ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ВЕСНА»
2.1 Психолого-педагогические основы формирования умений составлять описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.2 Комплекс упражнений и игр по формированию умений составлять описательный рассказ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале лексической темя «Весна»)
Список использованных источников
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ВЕСНА»
2.1 Психолого-педагогические основы формирования умений составлять описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Согласно Л.С. Волковой, логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы [6]:
Рассмотрим некоторые из них.
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.
Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.
Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.
В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
2.2 Комплекс упражнений и игр по формированию умений составлять описательный рассказ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале лексической темя «Весна»)
1. Упражнение: «Составь предложение»
Цель: активизация лексического запаса по теме «Весна».
Детям предлагается составить предложения, по опорным словам, повторить цепочки слов (например, греет, светит, тает: скворец, грач, ласточка; набухает, зеленеет, распускается).
2. Далее проводится беседа о весне. Дети подбирают определения и слову весна (какая? - теплая, ранняя, холодная).
Игра «Кто больше?»
Цель: определение признаков предметов по выбранной лексической теме.
Логопед: Назовите признаки («красивые» слова): к слову СОЛНЦЕ (какое?) (весеннее, тёплое, ласковое, доброе, лучистое и т.д.), к словам: НЕБО, ТРАВА, ПОДСНЕЖНИК.
3. Упражнение: «Составь предложение по признаку»
Цель: научиться составлять простые распространенные предложения по имеющимся признакам предмета или явления.
Логопед предлагает составить предложения о наступлении весны. Наступила ранняя (теплая) весна. Предложение проговаривается хором, и дети должны его запомнить. Затем уточняется: какой первый признак весны?
- Греет солнышко.
- Как оно греет?
- Ярко греет солнышко.
Рассуждая с детьми вслух, логопед привлекает их внимание к причинно-следственным зависимостям:
- Становится теплее. Что происходит в природе (со снегом, Сосульками)?
- Что начинает таять?
Составляются соответствующие предложения. Выбирается одно, Которое проговаривается хором. Дети должны запомнить и это Предложение. Логопед выставляет на доске соответствующую картинку. Аналогичным образом раскрывается характер других природных изменений.
- Что появляется на дорогах? (Ручьи, лужи).
- Что набухает на деревьях? (Почки).\
- Кто прилетает из теплых стран? (Перелетные птицы, скворцы, грачи).
- Что они делают? (Вьют гнезда).
1. Глухов В.П. Особенности процесса воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. – М.; 1983.
2. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов. // Дефектология. – 2004. – С.58-62.
3. Глухов, В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР / В.П. Глухов // Дефектология, 1990. – №6.
4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
5. Климонтович, Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика общего недоразвития речи / Е. Ю. Климонтович // Школа здоровья. – 2006. – №2. – С. 55-58.
6. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
7. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов – Дошкольное воспитание – 1990 – №10 – С. 16.