Введение
Глава 1 Теоретические основы развития связной речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Понятие связной речи и ее развитие в онтогенезе
1.2 Особенности развития связной речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Методики формирования связной речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Диагностика уровня развития связной речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования
2.3 Методические рекомендации по развитию связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
Заключение
Список использованных источников
Введение.
В современном обществе появляется большое количество детей с особенностями развития. Среди данной категории детей большую часть занимают дети с тяжелыми нарушениями речи. Для преодоления нарушений речи такие дети нуждаются в специальном обучении. При тяжелых нарушениях речи у ребенка наблюдается нарушение всех сторон речи: фонетической, фонематической, лексической и грамматической.
Работа с учащимися младших классов, страдающими недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой нарушения и неоднородностью клинических проявлений. Недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре нарушения выявляются нарушения и неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Основная задача логопедического воздействия на таких учащихся младших классов – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.
1.1 Понятие связной речи и ее развитие в онтогенезе.
Проблема развития связной речи изучались в различных аспектах многими педагогами, лингвистами, логопедами. Среди них можно выделить: А. М. Бородич, Л. С. Выготского, В. К. Воробьеву, А. М. Леушину, Е. И. Тихееву, Т. А. Ткаченко, К. Д. Ушинского, Е. А. Флёрину.
Характеристика и сущность связной речи и ее особенностей рассматривается в современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературе.
В современной лингвистической литературе для описания связной речи используется термин «текст». По мнению И. Р. Гальперина, текст представляет собой произведение речетворческого процесса, которое обладает такими свойствами как:
завершенность;
целенаправленность и интеграция;
тематическое единство;
наличие заголовка, особых сверхфразовых единств;
лексическая, грамматическая, логическая, стилистическая связи [12, с. 4].
В качестве основных категориальных признаков текста выступают смысловая цельность (целостность) и связность. Не менее важными категориями текста являются информативность, последовательность, ретроспекция, завершенность (И. Р. Гальперин, А. А. Леонтьев, Л. М. Лосева).
Цельность проявляется в содержании (тематическое единство), в функциях (стилистическое единство) и в форме (структурное единство).
Связность определяется как структурная целостность, то есть внешнее выражение смысловой и коммуникативной целостности текста. Так, связность устанавливается на четырех уровнях: интонационно-ритмическом, формально-грамматическом, семантическом, коммуникативном. Это означает, что связность выполняет функция обеспечения интонационных, семантических, лексических, грамматических средств, образующих органическое единство [14, с. 94].
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
2.1 Диагностика уровня развития связной речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.
Цель экспериментального исследования: выявить особенности связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
1) провести анализ литературы по проблеме исследования, сформировать выборку исследования, подобрать диагностические методики исследования, описать критерии оценок по методикам исследования;
2) провести диагностическое исследование связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и младших школьников без речевых нарушений;
3) провести обработку и интерпретацию полученных данных, количественный и качественный анализ, провести сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной группы.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 17 г. Лиды».
Контингент исследования: всего в исследовании приняли участие 20 учащихся 2-х классов в возрасте от 7 до 8 лет (10 мальчиков и 10 девочек с тяжелыми нарушениями речи).
Для проведения сравнительного анализа были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли 10 детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи; контрольную группу составили 10 детей младшего школьного возраста без речевых нарушений.
Согласно логопедической и медицинской документации, все дети с тяжелыми нарушениями речи имеют 3 уровень речевого развития, нормальный интеллект, полноценный слух.
Изучение связной речи у младших школьников проводилось с использованием заданий из тестовой методики диагностики устной речи Т. А. Фотековой [30].
Заключение.
Связная речь представляет собой развернутое изложение содержания текста, которое характеризуется логичностью, последовательностью и точностью. Развитие связной речи происходит в несколько этапов совместно с развитием мышления, увеличением сложности детской деятельности и разнообразием формами общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Речь приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К началу младшего школьного возраста ребенок практически овладевает связной речью (родным языком), развернутой фразовой речью, фонетикой, лексикой и грамматикой в пределах, необходимых и достаточных для устного общения на доступные ребенку темы.
