Введение
1 Теоретические аспекты использования игровых приемов на уроках английского языка
1.1 Психолого-педагогические аспекты использования игровых приемов
1.2 Классификация игровых приемов
2 методика использования игровых приемов при обучении лексике английского языка
2.1 Специфика реализации игровых приемов на уроках английского языка
2.2 Разработка плана - конспекта урока с использованием игровых приемов при обучении лексике английского языка
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника, ее значение не утрачивается в школе. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком.
1 Теоретические аспекты использования игровых приемов на уроках английского языка.
1.1 Психолого-педагогические аспекты использования игровых приемов.
Как указывает Ю.К. Бабанский, педагогическое (учебное) задание – это средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующее активизации учения, повышению качества знаний учащихся, а также повышению эффективности педагогического труда. Это понятие включает такие средства, как вопрос, задача, учебная проблема и другие, используемые для активизации, главным образом, собственной учебной деятельности (учения). Задания могут формулироваться в тестовой и в не тестовой форме [4, с. 33-37].
Обучающие задания применяют учащиеся для активизации собственного учения, усвоения учебного материала, саморазвития, а также применяют педагоги для обучения учащихся.
Понятие «обучающая игра» рассматривалось во многих областях знаний таких, как психология (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), педагогика (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, В.А.
Сухомлинский) и методика (Е.И. Пассов, Н.А. Горлова). В качестве основного мы выбрали следующее определение: «учебная игра – это ситуативно-вариативное упражнение, создающее возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению» [7, с. 30].
Использование игры в учебном процессе связано с понятием «занимательность обучения». В дидактике и методике преподавания выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся занимательности обучения.
Перечислим некоторые из них.
Во-первых, всю занимательность обучения принято делить на «внешнюю» и «внутреннюю».
Во-вторых, все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы:
1.Материалы, занимательные по форме.
2.Материалы, занимательные по содержанию.
3.Материалы, занимательные и по форме, и по содержанию.
В-третьих, основу занимательности должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом. Поэтому в основу разбиения материалов, заданий занимательного характера предлагается положить два существенных свойства понятия «учебная занимательность»:
1.Связь с учебным предметом.
2.Воздействие на мыслительную деятельность учащихся [4, с. 36].
2 Методика использования игровых приемов при обучении лексике английского языка.
2.1 Специфика реализации игровых приемов на уроках английского языка.
Рассмотрим различные игровые задания и упражнения, которые можно использовать на уроках английского языка.
Лексические упражнения:
соотнести графический образ слова с его значением;
соотнести английские и русские слова;
найти соответствия между словом и картинкой;
расставить слова в алфавитном порядке;
распределить слова по группам;
подобрать рифму к слову;
воспринимать на слух и понимать языковые и речевые единицы разной протяженности;
вставить пропущенное слово, словосочетание;
составить предложение из слов;
убрать лишнее;
продолжить цепочку слов;
найти общее понятие;
заполнить пропуски в тексте подходящими словами;
заменить картинки в тексте соответствующими смыслу словами;
расшифровать слово;
разгадать кроссворд;
разбить цепочку из слов на отдельные слова;
подобрать слова, начинающиеся с одинаковой буквы
написать слова под рисунками и др.
Грамматические упражнения
восстановить структуру предложения;
соотнести предложения с их моделями;
написать предложения к предложенным моделям;
восстановить все элементы в модели предложения;
составить высказывания с опорой на модели;
трансформировать повествовательное предложение в вопросительное;
подобрать к предложениям подходящие вопросительные слова;
выбрать правильную грамматическую структуру из нескольких структур;
соотнести предложения с картинками;
выделить в тексте цветом новую грамматическую структуру;
закончить предложение;
исправить ошибки в тексте и др.
