ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ
1.1 Особенности обучения иноязычной лексике
1.2 Классификация лексических навыков
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Виды самостоятельной работы
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ НАД ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ ПО ТЕМЕ «ВИДЫ ЖИЛЬЯ» В 10 КЛАССЕ СШ
3.1 Комплекс упражнений для внеурочной самостоятельной работы по теме «Виды жилья» в 10 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа в обучении иностранному языку, несомненно, играет очень важную роль. Не зря М. Уэст сказал: «Иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться» [6, с. 173].
Выполнение самостоятельной работы, как в учебном заведении, так и дома, позволяет учащимся развить в себе такие качества, как воля, целеустремленность, независимость. Без выполнения самостоятельной работы нельзя представить себе овладение иностранным языком на профессиональном уровне.
Говоря о самостоятельной работе учащихся, следует учесть то, что важно не только развить самостоятельность в познавательной деятельности и научить учащихся самостоятельно овладевать знаниями, умениями, навыками, но и научить их самостоятельно применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Ребенок, который не приобрел этих знаний, не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу, обязанности гражданина.
Проблема самостоятельной учебной деятельности человека представляет собой одну из сложных, многогранных и малоизученных проблем, особенно в настоящее время в связи с требованием более экономного, продуктивного, целенаправленного и управляемого процесса усвоения знаний.
В исследованиях, относящихся к средней общеобразовательной школе, первостепенное значение придается самостоятельной работе по иностранному языку учащихся на уроке, так как традиционно считается, что урок играет организующую и направляющую роль в процессе развития самостоятельности учащихся (Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Л.З. Якушина). В более поздних исследованиях акцент смещается на внеурочную работу в классе с применением различных технических средств или дома (К.Э. Безукладников, Е.К. Иващик, Т.Г. Сорокина).
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ
1.1 Особенности обучения иноязычной лексике
Целью обучения иностранному языку является развитие устной и письменной форм общения, поэтому владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой частью реализации этой цели. Иноязычная лексика помогает учащимся отражать реальную и воображаемую действительность. Именно лексические навыки, формирование, развитие и совершенствование которых происходит в процессе обучения иностранному языку, создают прочную основу для развития речевых навыков.
В науке накоплен большой опыт изучения лексики и лексических навыков, но, как подтверждают исследования известных ученых и методистов Г.И. Воронина, Н.Д. Холщовой, Е.Н. Соловьева, Г.В. Хорна и др. приоритет в обучении иностранным языкам уделялся обучению фонетике и морфологии, а затем лексике, но только на уровне словообразования. И только в последнее время, когда практика стала показывать, что известные до сих пор методы обучения лексической стороне иноязычной речи, а особенно механизм оперирования лексическими навыками, не создают прочной основы для сохранения в памяти учащихся иностранных слов и не в полной мере формируют навык оперирования ими в речевой деятельности, становится актуальным вопрос о том, как оптимизировать обучение с помощью новых технологий.
Для осуществления процесса обучения лексической стороне речи необходимо уточнить понятие «лексика». В словаре Ожегова С.И. существует следующее определение данному понятию: «Лексика – это словарный состав языка или произведения какого-либо писателя» [20, с. 405]. Так же в работе Абраменковой: «Лексика – это совокупность слов языка, его словарный состав. Этот термин используется применительно к отдельным пластам словарного состава (лексика бытовая, деловая, поэтическая и т.д.), и для обозначения всех слов, используемых каким-либо писателем или в каком-либо одном произведении» [1, с. 23].
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Виды самостоятельной работы
Существует множество различных дефиниций самостоятельной работы, которые по-разному трактуются педагогами. Так, в новейшем педагогическом словаре дается следующее понятие: «самостоятельная работа – это такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах– от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. А.Ю. Коджаспиров считает, что «самостоятельная учебная работа – средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное самообразование» [8].
В процессе учебной деятельности используются различные виды самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности учащихся. Объем самостоятельной работы учащихся определяется образовательным стандартом учебного предмета.
Виды и формы самостоятельной работы утверждаются при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
В.П. Стрекозиным были выделены следующие виды самостоятельной работы:
– работа с учебником и учебной книгой;
– работа со справочной литературой;
– решение и сопоставление задач;
– учебные упражнения обычные и в тетрадях с печатной основой;
– сочинения и описания;
– наблюдения и лабораторные работы;
– работы-задания, связанные с использованием иллюстраций, карт, схем, графиков, раздаточного материала, графические работы [18, с. 147].
