Введение
1 Адаптация первокурсников к обучению в вузе как психолого-педагогическая проблема
1.1 Психологическая характеристика студентов первых курсов
1.2 Сущность понятия «адаптация»
1.3 Особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в высшем ВУЗе
Заключение
Список использованных литературных источников
Введение
Успех формирования будущего специалиста в вузе во многом зависит от качества и сроков процесса адаптации студента на младших курсах обучения, а также от того, как студент овладевает знаниями и навыками, необходимыми для его успешного функционирования в студенческой среде.
Проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных проблем и по сей день является традиционным предметом дискуссий (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и др). Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий учета и использования возможностей еще не до конца сформировавшегося организма взрослого человека.
Актуальность проблемы заключается в том, что она определяется важнейшими социальными требованиями к высшим учебным заведениям, которые должны ориентировать систему образования не только на получение студентами профессиональных знаний, но и на развитие личности, формирование познавательных и созидательных способностей, способствовать успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Цель исследования: изучение особенностей адаптации студентов первого курса к условиям образовательной среды вуза.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы в теории и практике педагогического образования.
2. Выявить сущность и содержание адаптации первокурсников к обучению в вузе.
3. Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на начальном этапе обучения в вузе.
1 Адаптация первокурсников к обучению в вузе как психолого-педагогическая проблема
1.1 Психологическая характеристика студентов первых курсов
Состояние здоровья любой социальной группы населения, в том числе студенчества, является проблемой, требующей комплексного рассмотрения во взаимосвязи с факторами окружающей среды, степенью социально-экономического развития, особенностями образа жизни, уровнем и доступностью медицинской помощи и культивируемым в обществе отношением к своему здоровью [8].
Начальный период обучения в университете является очень важным как в социальном, так и физиологическом отношении моментом в жизни студента.
Студенческий возраст — явление, непосредственно связанное с развитием высшей школы. К.Д. Ушинский называл этот возраст «самым решительным», т.к. именно этот период, определяя будущее человека, является очень активным временем интенсивной работы над собой.
Л.Д. Столяренко характеризует студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования [10].
По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [11].
Б.Г. Ананьев считает, что период жизни от 17 до 25 лет имеет важное значение как завершающий этап формирования личности и как основная стадия профессионализации. По мнению Б.Г. Ананьева, к 17 годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности [12].
1 Кибанов, А. Я Управление персоналом организации. Актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. — М.: КноРус, 2012. — 368 с.
2 Зарипов, Р. Н. Адаптация студентов в технологическом вузе: психолого-педагогический аспект / Зарипов Р.Н., Зарипова И.Р. // Вестник Казанского технологического университета. — 2011. — № 24. — С. 236 - 242.
3 Антипова, Л. А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе / Л.А. Антипова // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 2. — С. 52 - 56.
4 Земцова, Е. М. Адаптация студентов младших курсов к вузу как основа будущей конкурентоспособности специалиста / Е.М. Земцова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2012. — № 26. — С. 146 - 148.
5 Крысова, В. А. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность / В.А. Крысова, Ж.Ю. Федяева // Концепт. — 2014. — № 86. — С. 36 - 40.
6 Долгова, В. П. Нижегородцева Е. С. Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете В.П. Долгова, О.А. Кондратьева // Концепт. — 2015. — Т. 31. — С. 66 - 70.
7 Резник, С.Д. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы / С.Д. Резник, М.В. Черниковская, Е.В. Носова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2017. — №2. — С. 36-41.
8 Агаджанян, Н.А. Двигательная активность и здоровье / Н.А. Агаджанян, В.Г. Двоеносов, Н.В. Ермакова, Г.В. Морозова. — Казань: Изд-во КазГУ, 2005. —216 с.
9 Абдуллина, О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О.А. Абдуллина // Высшее образование в России. — 1993. — № 3. — С. 185-190.
10 Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. — Р /наД.: Феникс, 1997. — 736 с.
11 Зимняя, И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2000. — 384 с.
12 Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. —Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3-15.
13 Ильин, В.С. О повышении системности в педагогической подготовке студентов к работе в школе / Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки педагогических кадров: Сб. науч. тр. АПН СССР НИИ общей педагогики. — М., 1978. — С. 24—36.
14 Никитин, В.А. Начало социальной педагогики: уч. пос. / В.А. Никитин. — М.: Флинта, 1999. — 72 с.
15 Царегородцев, Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Просвещение, 1975. 277 с.
16 Александров И. А. Понятие адаптации с точки зрения психологии // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 283-285.
17 Фомин Н. А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1982. 320 с.
18 Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.
19 Милославская И. А. Социальная психология и философия / Под ред. Б. Ф. Парыгина. Вып.2. М.: Просвещение, 1973. 173 с.
21 Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). М.: Ереван, 1988. 253 с.
22 Саблин В. С. Психология человека. М.: Мысль, 2004. 352 с.
23 Терещенко Н. Г. Психологическое обеспечение адаптации персонала в организации // Адаптация личности в современном мире / под ред. М. В. Григорьевой. Саратов: Научная книга, 2012. С. 204–215
24 Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 176 с.