ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ФАРМАЦЕВТА И ВРАЧА
2 РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3 ПРОБЛЕМАТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие фармации на современном этапе пришло к тому, что у фармацевта спектр профессиональных функций значительно расширился. Система взаимоотношений медицинский работник-фармацевт в настоящее время в обществе существенно изменилась в процессе борьбы за пациента. При этом оказание полноценной фармацевтической помощи с соблюдением профессиональных и этических норм является основой улучшения, сохранения и поддержания здоровья населения. Актуальность данной работы заключается в том, что взаимоотношения между фармацевтом и врачом в большой степени определяют успех оказания медицинской помощи больному. Несмотря на успешность работы по разработке проблем взаимодействия фармацевта и врача, отмечается недостаточная теоретическая освещенность отдельных аспектов, сдерживающих ее широкое использование в практике отечественного здравоохранения. Все это определяет необходимость дальнейшего исследования данной области. Цель исследования: рассмотреть взаимоотношения фармацевта и медицинского работника. Исходя из цели исследования, были выделены и решены следующие задачи работы: 1.Расмотреть взаимодействие между фармацевтом и врачом в разрезе исторических аспектов. 2.Определить роль фармацевтического работника в системе здравоохранения. 3.Выявление проблемных сторон во взаимоотношении фармацевта и врача. Отечественные и зарубежные ученые в своих работах описывают значимость и проблематику взаимоотношений фармацевтического и медицинского работника, свой клад в разработку данной проблемы внесли: А.Л. Церковский, Т.Г. Кирсанова, В.П. Лопатина, И.М. Раздорская, О.И. Слюсар, и др. Методологическая основа исследования базируется на принципах здравоохранения, организации деятельности в сфере обращения лекарственных средств; международных концепциях реализации роли фармацевта в системе здравоохранения и рекомендациях ВОЗ. Объектом исследования стали непосредственно взаимоотношения между фармацевтом и врачом.
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ФАРМАЦЕВТА И ВРАЧА
В разные исторические периоды характер развития медицины и фармации был сложным исходя из материального благосостояния общества. В настоящее время медицину и фармацию представить друг без друга невозможно. Но между тем, на их взаимоотношениях сказалась многолетняя борьба за «право власти», хотя на первый взгляд это сложно заметить ведь у каждого свои функции в цепочке врач-пациент-фармацевт. При этом когда-то они были единым целым, после уже фармация отделилась, но цель, которую они преследуют в процессе осуществления своей деятельности всё та же – помощь в сохранении здоровья тех, кто к ним обратился. Знатоки лекарственного дела были известны с давних времен, но фармация как наука была неотъемлемой частью медицины и именно врачи объединили в процессе своей деятельности лекарствоведение, все отрасли медицины, естествознание и философию. Фармация – это комплекс наук и практических знаний в области разработки, исследования, производства, изготовления, стандартизации, контроля качества, хранения, отпуска и реализации средств, применяемых в медицине с лечебными и профилактическими целями. В комплексе с фармакологией фармация составляет науку о лекарствах [7, с.4]. История возникновения и развития фармацевтики и медицины теснейшим образом связана с историей развития человечества. Сохранение человеческого рода полностью зависело от качества и ассортимента имеющихся лекарственных средств и медицинских инструментов. В эпоху античности материалом для изготовления медицинских инструментов в основном была бронза. Такие инструменты были найдены, например, на территории Италии, в Помпеях. Египтяне в папирусе Эберса (около 1500 г. до н.э.) оставили описание 800 рецептов различных лекарственных форм (пилюли, мази, отвары, настойки, пластыри, примочки и др.). В письменном памятнике Древней Индии «Аюрведа» («Книга жизни»), который относится к IX—III векам до н. э., описано 760 лекарственных растений и свойства широкого перечня лекарственных веществ с распределением их по действию: патогенные, рвотные, наркотические и др. Гиппократ (460—377гг. до н. э.) в своем сборнике «Corpus Hippocraticum» уделял большое внимание лекарствам растительного происхождения, предлагая хранить их в хорошо закрытых сосудах из стекла и глины. В XIII—XIV веках во Франции, Англии и Голландии устанавливаются правила хранения и отпуска ядов и «секретных» средств.