Н.Ф. Коряковцева предлагает следующие виды самостоятельной работы по иностранному языку:
– Самостоятельная работа над языковыми средствами (языковым материалом) в целях накопления языковых средств;
– Работа над иноязычным текстом как продуктом лингвокультуры;
– Самостоятельная тренировочная работа над языковыми средствами;
– Самостоятельная речевая практика.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ НАД ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ ПО ТЕМЕ «ВИДЫ ЖИЛЬЯ» В 10 КЛАССЕ СШ
3.1 Комплекс упражнений для внеурочной самостоятельной работы по теме «Виды жилья» в 10 классе
Как видно из практики средней школы учащиеся старших классов, в том числе ученики 10-х классов, испытывают затруднения при усвоении большого количества лексических единиц при изучении тем. Для решения данной проблемы был разработан комплекс лексических упражнений по теме «Виды жилья» для учащихся 10-х классов [24,с.33-46]. Комплекс лексических упражнений, используемых во внеурочной самостоятельной работе английского языка, был применен для семантизации лексических единиц и отработки их в речи. Также комплекс упражнений представляет собой набор упражнений, необходимых и достаточных для формирования речевых лексических навыков.
Разработанный комплекс базируется на следующих принципах обучения:
1) принцип нарастания трудностей (от простого к сложному);
2) принцип поэтапного выделения и закрепления материала.
Цель: формирование продуктивных и рецептивных лексических навыков.
Рассмотрим разработанный комплекс лексических упражнений, построенный по принципу «от простого к сложному», то есть от уровня слова, словосочетания, предложения к уровню сверхфразового единства.
Упражнения на уровне слова.
Упражнение 1. Дать ассоциации к данному слову.
В задании приводится слово «House». Ученику нужно назвать слова - ассоциации по памяти, связанные с данным словом, например, могут быть варианты: cottage, hall, dining-room, to live и так далее.
Цель данного упражнения – активизировать ранее изученную лексику по предыдущим темам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ теоретической и методической литературы позволил установить, что основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Следовательно, речь идет не только о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, то есть о практическом владении языком, и, как следствие, о развитии коммуникативной компетенции. Изучение иностранных языков состоит из нескольких аспектов, одним из которых является процесс совершенствования новых и уже усвоенных лексических единиц. Лексика является наиважнейшим компонентом речевой деятельности. При этом основной целью обучения лексике является совершенствование у учащихся лексических навыков говорения как базового компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности.
Использование различных опор и технологий, рассмотренных в теоретической части нашей работы, способствует привлечению внимания учащихся, поддерживает мотивацию и интерес школьников к изучению иностранного языка, и, учитывая индивидуальные особенности учеников, позволяет наиболее продуктивно прорабатывать и усваивать лексические единицы каждым учеником в индивидуальном темпе.
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что самостоятельная работа — это неотъемлемая часть учебного процесса. Для развития самостоятельности учащихся важно учитывать возрастные особенности учащихся, вызывать мотивацию и учитывать цели каждого ученика, развивать интерес к учебной дисциплине.
1. Абраменкова, В.В. Игра формирует душу ребенка / В.В. Абраменкова // Мир психологии. – 2008. – №4. – С. 74-80.
2. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб: Златоуст, 1999. – 448 с.
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов по спец. №2103 «Иностр. яз.» / И.Л. Бим. - М.: Русский язык, 1988, - 124 с.
4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
5. Гиниатуллин, И.А. Самостоятельная работа в обучении иностранному языку как специальности / И.А. Гиниатуллин // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – С. 120-126.
6. Гиниатуллин, И.А. О некоторых аспектах качественной языковой подготовки бакалавров-лингвистов / И.А. Гиниатуллин // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. – С. 173-174.
7. Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика / Г.А. Китайгородская. – М.: Высшая школа, 2009. – 242 с.
8. Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспиров. –Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». – 2005. – 448 с.
9. Козырева, О.А. Культура самостоятельной работы / О.А. Козырева. – Новокузнецк: НГПИ, 1987. – 102 с.
10. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. – Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192 с.
11. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей / Н.Ф. Коряковцева. – М: АРКТИ, 2002. – 176 c.
12. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. – М: РАО/МПСИ, 2001. – 127 с.
13. Миньяр-Белоручев, Р.К. Как стать переводчиком? / Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: Готика, 1999. – 176 с.
14. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М.: Глосса- 61 Пресс, 2010. – 336 с.
15. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1980. – 309 с.
16. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. - 89 с.
17. Самостоятельная работа учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.slideshare.net/bukish/ss-43893653 . – Дата доступа:
18. Стрекозин, В.П. Организация процесса обучения в школе / В.П. Стрекозин. – М: Просвещение, 1968. – 125 с.
19. Тематический видео-урок с субтитрами на английском языке: Homes in Great Britain / Дома в Великобритании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dtg.adminu.ru/2013/05/homes-video/. – Дата доступа:
20. Толковый словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова [и др.]. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
21. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие / С.Ф. Шатилов. – М.: Просвещение, 2004. – 295 с.
22. Щукин, А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы) / А.Н. Щукин. – М.: ВК, 2012. – 208 с.
23. Фадеева, Н.Б. Об основных функциях самостоятельной работы в обучении иностранному языку / Н.Б. Фадеева // Вопросы интенсификации обучения иностранному в школе. - М., 1987. - № 4. - С. 42-45.
24. Юхнель, Н.В. Английский язык: учеб. пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Н.В. Юхнель, Е.Г. Наумова, Н.В. Демченко. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 317 с.