Введение
Глава 1 Понятие и виды международных правительственных организаций
1.1 Понятие международных правительственных организаций
1.2 Виды международных правительственных организаций
Глава 2 Деятельность международных правительственных организаций
2.1 Лига арабских государств
2.2 Отдельные арабские межправительственные организации
2.3 Совет сотрудничества арабских государств персидского залива
Заключение
Список использованных источников
Введение
Любое государство способно существовать и эффективно функционировать лишь будучи органичным единством сущности, содержания и формы. Чтобы государство надлежащим образом исполняло свои функции и его механизм действовал максимально качественно и слаженно, требуется четкая система работы всех органов власти. В последние годы благодаря трудам ученых-правоведов накоплен значительный фактический материал по проблемам определения формы государства в целом и ее элементов в частности, который требует систематизации, обобщения и критической, объективной оценки. В то же время, как справедливо отмечается учеными, вопрос государственного устройства представляет собой глобальную проблему. Каждое из современных государств имеет ту или иную форму государственного устройства. Она весьма подвижна и сложна. Есть стабильные государства, то есть страны с устойчивой структурой, с оптимальной формой государственного устройства, а есть государства быстро образованные, «искусственно» созданные, проблемы которых, как правило, ведут к политической напряженности во всем регионе, к вооруженным столкновениям (по примеру Югославии) [5, c. 5].
В исследованиях, посвященных формам межгосударственных объединений, международно-правовой статус и природа конфедераций определяется недостаточно четко, что связано со спецификой и непостоянством подобного рода образований, особенностями формирования и существования, а также с их незначительным числом. Чаще всего акцент делается на их временном и переходном характере, а также на двух путях развития таких объединений: или распад, или трансформация в государственный организм. Обращаясь к историческим примерам, следует сказать, что конфедеративная природа межгосударственных союзов наиболее заметно проявилась в союзе швейцарских кантонов, Рейнском союзе (1806–1813 гг.) и Конфедеративных штатах Америки (1861–1865 гг.).
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с деятельностью межправительственных организаций.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие международных правительственных организаций;
- определить виды международных правительственных организаций;
- проанализировать Лигу арабских государств;
- определить отдельные арабские межправительственные организации;
- рассмотреть Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.
Глава 1 Понятие и виды международных правительственных организаций
1.1 Понятие международных правительственных организаций
Несмотря на присутствие значительного числа международных организаций и их возрастающую роль в современных международных отношениях, в настоящее время подходы к определению концепции международной межправительственной организации не характеризуются единообразием. В связи с этим Е.С. Кривчикова указывает на отсутствие общепринятого определения международной организации, разработанного государствами и признанного ими, на доктринальный характер этой проблемы и на необходимость разработки особенностей, отличающих ММПО от других ассоциаций, существующих на международной арене [1 , с.19]. В литературе используется такой обобщающий термин, как «международный орган», который объединяет такие институты международного права, как международные конференции, международные организации и международные комиссии и комитеты [2, с. 17].
Следует отметить, что проблема определения понятия «международная межправительственная организация» и выделения характеристик ММПО является предметом внимания многих ученых.
Так, Е. А. Ибаева - международная (межгосударственная) организация как объединение государств, созданное на основе международного договора для достижения определенных целей, имеющее соответствующую систему постоянных органов, обладающее международной правосубъектностью и созданное в соответствии с международным правом. Это определение основано на следующих особенностях международной организации: на договорной основе? иметь определенные цели? соответствующая организационная структура? независимые международные права и обязанности? учреждение в соответствии с международным правом [3, с. 17-21].
Дж. Вуд и Д. Серрей различают три особенности, которые позволяют провести различие между международными организациями как таковыми и другими типами ассоциаций: организация - должна ли быть какая-то организационная структура, то есть постоянный элемент? международный характер - должна ли организация иметь международный характер, то есть объединять независимые государства или территории или национальные ассоциации, которые отвечают требованиям, необходимым для заключения союза с другими для достижения общей цели? цель на международном уровне - организация должна иметь цель на международном уровне, то есть цель, которая в основном представляет общий интерес для ряда государств или территорий [4, с. 299].
