Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения произвольного внимания у младших школьников с тяэёлыми нарушениями речи
1.1. Характеристика произвольного внимания
1.2. Особенности развития произвольного внимания у младших школьников с ТНР
1.3. Анализ методов и приёмов для формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР
Глава 2. Пути формирования произвольного внимания у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
2.1. Анализ программы по математике для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
2.2. Методов и приёмов используемые для формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР
2.3. Разработка комплекса дидактических упражнений по развитию произвольного внимания у младших школьников с ТНР
Заключение
Список использованных источников
Приложения А
Введение.
Рост темпа современной жизни, большой поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры привели к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в жизнь, и выдвинули новые требования к системе образования в целом.
В последнее время увеличивается число детей, имеющие тяжёлые нарушения, поэтому одной из причин школьной дезадаптации и неуспеваемости являются нарушение речи. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат - все это требования, которые предъявляет школа к произвольности внимания.
Учащиеся с ТНР чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание не менее важно, чем учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко [11].
Развитие внимания, памяти, мышления - это важная часть общего психического развития младшего школьника. Устойчивое внимание играет важную роль в освоении учебного материала. Учащиеся в процессе обучения управляют своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления, в этом случае организующее начало принадлежит речи.
Ряд отечественных психологов: Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Добрынин Н.Ф., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Эльконин Д.Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали тесную связь произвольного внимания и речи. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. Поэтому очень актуальным является вопрос развития внимания у детей с тяжёлыми нарушениями речи. В свою очередь речевая деятельность формируется и развивается в тесной связи со всеми психическими процессами. Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений, требует от младшего школьика активности на занятиях, точного выполнения действий, заданий, мыслительной деятельности, что протекает быстрее и правильнее при наличии внимания. Поэтому внимание является необходимым условием успешной коррекционной работы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения произвольного внимания у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
1.1. Характеристика произвольного внимания.
Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Внимание есть простейший вид самоуглубления, за счет которого достигается особое состояние: созерцаемый предмет или мысль начинает занимать все поле сознания целиком, вытесняя из него все остальное.
Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффект внимания. Как следствие возникают некоторые второстепенные эффекты, а именно: аналитический эффект внимания - данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей; фиксирующий эффект - представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;- усиливающий эффект - впечатление, по крайней мере, в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.
Свойства внимания. Говоря о развитии и воспитании внимания, имеют в виду совершенствование его свойств, которые можно условно разделить на три группы: свойства, характеризующие силу, широту, и динамические свойства внимания.
1. Свойства, характеризующие силу (интенсивность) внимания. К ним относятся сосредоточенность и устойчивость внимания.
Сосредоточенность (концентрация) – это удержание внимания на одном объекте или деятельности, полная поглощенность явлением, мыслями. Она обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
С сосредоточенностью тесно связано такое свойство, как устойчивость – время сохранения сосредоточения, длительность удержания внимания на чем-либо, сопротивляемость утомляемости и отвлечению.
2. Свойства, характеризующие широту внимания. Это прежде всего объем внимания, измеряемый тем количеством объектов, которые могут быть одномоментно восприняты с достаточной степенью ясности.
Глава 2. Пути формирования произвольного внимания у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
2.1. Анализ программы по математике для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
В программе для детей с тяжелыми нарушениями речи предусматривает формирование у учащихся элементарных математических представлений и логических структур мышления, которые готовят детей к использованию математических знаний в повседневной жизни. При изучении начального курса математики осуществляется первоначальное освоение количественных отношений и пространственных форм окружающего мира, вырабатываются умения анализировать, синтезировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать.
Математика как дисциплина не только приучат точно выполнять разные предписания, но и формирует общие приёмы поисковой деятельности, развивает гибкость и критичность мышления, учит прогнозировать и оценивать свои действия.
Программа предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале. На основе собственных практических действий, учащихся знакомятся с некоторыми математическими закономерностями, учатся применять приобретённые знания при решении практических задач.