2 РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Завершающим этапом доведения лекарственных средств до пациента является аптека, именно поэтому к профессиональной деятельности фармацевта должны предъявляться особые требования и кроме этого они обязательны к исполнению. В настоящее время научные сообщества и производители лекарственных средств достигли высоких результатов в разработке лекарственных препаратов, аптеки насыщены разнообразными препаратами, для одних необходимы рецепты, другие же – безрецептурны. Последние позволяют людям быстро и экономично решить многие проблемы, избегая ненужного посещения врача. Но при этом упускается тот значимый факт, что использование безрецептурных лекарственных средств, как и рецептурных, имеет ряд ограничений. Прийти в аптеку, как правило, легче, в том числе и психологически, чем на прием к врачу. Поэтому многие люди предпочитают получать консультацию именно в аптеке. Это более удобно, доступно и, что немаловажно – бесплатно. Посетители аптек теперь приходят не только по причине заболеваний, но и для того, чтобы приобрести средства для поддержания здоровья. Правильность принятия информации, предоставленной на листке-вкладыше, зачастую зависит от наличия фармацевтического или медицинского образования; иногда инструкции написаны очень мелким шрифтом, поэтому возникает необходимость в совете или рекомендации со стороны фармацевта относительно выбора и правильного использования безрецептурного лекарственного средства. Вследствие опасности неправильного использования лекарственных средств безрецептурного отпуска, роль консультативной помощи фармацевтического работника оказывается решающей [3]. Многие пациенты не ценят или не осознают потребности в профессиональной помощи при выборе лекарственных средств безрецептурного отпуска, приходя в аптеку, как в магазин. Но именно фармацевт играет ключевую роль в консультировании пациентов по вопросам выбора безрецептурных лекарственных средств и контролю за лечением этими лекарственными средствами. Важно добиться осознания пациентами необходимости в консультации провизора не только при первичном выборе лекарственного средства, но и при последующих покупках [7].
3 ПРОБЛЕМАТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Охрана здоровья населения является одной из самых приоритетных задач государства. Главный инструмент охраны здоровья населения это оказание медицинской помощи, при этой она невозможна без использования лекарственных средств. Связь между фармацевтическим и медицинским работником проходит через пациента и рецепт, согласно которому фармацевт получает указание о выдаче необходимого препарата. Но в настоящее время данная связь нарушена причиной этого стало перенасыщение аптек лекарственными средствами, врачи попросту не успевают за тем разнообразием препаратов на полках аптек, количество аптек резко возросло, что дало свой отпечаток на конкурентную среду этой ниши рынка. Врачи и фармацевты имеют общие цели, общих пациентов и этические нормы, касающиеся предоставления максимально возможной помощи. В современных условиях, когда средства массовой информации, не только профессиональные, но и непрофессиональные в изобилии рекламируют лекарственные средства, врачи не ждут поступления информации от фармацевтов (хотя с последних никто не снимал ответственности за свое¬ временное обеспечение врачей информацией о лекарственных средствах), а сами пополняют свои знания о ЛС, зачастую ограничиваясь только эффективно подаваемой неполной информацией о них в прессе. Иногда врач, отлично зная все свойства препарата, оказывает сознательно помощь иностранной фирме в его внедрении на фармацевтическом рынке, это несовместимо с этическими принципами профессии - врач не должен заниматься продвижением лекарственных средств конкретной фирмы [11]. Оптимальная лекарственная терапия должна быть: безопасной, эффективной, адекватной, доступной (в плане стоимости), экономически эффективной, индивидуально разработанной, удовлетворять потребности пациентов. Для предоставления оптимальной лекарственной и доступной информационной базы, которая создается в ходе базовых, клинических, фармацевтических и других научных исследований, врачам и фармацевтам надо полнее использовать имеющиеся знания в рамках их профессиональных обязанностей для:
- обеспечения своевременной и эффективной лекарственной терапии;
- снижения ее нежелательных побочных эффектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимоотношения фармацевтов и врачей это острый вопрос, который существует достаточно долгое время и так и не закрыт., так стар и тем не менее актуален. Работник аптеки на протяжении многих десятилетий являлся посредником между врачом и пациентом, понимающим «врачебный почерк» (т.е. понимающий намерения врача, обладающий теми же компетенциями); он не только объяснял больному, как принимать лекарство, но и фасовал порошки, готовил растворы для процедур физиотерапевтических кабинетов и т.д. Однако за последние двадцать-тридцать лет число производственных аптек снизилось настолько, что практически перестало существовать, «ремесленная» часть работы фармацевта выведена из поля зрения пациента, а работа за первым столом сводится практически к функции продавца, падает имидж фармацевтического работника, его специальное профессиональное образование не берется в расчет, и его рекомендации по приему лекарств уже не воспринимаются как императивные. Изменение социального строя и моделей реализации профессиональной деятельности, подрыв репутации работника здравоохранения, концепция самолечения, принятая Всемирной организацией здравоохранения, ставка на индивидуальную ответственность пациента за свое здоровье приводит к иллюзии компетентности пациента в выборе средств и способов собственного лечения. Пациенты «залечивают» себя, исходя не из медицинских показаний по применению лекарств, а из телерекламы, интернета, советов соседей и т.д. Следствием неконтролируемого приема лекарственных препаратов является искаженная реакция организма, примером чему может служить развитие во всем мире резистентности к антибиотикам, которые некомпетентными в области медицины людьми воспринимаются как панацея при многих болезнях. Усиления контроля за рецептурным отпуском этой группы лекарственных препаратов призвано решить эту проблему, оставить назначение таких групп лекарственных препаратов за специалистом. Врач и фармацевт нуждаются в значительно большем, чем пациенты объеме информации о лекарственных препаратах. Выписывая лекарственный препарат под международным названием, по мнению фармацевтов, врач должен сообщить пациенту, что в подобном случае фармацевт имеет право на замену препарата. Сегодня у нас нарушена система взаимоотношений фармацевта с врачом. К сожалению, врачи не готовы сегодня к прописыванию препаратов под международным названием, а фармацевты не обладают информацией о многочисленных синонимах лекарственных препаратов. Безопасность лекарственных средств также играет существенную роль в принятии решения.
