие методики:
1. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 7-8 лет – 500 знаков и выше, концентрации – 7 ошибок и менее. Время работы – 5 минут.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут» [5].
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).
Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания – 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания – 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20 % за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.
3. Таблицы Шульте.
Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы выяснили, что внимание – это особая форма психической деятельности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для личности предметах, явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях.
Именно благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.
Основными характеристиками внимания являются его устойчивость (и отвлекаемость), объем, концентрация, переключение, распределение и сосредоточенность.
К основным функциям внимания относятся: избирательность, целенаправленность и активность.
В отечественной психологической науке принято выделять такие основные виды внимания, как: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. В зависимости от участия воли направленность и сосредоточенность психической деятельности может носить непроизвольный или произвольный характер.
Мы выяснили, что младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений, что объясняется особенностями их мышления. Наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающее в сознании младших школьников образы, представления, вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники на первых порах и не замечают ее.
Устойчивость внимания младших школьников зависит и от объема заданной работы. Чрезмерная нагрузка утомляет учащихся, и они невольно отвлекаются. Незначительная нагрузка также нарушает устойчивость внимания.
1. Иовенко, Е. Ю. Внимание как психологический ресурс / Е.Ю. Иовенко // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 409 – 412.
2. Гиппенрейтер, Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2001. – 858 с.
3. Психология детства. Учебник / Под редакцией А. А. Реана. – СПб.: Питер, 2003. – 368 с.
4. Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 - 9 лет/А.А.Осипова. – М.: Академия, 2004. – 126 с.
5. Баскакова, И.Л. Внимание. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации/ И.Л. Баскакова. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. –187 с.
6. Рутман, Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе /Э.М. Рутман // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 161−167.
7. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов /А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 589 с.
8. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.
9. Психология: Учебное пособие / под. Ред. И.В. Дубровина. – М.: Гардарики, 2006. – 176 с.
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
11. Вергелес, Г. И., Матвеева, Л.А., Раев, А.И. Младший школьник: помоги ему учиться/ Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. – СПб.: Питер, 2000. – 121 с.
12. Григорьева, Л.П., Бернадская, М.Э., Блинникова, И.В., Солнцева, О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации/ Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блиникова, О.Г. Солнцева // Дошкольник. Младший школьник. – 2001. – № 3. – С.22 – 25.
13. Ефимкина, Р.П. Психология развития. Методические указания/ Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2004. – 54 с.
14. Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? / С.С. Левитина. – М.: Владос, 1999. – 128 с.
15. Психическое развитие младших школьников: Экспериментально-психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Академия, 2002. – 218 с.
16. Белых, В. А. Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания / В.А. Белых. – М.: Феникс, 2015. – 81 c.
17. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Времечко, 2001. – 260 с.
18. Нищева, Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 82 c.
19. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие/ Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России. – 2000. – 374 с.
20. Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. Пособие / авт.-сост.: Е.А. Осипова, Е.В. Чуменко; ГУО АПО – Минск, 2006. – 315с.
21. Практикум по возрастной психологии / Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 232 с.
22. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.