Введение
Глава 1 Игровые методы обучения в современном образовательном процессе
1.1 Теоретические основы игровых технологий в современной школе
1.2 Классификация игровых технологий и методические особенности их применения
1.3 Методологическая обоснованность использования игровых методов в начальной школе
Глава 2 Экспериментальное исследование игровой деятельности учащихся на 1 ступени общего среднего образования
2.1 Методика обследования игровой деятельности у детей младшего школьного возраста
2.2 Анализ результатов обследования игровой деятельности детей младшего школьного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Образовательная сфера современности сложна и противоречива. Приоритет жизненно важных ценностей и свободного развития личности, обусловленный гуманистическим характером образования, требует коренных изменений в этой области, связанных с необходимостью развития творческого мышления, адаптивных возможностей, умственной самостоятельности обучающихся, созданием возможностей для развития творческой активности, формирования саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Атмосфера игры создает условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. В процессе формирования групп педагог учитывает уровень знаний и эрудированности учащихся, их интересы и психологические особенности. Учащиеся справляются с игровой задачей и в процессе достижения цели не только реализуют накопленные знания и делятся ими с окружающими, но и активно накапливают багаж новых знаний, умений и навыков. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы обучения. Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Глава 1 Игровые методы обучения в современном образовательном процессе.
1.1 Теоретические основы игровых технологий в современной школе.
Прежде чем перейти к описанию игровых технологий, рассмотрим современные технологии развития и воспитания детей.
Образовательные технологии – сравнительно новое направление в педагогической науке. В инновационном образовательном процессе они занимают особое место. Первоначальное представление о педагогической технологии предполагало обучение с помощью технических средств. В настоящее время ее рассматривают как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Таким образом, педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике [16, с. 4].
К числу новых педагогических технологий относятся следующие:
здоровье сберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология развития критического мышления;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
кейс- технология;
модульная технология;
игровые технологии и другие [7, с. 41].
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Глава 2 Экспериментальное исследование игровой деятельности учащихся на 1 ступени общего среднего образования.
2.1 Методика обследования игровой деятельности у детей младшего школьного возраста.
Базой исследования является …
В эксперименте участвовало 14 детей младшего школьного возраста.
Средний возраст участников эксперимента от 7 до 8 лет.
Принципами организации констатирующего эксперимента являются:
1. Принцип системного подхода
2. Принцип комплексного подхода
3. Принцип динамического изучения
Интересы у учащихся самые разнообразные. Среди них - интерес девочек к музыке, к нарядам. Мальчики интересуются компьютерными играми и техникой. Большой интерес проявляют к спортивным занятиям и конструированию.
Дети подвижные, не обладают высокой работоспособностью, сообразительностью. Некоторые дети стремятся получить новые знания.
Половина детей из благополучных полных семей, остальные дети растут в неполных семьях.
Многие родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития своих детей. Они активно участвуют на родительских собраниях и помогают детям во время различных совместных мероприятий. В основном дети чувствуют себя комфортно, нашли себе друзей, стремятся помочь другим, но есть и такие ребята, у которых не получается наладить дружеские из-за трудности в характере, или в неправильном воспитании. В целом, идёт нормальный процесс формирования и развития коллектива.
Заключение.
В научной литературе понятие «игра» рассматривается с нескольких сторон. Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По мнению И. Канта, «двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта». Изучив литературу, касающуюся данного исследования, следует отметить, что игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества она переплеталась с магией, культовым поведением, была тесно связана со спортом, искусством. Игра, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям, имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей.
Педагогическая игра отличается от обычной тем, что имеет четко поставленную цель обучения и соответствующие ей обоснованные педагогические результаты. Главной характеристикой педагогической игры является учебно-познавательная направленность. Отличительной чертой игровых технологий является то, что в процессе игровой деятельности участники накапливают опыт, необходимый в реальной жизни и учатся применять его на практике. Это и есть главная цель игры. То есть участник игрового процесса не просто накапливает знания, которые накапливаются в процессе обучения, а ведет активную деятельность и приобретает, таким образом, собственный опыт. В ходе организации игровой деятельности на занятиях педагог использует различные методы и приемы, которые соответствуют уровню знаний учащихся о предмете, школьной программе, атмосфере коллектива, психологическим особенностям учащихся, степени развития межличностного отношения и др.
1. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берлянд. – Кемерово: Алеф, 1992. – 93 с.
2. Эльконин, Д.Б., Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1999. – 234 с.
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство Питер», 2000. – 712 с.
4. Хейзинг, Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. – СПб.: Изд-воИвана Лимбаха, 2011–416 с.
5. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М., РПА, 1996. – 142 с.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
7. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 1971. – 215 с.
8. Озеркова, И.А. Ролевые игры как технологии самовоспитания / И.А. Озеркова // Школьные технологии. – 2000. – № 1. С. 19-24.
9. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий : Материалы для специалистов образоват. учреждений / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2001. – 367 с.
10. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192 с.
11. Грабецкий, А.А. Использование средств обучения на уроках химии / А.А. Грабецкий. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
12. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 94 с.
13. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 1976. – 238 с.
14. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М., РПА, 1996. – 142 с.
15. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание о пед. руководстве игровой деятельностью школьников: книга для учителя / О.С. Газман, [и др.] – М.: Просвещение, 1988. – 160 c.
16. Воспитание. Второй класс: пособие в 2 ч.: Ч. 2 / Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина; ред. М. П. Осипова. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2001. – 273 с.
17. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 3. –С. 10-15.
18. Занько, С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового общения / С.Ф. Зенько, Ю.С. Тюников. – М., 1992. – 194 с.
19. Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа. 1994. – 240 с.
20. Озеркова, И.А. Ролевые игры как технологии самовоспитания / И.А. Озеркова // Школьные технологии. – 2000. – № 1. - С. 19-24.
21. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатова, А.П. Ершова. – М.: Издательство Первое сентября, 2000. – 224 с.
22. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М. : Политиздат, 2001. – 383 с.
23. Ильченко, Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках русского языка / Е.В. Ильченко. – М. : Центр современных гуманитарных исследований, 2003. – 178 с.
24. Коноваленко, В.В. Синонимы / В.В. Коноваленко. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005. – 120 с.