1. Власюк, Т. Приверженность терапии: в поисках улучшения / Т. Власюк // Аптека [Электронный ресурс]. – 2008. - №30 (651). – Режим доступа: http://www.apteka.ua/article/magazine/651.
2. ВОЗ о роли фармацевта //Еженедельник Аптека [Электронный ресурс]. – 2002. – № 15 (336). – Режим доступа: http://www.apteka.ua/archives/336/17354. html.
3. Грачева Л.В. Фармацевтическое консультирование пациентов / Л.В. Грачева // Consilium provisorum [Электронный ресурс]. – 2001. – № 1, том I. – Режим доступа:http:// www.consilium– medicum.com/ media/provisor/01_01/ 8.shtml.
4. Григорян С.Л. Консультант или продавец? / С.Л. Григорян // Российские аптеки. – 2004. – № 10. – С. 6 – 11.
5. Дремова Н.Б. Фармпомощь от Голландии до Японии /Н.Дремова [и др.];//Фармацевтический вестник [Электронный ресурс]. – 2006. – № 3 (408).–Режимдоступа:http://www.pharmvestnik.ru/issues/0408/documents/0408_9.html.
6. Дремова Н.Б. Фармацевтическая помощь: термин и понятие /Н.Б.Дремова [и др.]; // Фармация. – 2005. – № 2. – С. 37 – 45.
7. Емельянов С.А. История фармации: учебное пособие / под ред. Ю.А. Музыры –Томск: СибМУ, 2013.–124 с.
8. Кирсанова Т.Г. Проблемы взаимодействия врачей и фармацев¬тов в современных условиях // Фармацевтический вестник. - 1997. - №18. - С.12.
9. Лазаренко, А. В интересах пациентов / А. Лазаренко // Медицинская газета [Элек- тронный ресурс]. – 2009. - №58. – Режим доступа: http://www.mgzt.ru/article/1476/.
10. Макаренков А. Без права на ошибку / А. Макаренков // Еженедельник Аптека [Электронный ресурс]. – 2006. – № 15 (536). – Режим доступа: http://www. apteka.ua/archives/536/index.html.
11. Мошкова Л. Ответственная миссия фармацевта //Фармацевтический вестник. - 1997. - № 17. - С. 5.
12. Об правилах медицинской этики и деонтологии: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 августа 2018 г., № 64 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 16.10.2018, № 8/33531.
13. Об утверждении Надлежащей аптечной практики: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г., № 120 в редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 сентября 2014 г. № 66 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 15.10.2014, № 8/29188.
14. Развитие фармацевтической практики: международные документы [Электронный ресурс] // Российская Фармацевтика: – Режим доступа: http://www.pharmapractice.ru/1830.
15. Роль фармацевтического работника в системе здравоохранения // Биоэтика: учебник для вузов / Под ред. В. П. Лопатина. – 4-е изд., – 2009. – 272 с.
16. Умаров С.З. Первый шаг – подъем статуса / С.З. Умаров // Фармацевтический вестник [Электронный ресурс]. – 2005. – № 26 (389). – Режим доступа: http://www.pharmvestnik.ru/cgi–bin/ statya.pl?sid=9895.
17. Эльяшевич Е.Г. К понятию слова «провизор» / Е.Г.Эльяшевич // Материалы VIII съезда фармацевтических работников Республики Беларусь.– Витебск, 2010.– С.52-53
18. Ягудина Р.И. Расширить варианты взаимодействия / Р.И. Ягудина // Фармацевтический вестник [Электронный ресурс]. – 2006. – № 14 (419). – Режим доступа: http://www.pharmvestnik.ru/cgi– bin/archive.pl?id=355.