Введение
1. Теоретические основы применения наглядности в формировании речевых навыков в умении аудирования
1.1 Теоретические основы обучения аудированию в средней школе
1.2 Характеристика средств обучения иностранному языку и видам речевой деятельности в средней школе
1.3 Обоснование роли наглядности как фактора, определяющего успешность аудирования иноязычной речи
2. Практические аспекты методики использования средств наглядности в формировании речевых навыков в умении аудирования
2.1 Определение методов и приемов комплексного использования средств наглядности в обучении восприятию иноязычной речи на слух
2.2 Разработка заданий и упражнений комплексного использования средств наглядности для обучения аудированию иноязычной речи
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном мире все больше возрастает роль иностранного языка. Владение иностранным языком становится необходимым условием. В связи с этим уроку иностранного языка в школе уделяется пристальное внимание. Разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие подходы к изучению иностранного языка, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и повышению мотивации.
Одним из таких подходов является использование визуальной наглядности при обучении иностранному языку. Приемы визуализации материала являются актуальным средством обучения на разных этапах усвоения иностранного языка, способствуют более качественному усвоению знаний при любом виде деятельности на уроке иностранного языка.
Использование наглядности на уроках иностранного языка возможно при изучении лексики, грамматики, синтаксиса, страноведения.
Применение визуальных средств в иноязычном образовании только получает свое распространение. Как показывает практика и традиции иноязычного образования, принцип наглядности всегда был одним из основополагающих принципов обучения иностранным языкам. Использования наглядности характерно для всех этапов обучения, область ее применения постоянно расширяется. В современных условиях мы все больше говорим не просто о средствах наглядности, но о средствах визуализации, в основе созданиях которых лежат различные способы обработки и компоновки информации, позволяющие представлять ее в компактном и удобном для восприятия и использования виде.
Изучением принципа наглядности занимались Я.А. Коменкий, К.Д. Ушинский; на современном этапе Н.В. Изотова, Е.Ю. Буглаева и т.д.
Но проблема заключается в том, что, несмотря на значительное распространение визуальных средств, их использование в процессе обучения зачастую бессистемно и хаотично. Данный факт обуславливает актуальность выбранной темы.
То есть, ставя целью найти способы визуализировать учебную информацию, мы решаем вопрос об увеличении мотивации и повышении уровня усвояемости изучаемой дисциплины.
1. Теоретические основы применения наглядности в формировании речевых навыков в умении аудирования
1.1 Теоретические основы обучения аудированию в средней школе
Термин «аудирование», или понимание воспринимаемой на слух речи, был впервые использован психологом из США Брауном. По своей сути аудирование является перцептивной мыслительно-мнемической деятельностью [1, c. 23].
Обучение восприятию речи на слух должно занимать важную позицию еще в само начале изучения языка. Таким образом, будет предоставлена возможность для реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей. Необходимо обучить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, а также формировать умение строить предположения относительно последующей смысловой наполненности звучащего текста. Во время процесса обучения восприятию устной речи воспитывается культура слушания на иностранном и родном языках.
Во время занятий достигаются некоторые образовательные цели, а именно: обеспечивается возможность понимания устного текста, овладения звуковой стороной изучаемого языка, его интонацией, фонемным составом (ритм, ударение и мелодика). Во время прослушивания устной речи происходит обогащение личного вокабуляра учащегося, усвоение грамматической структуры языка. Все это облегчает процесс овладения говорением, чтением и письмом. По этим причинам занятия, посвященные обучению восприятия и понимания иностранной речи на слух, используются в качестве основных либо вспомогательных в образовательном процессе.
Зачастую овладение восприятием устной речи представляет собой процесс, разделенный на этапы. Известный методист и преподаватель английского языка Н. В. Елухина считает, что система обучения аудированию включает три основных этапа [2, c.42]:
1. Уровень элементарный: формирование перцептивной базы (5-6 классы).
На этом этапе происходит формирование слухо-произносительных навыков и речевого слуха. Становление артикуляционных навыков происходит с опорой не только на речь учителя, но и с опорой на речь других лиц, в том числе носителей языка.
2. Уровень продвинутый: развитие исследуемого вида речевой деятельности (7-9 классы).
Происходит формирование основных умений аудирования, развитие данного вида речевой деятельности. К этому времени учащиеся уже владеют определенным запасом языковых средств и навыками их узнавания на слух.
3. Уровень завершающий: овладение устным общением, в ходе которого учащийся выступает в роли слушающего (10-11 классы) [2, c.44].
2. Практические аспекты методики использования средств наглядности в формировании речевых навыков в умении аудирования
2.1 Определение методов и приемов комплексного использования средств наглядности в обучении восприятию иноязычной речи на слух
Термин «наглядность» обычно относится к принципу, которым руководствуется учитель в процессе изучения иностранных языков. Визуализация обеспечивает объединение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, способствует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его поддержкой.
Визуализация как средство обучения предназначена для создания статических и динамических образов учащихся. Это может быть предмет или иллюстрация. Понятие «инструменты визуализации» (визуальные средства) по своему содержанию очень близко к понятию «наглядные пособия», но гораздо шире по своему охвату. Например, телепередача, рисование на доске, рисунки в учебнике относятся к инструментам визуализации, но не являются наглядными пособиями [7].
Наглядные пособия – это специальные предметы, используемые учителем в классе. Они могут быть в виде коллекций, таблиц с рисунками и схемами, аппликаций, диафильмов, раздаточных материалов, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие предметы и явления, являются основными средствами обучения, а различные приборы, инструменты и технические средства являются вспомогательными [21, с.112].