Развитие связной речи у младших школьников может затрудняться в связи с нарушением у них речи. Речевое недоразвитие может быть представлено от отсутствия общеупотребительной речи и частичного отсутствие речи до развернутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе. У учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи отмечена недостаточность словообразовательных процессов, особенно касающихся качественных и относительных прилагательных, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, связной речи. При составлении высказываний учащиеся младших классов с недоразвитием речи совершают смысловые ошибки, пропускают фрагменты текста, что нарушает его связность текста. Также учащиеся младших классов с тяжелыми нарушениями речи испытывают затруднения уже на уровне планирования содержания рассказа.
Для учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи характерен низкий уровень умения пересказывать прослушанный текст; у них отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов, без наводящих вопросов пересказ для них недоступен.
1. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
2. Баль, Н. Н. Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии / К. Ю. Андреева [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Баль. – Минск : Зорны Верасок, 2014. – 163 с.
3. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 158 с.
4. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениям речи / Программа для специальных дошкольных учреждений/ Авторы-сост. Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск : НИО 2007. – 280 с.
5. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи [Текст] / под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 160 с.
6. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении / В. В. Гладкая. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 112 с.
7. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
8. Гребенченко, Л. В. Виды заданий по формированию связной речи [Текст] / Л. В. Гребенченко // Начальная школа. – 2001. – № 9. – С. 100-102.
9. Грищенкова, О. В. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / О. В. Грищенкова // Сборник трудов, посвящённых 30-летию факультета специального образования «Современная теория и практики специального образования». В 3 частях. Ч. 2. – Минск : БГПУ, 2006. – С. 66 – 75.
10. Грищенкова, О. В. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках “Человек и мир”: учебно-метод. пособие. Мн. : БГПУ, 2008. – 36 с.
11. Жукова, Н. С.: Кн. для воспитателя детского сада /сост. Н. С. Жукова и др. – М.: Просвещение, 2007. – 271c.
12. Зайцева, Л. А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л. А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 1998–210 с.
13. Кондакова, М. В. Из опыта исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста / М. В. Кондакова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 7. – С. 29-30.
14. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
15. Кривовязова, Н. Д. Обучение в 1 классе : Учеб.-метод. пособие / Н. Д. Кривовязова, И. Н. Ясова. – Мн. : НМЦентр, 1998. – 68 с.
16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос.акад. образования . – 5-е изд. – М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175.
17. Лауткина, С. В. Комментированное рисование как метод развития речи детей: методические рекомендации: в 2 ч. / С. В. Лауткина, Ж. А. Рулева. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2014. – 47 с.
18. Лисина, М. И., Смирнова, Р. А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / Под ред. Я. Л. Коломинского. – Минск : Сила, 2005. – 194 с.
19. Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А. А. Максимова // Плюс До и После. – 2005. – № 1. – С. 1–5.
20. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
21. Программа для СДУ. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи / Ю. Н. Каслякова, Л. Н. Мороз. – Мн. : 2007. – 280 с.
22. Рыбникова, М. А. Избранные труды [Текст] / М. А. Рыбникова. – М. : Академия пед. наук РСФСР, 1958. – 609 с.
23. Серединская, О. Х. Курс «Человек и мир» как средство социализации младших школьников : в спец. шк. / О. Х. Серединская // Дэфекталогія. – 2000. – №1. – С. 60-66.
24. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : Кн. для учителя / Е. С. Слепович. – Мн. : Народная асвета, 1989. – 64 с.
25. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 классы) [Текст]/ Л. Ф. Спирова. – 2-е изд. – М : МСГИ, Е. В. Карпов, 2004. – 200 с.
26. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
27. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2008. – 144 с.
28. Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего младшего школьного возраста тяжелыми нарушениями речи: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Е. Г. Федосеева. – Москва : МПГУ, 1999. – 191 с.
29. Федотова, Л. А. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями / Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2013. – № 1. – С. 45-49.
30. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М. : Айрис-пресс, 2000. – 236 с.