Глава 2 Деятельность международных правительственных организаций
2.1 Лига арабских государств как международная правительственная организация
Борьба Ирака и Египта стала неотъемлемым атрибутом Лиги арабских государств с момента ее создания в 1945 году и привнесла в нее своеобразный баланс системы власти, дух соперничества и конкуренции. Такое выравнивание было предопределено рядом объективных и субъективных причин. Исторически Каир и Багдад были центрами древнейших доисламских цивилизаций, а затем и арабо-мусульманского мира. Ирак, как и Египет, находился в колониальной зависимости от Британии, одновременно развивая свою политическую систему. Во время Первой мировой войны в Египте рост культурного национализма, основанного на доисламской эре, находился в противоречии с идеями движений исламских реформ, которые получили импульс в начале 20-го века. Такие настроения в стране фараонов оказали значительное влияние на развитие египетского национализма, сделав его очень ограниченным и противоречащим арабскому национализму, который активно развивался в то время в Сирии. После окончания Первой мировой войны египетские националисты сосредоточились прежде всего на долине Нила и Судане, а также на вопросах отделения от Британии и возможности проведения независимой внутренней и внешней политики.
В отличие от Египта Ирак изначально принимал активное участие в развитии идей арабского национализма, зародившегося в Сирии и Ливане. Еще перед Первой мировой войной Багдад присоединился к арабскому националистическому движению, подтвердив тем самым необходимость достижения арабскими государствами автономии, а после объединения – Арабской федерации. Более того, Ираку как полунезависимому государству удалось стать центром арабского национализма уже в 1920-е гг. Во многом это было связано с активно лоббируемой в иракских политических верхах идеей т.н. «Плодородного полумесяца»5, объединявшей Ирак, Сирию, Ливан, Трансиорданию и Палестину в одно государство.
Таким образом, в первой половине XX в. в Каире и Багдаде параллельно развивались два разных типа культурного национализма. Первый уходил корнями к эпохе фараонов и рассматривал в качестве зоны собственного влияния четко обозначенную территорию.
Заключение
На пути к подлинной экономической интеграции арабским государствам придется преодолеть текущие экономико-политические разногласия и найти возможные пути и методы повышения эффективности использования своего потенциала.
Страх решительных перемен гложет арабский регион до такой степени, что зачастую удерживает правительственную верхушку даже от необходимых мер.
Экономическая мысль сформирована в основном из рекомендаций мировых наднациональных структур. Они базируются на универсальном подходе к управлению экономическими процессами и не учитывают арабские реалии.
Углубление интеграционных процессов в странах арабского мира отражает две главные тенденции развития мировой экономики – глобализацию и регионализацию, в условиях которых происходит унификация механизмов экономики, выработка единого подхода к региональным и мировым проблемам, который облегчит включение региона в современную глобальную систему. Региональные организации в большинстве случаев представляют собой базу для укрепления безопасности и стабильности экономического развития, социально-культурного роста, помогают странам-членам защищать свои интересы на мировой арене, определяют уровень их национально-политического развития.
Ближний Восток обладает немалым количеством территорий, которые вполне подходят для основания свободных промышленных зон (район Аль-Ариш, Рафах на Синайском полуострове, северное побережье Аккабского залива в районе Эйлата и Аккабы, Южный Ливан, сектор Газа).
План строительства порта в секторе Газа подразумевает под собой создание свободной экономической зоны без налогов и валютного контроля, а имеющийся большой резерв рабочей силы сможет обеспечить открытие промышленных производственных фабрик. Это кажется нереальным, но интенсивное развитие глобальной экономики может превратить территорию в развитый научно-производственный кластер с современной транспортной и телекоммуникационной структурой.
Выделяя основные характеристики региональной интеграционной модели, следует причислить к ним заторможенность и стихийность в прохождении стадий интеграции. Можно лишь надеяться, что низкий интеграционный уровень региона изменится при перестройке механизма национальных экономик и даст возможность перейти.