Навыки аудирования развиваются более успешно, когда звуковые и визуальные каналы информационного потока используются во взаимодействии, что облегчает учащимся понимание звука речи и дает возможность судить о том, что было сказано более полно, чем с отдельными сообщениями. Визуальная поддержка важна не только для семантического понимания, но и для последующей передачи контента. Она разгружает память, способствует сегментации речевого потока, повышает точность и полноту понимания, поскольку «пропускная способность» слухового анализатора во много раз меньше визуального [16, c. 78]. То есть необходимо подчеркнуть важность использования видеофильмов, картинок, постеров, таблиц, схем и пр. в учебном процессе при обучении слушанию речи. Это связано со следующими причинами:
- экранные инструменты для современных детей распространены и любимы, а встреча с ними на уроках английского доставляет им радость;
- использование видеороликов, картинок, плакатов, таблиц и диаграмм помогает учителю раскрыть свои творческие способности;
- использование экранных инструментов и других инструментов визуализации помогает учителю расширять диапазон ситуаций в рамках темы, над которой он работает, каждый раз представляя что-то новое, что представляет интерес для учеников и дает им толчок к речи и, следовательно, позволяет им более полно реализовать коммуникативную направленность образовательного процесса [22, с.18].
Заключение
Таким образом, применение традиционных технологий обучения не дает возможности учащимся научиться добывать знания самостоятельно, а увеличивающийся объем информации приводит к тому, что знания и умения учащихся приобретают хаотичный характер, что не позволяет в дальнейшем самостоятельно продолжить изучение иностранного языка.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Принцип наглядности играет особую роль в обучении иностранному языку. Он предполагает использование средств наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и представлений, создающихся на основе применения этих средств, в умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её. Наглядный материал независимо от возрастных особенностей запоминается намного лучше. Стоит учесть, что степень использования наглядности различна на разных этапах обучения. Наиболее полно она используется на начальном этапе, где довольно широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. На среднем и продвинутом этапах обучения наглядность сочетается с теоретическими положениями, которые излагаются преподавателем или формулируются в учебнике и играют роль исходного начала в обучении. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие. Наглядные пособия используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.
Важную роль также играют имитационные упражнения «слушай и повторяй». Эти упражнения устремлены на вырабатывание навыков узнавания (идентификации) в потоке речи звуков, слов, выражений, интонационных и грамматических структур, синтаксических форм предложения.
1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. – М., 2004 – 223 с.
2. Елухина, Н.В. преподавание иностранного языка в средней школе / Н. В. Елухина. – М., 2001. – 44 с.
3. Леонтьев, В.А. Общая методика преподавания иностранным языкам / В. А. Леонтьев. – М., 1982. – 44 с.
4. Пассов, Е.И. Организация работы по обучению чтению и аудированию / Пассов Е. И. – М.: Просвещение, 1987. – 32 с.
5. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе /И. А. Зимняя. // М. : Просвещение, –1991. – С.16 – 18.
6. Смирнова Л. П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы их контроля. – М., – 1982. – С. 26 – 27.
7. Близнюк, А.И. Основы картинной наглядности для обучения устной иноязычной речи в школе: автореф. дис. канд. пед. наук / А.И. Близнюк. – М., 1976. – 102 с.
8. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. – СПб: Полиус, 1998. – 639 с.
9. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для учеников пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М: АСТ: Астрель, 2008. – 272 с.
10. Титова, С.В. Развитие коммуникативной компетенции с помощью визуализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:titova.ffi.msu.ru/articles / Development-of-IC-by-me…of-Visualisation.doc. – Дата доступа.
11. Щербакова, А.С. Электронное пособие: новый взгляд на принцип наглядности в обучении иностранным языкам / А.С. Щербакова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2013. – № 35-1. – С. 84–85.
12. Колесникова, А.И. Из опыта использования метода flashcards на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе / А.И. Колесникова // Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. – Иваново: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановская государственная сельскохозяйственная академия им. акад. Д.К. Беляева, 2017. – С. 196–200.
13. Бондарев, М.Г. Использование инфографики как инструмента визуализации учебного текста в рамках курса «Иностранный язык для специальных целей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://digital-mag.tti.sfedu.ru/lib/10/7-2012-3%2810%29.pdf. – Дата доступа.
14. Войтов, А.Г. Учебная наглядность / А.Г. Войтов. – М.: Дашков и К, 2007. – 238 с.,
15. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова Т.Е. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
16. Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранных языков / М.В. Луховицкий. – М., 1981. – 159 с.
17. Зимняя, И.А. ТСО и наглядность в обучении иностранному языку / И.А. Зимняя. – М.: Высшая школа, 1979. – 267 с.
18. Бабинская, П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, Е.А. Маслыко. – Мн.: Высшая школа, 2003. – 522 с.
19. Шехтер, И.Ю. Комплексное применение технических средств наглядности при обучении иностранному языку / И.Ю. Шахтер. – М.: Академия, 2009. – 113 с.,
20. Шахмаев, Н.М. Технические средства обучения / Н.М. Шахмаев. – М.: Просвещение, 2009. – 327 с.
21. Рожкова, Ф.М. Кинофильмы на уроках английского языка / Ф.М. Рожкова. – М.: «Просвещение», 1967. – 138 с.
22. Барышников, Н.В. Использование аутентичных видеодокументов в профессиональной подготовке учителей иностранного языка / Н.В. Барышников // ИЯШ. – 1998. – Вып. 4. – С. 18.