Заключение.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Важное место в обучении английскому языку занимают игровые приемы. В сочетании с другими приемами обучения игра является универсальным помощником в организации учебного процесса. В соответствии с требованиями, подбор игр должен осуществляться на основе целей и задач, поставленных на уроке. Игровые приемы в обучении иноязычной лексике содействуют развитию творческих, личностных и интеллектуальных способностей учащихся, развивая их память, логическое мышление и языковую догадку. Работая со словом через принцип функциональности, игры помогают закрепить в памяти учащихся необходимый для речевого общения словарный запас благодаря многократному проговариванию определенных речевых образцов. Благоприятные условия игры позволяют школьникам преодолевать существующий языковой барьер, демонстрируя практическое применение их знаний, умений и навыков. Занимательный материал – это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой занятия, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.
Занимательный материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.
Следует учитывать, основу всего игрового материала, который используется на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом. Однако нецелесообразно использовать занимательность обучения на уроках, опираясь только на учебный материал и не учитывая воздействия занимательных задач на мыслительную деятельность ученика. Поэтому классифицируя материал игрового характера, можно опираться на два важнейших свойства понятия «учебная занимательность»: связь с учебным материалом и воздействие на мыслительную деятельность учащихся.
1. Агаева, О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка / О. В. Агаева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. Конф. – Чита, 2011. – С. 211-213.
2. Амонашвили, Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш. А. Амонашвили // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 36 – 41.
3. Английский язык. 4 класс : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. 1 / Л. М. Лапицкая [и др.].– Минск : Издательский центр БГУ, 2014. – 128 с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 2004. – 320 с.
5. Бабкина, Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н.В. Бабкина // Начальная школа. – 1998. – № 4. – С. 26–29.
6. Бондарева, Н.Ф. 140 вопросов и ответов по методике преподавания иностранных языков / Н.Ф. Бондарева. – Южно-Сахалинск : СахГУ, 2000. – 44 с.
7. Бочарова, Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / Л.Н. Бочарова // Иностр. языки в школе. 1996.– № 3. – С. 23-26.
8. Волкова, А.В. Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка в школе / А.В. Волкова. – М. : Пресс, 2010. – 298 с.
9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – М. : Академия, 2006. – 336 с.
10. Горлова, Н.А. Методика обучения иностранному языку: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Oбразования / Н.А. Горлова. – М. : Академия, 2013. – 280 с.
11. Давыденко Т. М. Проектирование учебного занятия: учеб. пособие/ Т. М. Давыденко, Е. В. Тонков. – Белгород.: БелГУ, 2006. – 91 с.
12. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения: монография / В.В. Давыдов. – М. : ИНТОР, 1996 – 544 с.
13. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. – М. : ТетраСистемс, 2007. – 180 с.
14. Левина, М.М. Технологии педагогического образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.М. Левина. – М. : Академия, 2001. – 272 с.
15. Минкин, С.И. Необыкновенный урок, или зеленый заяц, сирень и фантазия / С.И. Минкин, Э.Д. Удальцова. – Смоленск : СОИУУ, 2016.–36 с.
16. Некрасова, А.Ю. Нестандартное обучение английскому языку / А.Ю. Некрасова. – М. : Книга, 2013. – 178 с.
17. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М. : Русский язык, 2000. – 276 с.
18. Савинова, С.В. Нестандартные уроки в начальной школе / С.В. Савинова. – Волгоград : Учитель, 2015. – 72 с.
19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 225 с.
20. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф, Стронин. – М. : Просвещение, 2004. – 210 с.
21. Ушинский, К. Д. Воспитание человека / К. Д. Ушинский ; сост. С.Ф. Егоров. – М. : Карапуз, 2000. – 456 c.
22. Хохрякова, П.А. Нетрадиционные формы обучения английскому языку в школе / П.А. Хохрякова. – М. : Пресс, 2015. – 184 с.
23. Хуторской, А.В. Современная дидактика : учеб. пособие для вузов / А.В. Хуторской. – М. : Высшая школа, 2007. – 639 с
24. Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении / М.Ю. Шуба. – М. : Просвещение, 2005. – 180 с.