В процессе начального обучения математике должны рационально сочетаться игровые, объяснительно – иллюстративные и эвристические методы.
Одной из целей обучения математике является освоение окружающего пространства, развитие пространственных представлений. Этому служит изучение геометрического материала: знакомство с телами, линиями, выделение фигур определённой формы, некоторых характеристик этих фигур.
Мы проанализировали программу для учащихся 2 класса, которые включают разделы:
1.Повторение пройдённого в 1 классе.
2.Двузначные числа до 20.
Восстановление последовательности чисел в пределах 20 в прямом и обратном направлениях, начиная от любого заданного числа. Сравнение чисел. Однозначные и двузначные числа. Десятичный состав чисел.
3.Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 20. Получение однозначного числа при вычитании однозначного числа из двузначного. Разные способы выполнения вычитания. Названия компонентов сложения и вычитания. Приёмы устного сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения.
Заключение.
Младший школьный возраст требует от учителя активной содержательно насыщенной деятельности, активного взаимодействия с окружающей действительностью.
Проблема нехватки математических знаний младших школьников актуальна и значима в настоящее время, так как её уровень определяет полноту познания окружающего мира.
Внимание - это направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие определенных предметов и явлений. Оно необходимо при восприятии, мышлении и при выполнении различных действий.
Развитие внимания у учащихся с ТНР выражается в неустойчивости внимания, трудности планирования учебного материала, трудность в сосредоточении внимания, переключении, распределении внимания.
Дидактические игры - это моменты, которые учитель сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с учащимися. Основной источник, питающий детей – это игры, которая помогаем им освоить знаний, которые учитель стремится передать младшим школьникам.
В ней совмещается игровая и познавательная деятельность, это создает благоприятные условия для активного усвоения знаний. Использование игр в практической деятельности является одним из важнейших путей компенсаторного развития младшего школьника с тяжёлыми нарушениями речи.
1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М.: Академия, 1999.
2. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания. – М., 2006.
3. Волков, Б.С., Задачи и упражнения по детской психологии, Москва, 1991г.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
5. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. - М.1976.
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М. 1999.
7. Горбач, М.С. Психологические основы воспитания внимания. – М.: Просвещение, 1992. – 233 с.
8. Дмитриева, В.Г. Развитие интеллекта ребёнка в раннем возрасте [Текст]/ В.Дмитриева //Задания и упражнения на развитие внимания, мо торики, памяти, мышления, речи). - СПб: «КОРОНА-принт». – 2003. – 143 с.
9. Добрынин, Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания. // Психологическая наука в СССР. - Т.1, М.: АПН РСФСР, 2009.
10. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников и младших школьников. [Текст]/ О.А. Дьяченко. - М.: Педагогика, 1984г. – 128 с.
11. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст]/ М.И, Еликеев. – М., 2000.
12. Журавецкая, К. В. Диагностирование внимания у младших школьников/ К. В. Журавецкая // Психологический журнал. – 1997. – № 9. – 72 с.
13. Кобзарева, Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обу чения: Практ. пособие / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. – Воронеж: Учитель, 2001. – 80 с.
14. Косякова О.О. Логопсихология: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс,2007. – 254 с
15. Крутецкий, В. А. Психология [Текст]/ В.А. Крутецкий. – М.: Знание, 1999. – 370 с.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 с.:
17. Логопедические занятия со школьниками [1-5 класс]: Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.
18. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М. 1984.
19. Мокрищева С.В. Особенности внимания детей младшего школьного возраста.
20. Мухина В.С. Возрастная психология. – М. 2000.
21. Никольская И.М., Грановская Р.М. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста.
22. Основы специальной психологии/Под ред. Л.В.Кузнецовой. М.Издательский центр «Академия» , 2008. – 408 с.
23. Учебная программа для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжёлыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения I - V классы - М. "Национальный институт образования". – 2008. – 192 с.
24. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. Том 2. – М. – 1954