1. Венская конвенция о праве международных договоров : [заключена в г. Вене 23.05.1969 г.] // Эталон –Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Вуд, Дж. Дипломатический церемониал и протокол / Дж. Вуд, Д. Серре. – М. : Междунар. отношения, 2003. – 416 с.
3. Ибаева, Е. А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций : учеб. пособие / Е. А. Ибаева, М. Поточный. – М. : Изд-во МГУ, 1988. – 192 с.
4. Исаев, Л.М. «Перманентная революция»: арабский мир в поисках стабильности / Л.М. Исаев // Неприкосновенный запас. – 2011(2). – № 5. – С.55-56.
5. Исаев, Л.М. Лига арабских государств – история создания // Л.М. Исаев // Восток (Oriens). – 2011(1). – № 3. – С.34-37.
6. Каламкарян, Р. А. Международное право : учеб. / Р. А. Каламкарян, Ц. И. Мигачев. – М. : Эксмо, 2004. – 688 с.
7. Карпович, О. Г. Современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях : автореф. дис. … д-ра полит. наук / О. Г. Карпович. — М., 2012. – 21 с.
8. Ковальчук, А. Т. Эволюция российских концепций многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на постсоветском пространстве : дис. … канд. полит. наук / А. Т. Ковальчук. — М., 2014. – 45 с.
9. Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества : [заключена в г. Будапеште 05.12.1980 г.] // Междунар. центр научной и технической информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icsti.su/portal/regulation/?number=2&lang=_r.
10. Конвенция о транснациональных корпорациях : [заключена в г. Москве 06.03.1998 г.] // Эталон –Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. Копылов, И. А. Национальная безопасность современной России через призму политико-правовых и нормативных документов государства / И. А. Копылов, А. И. Сацута // Вестник Екатерининского института. — 2017. — № 3. – С.56-58.
12. Корниленко, А. В. Стратегия развития российского миротворчества в глобальной системе международной безопасности : автореф. дис. … канд. полит. наук / А. В. Корниленко. — М., 2015. – 21 с.
13. Крылов, Н. Б. Правотворческая деятельность международных организаций / Н. Б. Крылов. – М. : Наука, 1988. – 170 с.
14. Лукашук, И. И. Международное право. Особенная часть : учеб. / И. И. Лукашук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд. БЕК, 2001. – 456 с.
15. Малинин, С. А. Правосубъектность международных организаций / С. А. Малинин, Т. М. Ковалева // Правоведение. – 1992. – Ч 5. – С. 53–62.
16. Малышев, Д. В. Превентивная дипломатия ООН в Центральной Азии / Д. В. Малышев // Вестник Московского университета. Сер. 25 «Международные отношения и мировая политика». — 2010. — № 2. – С.45-47.
17. Международное право : учеб. / отв. ред. Ц. М. Колосов, В. И. Кузнецов. – М. : Междунар. отношения, 1998. – 624 с.
18. Миротворческая деятельность, её роль и место в поддержании международного мира и обеспечении коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности / сб. докл. / под ред. В. В. Карякина, В. С. Зиновьева. — М. : РИСИ, 2014.
19. Моравецкий, В. Функции международной организации / В. Моравецкий пер. с пол. под ред. Г. И. Морозова. – М. : Прогресс, 1976. – 384 с.
20. Морозов, Г. И. Международные организации. Некоторые вопросы теории / Г. И. Морозов. – М. : Мысль, 1974. – 332 с.
21. О международных договорах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., Ч 421-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2014 г., Ч 124-З // Эталон –Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22. Проект статей об ответственности международных организаций // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/intorg_responsibility.pdf.
23. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2152 (XXI) : 17 нояб. 1966 г. // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. https://www.un.org/ru/ga/21/docs/21res.shtml.
24. Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию : [заключено 17.12.1985 г.] // Организация Объединенных Наций
25. Устав Организации Объединенных Наций по промышленному развитию : [заключен в г. Вене 08.04.1979 г.] // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/bylaws/unido_constitution.pdf.
26. Филимонова, Е. Правотворческая функция международных межправительственных организаций: современные тенденции / Е. Филимонова // Дир. междунар. права и междунар. отношений. – 2007. – Ч 3. – С. 20–26.